«Клейменый, но не раб»
Метки в виде особых символов и знаков использовались человечеством на протяжении всей своей истории, всегда имея определенное значение, содержащее скрытый смысл и историческую специфику. Они использовались для религиозных целей, клеймения ремесленных изделий и всего того, что требовало «говорящую» отметку, а также были широко представлены в геральдике многих народов. Сегодня мы расскажем вам интересные факты о нескольких наиболее любопытных символах, представленных в виде клейм на кирпичах, являющихся экспонатами выставки «Русский кирпич: клейма, метки, знаки».
Ключ
Одним из особых символов, имеющих давнюю историю и глубокое метафизическое значение, является ключ. Ключ использовался как символ скрытого знания, секретности и светской власти, наставничества и религиозной иерархии. При захвате города на протяжении многих веков передача ключа от его ворот являлась символом капитуляции и признания победы захватчиков. В наше время эта традиция переросла в символическую передачу ключа во время торжественных мероприятий и церемоний, посвященных открытию нового учреждения.
В Древнем мире и Средневековье считалось почетным иметь должность ключника, камергера, ключаря и пр. Так, на протяжении многих столетий мусульманская семья Нусейбе преданно оберегает одну из самых священных христианских реликвий — ключ от Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Эта честь была возложена на их предков халифом Омаром I в 637 г. н.э. С того момента ключ передаётся по наследству от отца к старшему сыну, обеспечивая непрерывную опеку над святыней.
Символ ключа широко использовался как символ в Католической церкви, где он изображается на предметах высшей папской власти: на гербе и флаге Ватикана, а также на личных гербах всех пап. Золотой и серебряный ключ, изображенные на них, являются ключами от ворот Рая (золотой) и от Рима (серебряный), отражая единство духовной и светской власти в католическом мире в период зарождения этой символики. Основным аргументом для широкого использования этого символа Католической церковью являлись строки из Евангелия от Матфея:
«и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что́ свяжешь на земле, то́ будет связано на небесах, и что́ разрешишь на земле, то́ будет разрешено на небесах». Евангелие от Матфея 16:18; 16:19
Корона
Корона является символом превосходства, царской власти и величия. Корона выражает превосходство и могущество правителя, царственность и помазанничество, в связи с чем корона почти всегда изготавливалась из золота и драгоценных камней.
Дополнительные значения обусловлены формой короны или материалом, из которого она сделана. В шумерской культуре рогатая тиара выступала атрибутом божественного существа -таким образом, величие ассоциировалось с силой и трансцендентностью (поскольку бык символизировал гром, а в Междуречье верховным божеством всегда считался бог грома).
В Европе корона обязана своим происхождением античным венкам (круглую форму которых она унаследовала), тогда как в древних государствах Передней Азии и Ближнего Востока – головным украшениям и повязкам жрецов.
В средневековой Европе существовали различные типы корон, каждый из которых обладал своим закрепленным в традиции значением. Императорская корона, состоявшая из диадемы, образованной восемью вставными золотыми пластинками, и верхней дуги, разделенной на восемь полукружий, задействовала символику числа восемь, означавшего вечную жизнь.
Такая корона стала образом Небесного Иерусалима со стенами, покрытыми золотом и драгоценными камнями. Царство Христово олицетворяли крест (знак победы) и такие драгоценные камни как белый опал (знак превосходства), а также изображения Христа, Давида, Соломона и Езекии.
Папы изначально носили белый фригийский колпак, бывший знаком царского достоинства восточного происхождения, так как согласно официальной доктрине Ватикана, Папа получил право на царские регалии от императора Константина.
Затем атрибутом папского сана стала тиара – тройная корона (происходящая от персидского головного убора), знак высшей земной власти, символ троевластия, поскольку понтифик управлял, согласно различным интерпретациям, тремя сферами мира, тремя континентами либо тремя церквами - страдающей, воинственной и торжествующей.
Якорь
С древнейших времен якорь стал появляться на монетах и гербах.
Традиционно якоря были важными инструментами для моряков, и использовались для стабилизации их положения во время длительных морских путешествий. В этом смысле якорь олицетворяет силу и устойчивость, а также его способность обеспечивать безопасность судов в самых бурных водах, надежду и обещание благополучного возвращения домой.
В христианстве якорь является символом надежды и непоколебимости, представляя веру в Божьи обетования и надежность Его божественной защиты. Ранние христиане использовали якорь как скрытый символ во время гонений, так как это был способ показать свою веру другим христианам, не привлекая внимания неверующих. Якорь также служил символом корней христианской веры именно в еврейской традиции, он был символом надежды на исполнение Божьих обетований Аврааму.
Якорь упоминается в Библии как символ надежды:
«Эта надежда у нас как якорь для души, твердый и надежный» (Евреям 6:19).
Кроме того, древнехристианское искусство часто изображало якорь с перекладиной, известный как «якорный крест» или «морской крест». Это символизирует союз непоколебимости якоря и спасительного креста. Кроме того, вертикальная перекладина креста воспринималась как якорный канат, а перекладина представляет собой паруса и корабельную мачту. Это символизирует идею о том, что крест является якорем жизни христианина, а также является их проводником на жизненном пути, как корабельная мачта направляет корабль.
Таким образом можно сделать вывод, что большинство символов и знаков, знакомых каждому из нас, имеет множество трактовок и исторических интерпретаций. Все они использовались в разные периоды истории человечества, сохраняя в себе схожий смысл играя большую роль в культуре и религии. И эти символы до сих пор имеют большое значение даже для нас, современных людей.
А мы приглашаем всех желающих познакомиться с историей кирпичного производства в России и миром разнообразных кирпичных клейм на выставке «Русский кирпич: клейма, метки, знаки», которая проходит в Музее «Остров-град Свияжск».
Сроки проведения выставки: 2 октября 2024 – 26 января 2025
Место проведения: Выставочный зал Музея истории Свияжска (Успенская, 22, корпус 4).
Материал подготовил научный сотрудник отдела экспозиционно-выставочного отдела Ковалев Виталий Сергеевич.