Знакомство ребенка с правилами поведения в общественных местах — задача важная и деликатная. Как сделать так, чтобы посещение театров, музеев и галерей стало для него интересным и увлекательным приключением? Вот несколько простых правил, которые помогут вашему ребенку чувствовать себя комфортно.
В первую очередь, самое главное — это интерес ребенка.
Интерес возникает в двух случаях: когда мероприятие подобрано по возрасту и когда герои понятны ребенку. Если спектакль слишком взрослый или слишком детский, ребенок может потерять интерес. Важно, чтобы обсуждаемые темы касались внутренних переживаний ребенка. Например, даже самые заядлые хулиганы в возрасте 10-12 лет испытывают первые чувства к противоположному полу. Спектакли, затрагивающие тему первой влюблённости, помогут зрителю сосредоточиться на произведении. Если же мы приведём ребёнка 5-6 лет, просто за компанию с братом или сестрой, ему эта тема может быть неинтересна.
Конечно же, перед выходом всегда стоит напомнить ребёнку о правилах поведения.
Важно не демотивировать его угрозами, такими как,
«Если будешь плохо себя вести, то получишь»
ведь это не должно быть из-под палки. Воспитание детей требует понимания и терпения. Вместо этого лучше объяснить, почему важно соблюдать определенные нормы в общественных местах, таких как театры или музеи. Заблаговременное обсуждение и совместное определение правил создает доверительную атмосферу и помогает ребенку легче адаптироваться к новым условиям.
Классно, когда такие выходы становятся культурной семейной традицией.
Большинство детей хотят общаться с родителями вне дома, вне быта. И в любом возрасте важно уделять внимание своим детям. Вспомните, как мы встречали свою половинку: нарядные, красивые, а потом начинается быт, и мы все чаще видим друг друга в повседневной одежде. Поэтому так важно создавать эти культурные традиции. Когда семья выбирается из дома, все собираются, наряжаются, не чтобы показать себя кому-то, а чтобы провести качественное время вместе. Если для ребёнка это становится традицией, а не эпизодическим событием, он начинает это предвкушать и ждать. Времена, когда семья собирается, становятся ценностью.
Есть у меня интересное правило: ненароком показывать ребенку что-то новое, например, в книжке.
Нам с сыном было непросто выйти за рамки только автомобильных тем. Я начала включать другие истории и показывать маленькие картинки, чтобы хоть немного его заинтересовать. Затем мы приходили в музей, где я не стремилась показать ему все залы и картины. Вместо этого мы выбирали 3-4-5 картин, которые могут заинтересовать ребенка. Это не перегружает и позволяет сосредоточиться. Для малышей и дошкольников классно включать поисковую активность. Например, попросить найти что-то на картине или запомнить деталь из произведения. Это как проблемный вопрос на уроке — ребенок понимает, что должен узнать или услышать. Потому что часто, например, мой сын начал проявлять интерес к культурным мероприятиям через концерты классической музыки. Ему было очень интересно наблюдать за музыкальными инструментами. Важно найти тот аспект, который увлекает ребенка.
Классно, когда ребенок понимает, как себя вести, и ведет себя хорошо.
Но если он вдруг начинает хихикать с другом в стороне, что вызывает смущение у родителя, важно объективно оценить ситуацию. Нужно помнить, что не всегда ребенку легко регулировать свое поведение. Отчитывать его в публичном месте не стоит. Важно не уводить его демонстративно в сторону, лучше оставить этот разговор на потом. Если ребенку стало скучно или он уснул, возможно, стоит уйти раньше. Конечно, с точки зрения формирования культуры, желательно, чтобы ребенок оставался до конца мероприятия. Но бывают ситуации, когда произведение просто не подошло ребенку, и нет смысла наказывать его за это. Важно обсудить с ребенком после, почему вы ушли раньше, тем самым выстраивая доверительный диалог.
Очень важно выбирать подходящее время для культурных мероприятий. С маленьким дошкольником можно идти на вечерние спектакли, если он днем отдохнул и поспал. Это поможет ему легче адаптироваться и уловить все культурные смыслы, которые стремятся передать как учреждение, так и родители.
Создавая условия для комфортного и увлекательного знакомства с культурой, вы закладываете основу для его будущих успешных социальных взаимодействий.
Позвольте вашему ребенку наслаждаться этим процессом и открывать для себя все новые горизонты!