Шутки плохие, сюжеты натянутые. И это не про голливудские комедии, как можно подумать. А про несколько комедий Леонида Гайдая.
Но может, на фоне современных попыток «смешить» те старые фильмы на самом деле дадут всем фору? Поговорим о самых спорных комедиях Гайдая и попробуем разобраться: действительно ли они заслуживают такого негатива или всё-таки критики их несправедливо обидели?
Не может быть
Снять комедию по Зощенко Гайдай мечтал давно. Но всё дело в том, что сделать он это хотел, как с Иваном Васильевичем — перенести действие сюжета в современный СССР. Мол, и у нас так может быть. Вот тут и начались проблемы.
Цензура, она, знаете, какая была — не давала спокойно жить. Гайдаю говорят: «Какое аморальное поведение, какая жадность, какая глупость? В Советском Союзе? Да ты что, мы такие вещи себе позволить не можем!» В итоге пришлось ему смириться и снимать всё в духе прошлого века, чтобы ни у кого вопросов не возникло.
И сразу вопрос: а может, если бы снимал 70 – 80 года, то фильм бы вышел совсем другим? А так ему руки скрутили и пришлось исходить из данности.
Взял он три произведения Зощенко — «Преступление и наказание», «Забавное приключение» и «Свадьба».
Фильм вышел в 1975 году и надо сказать, что собрал полные залы.
А вот критики разошлись во мнениях. Кто-то говорил: «Да это классика, тут и юмор, и правда жизни!» А другие просто морщились: мол, ни сюжета, ни того безумного духа, который был в «Иване Васильевиче». Ну, а что поделать — когда тебя контролируют, как строгая учительница, приходится выкручиваться и показывать «не пороки», а «особенности национального характера».
Не согласна с критиками — фильм замечательный и, на мой взгляд, актуальный до сих пор. Чего только стоит сюжет «Преступление и наказание».
Частный детектив
Ох, ну что сказать про «Частный детектив, или «Операция кооперация»... Гайдай попытался войти в эпоху перемен, но, видимо, остался в своих золотых шестидесятых. Фильм вышел в 1989 году, когда на дворе уже шумела перестройка и народ требовал чего-то посовременнее и поострее. А тут — пожалуйста, псимпатичный Харатьян.
Кстати сказать, что бы там критики не говорили, я помню толпы людей, когда мы ходили на этот фильм и потом еще долго задорно напевали песню оттуда: «Была эпоха ей-ей, период был будь здоров...»
Сюжет вроде бы занятный: герой, оставшись без работы, решает открыть частное сыскное агентство и сразу же влипает в приключения на свою голову.
Но соглашусь с тем, что шутки не смешные. И фильм посмотреть на один раз. Его не будешь пересматривать за новогодним столом или в какой другой праздник.
Здесь с критиками согласна.
Спортлото 82
Фильм, конечно, собрал огромную кассу в 1982 году — целых 55 миллионов зрителей. И это неудивительно. Кто не любит погоню за счастливым билетом? Да вдобавок под солнечным небом Черноморского побережья.
Но вот критики оказались не такими восторженными. Они посмотрели на это дело с прищуром и сказали: «Ага, Гайдай, мы тебя раскусили». Они назвали «Спортлото-82» «попурри из собственных комедий» и упрекнули режиссера в том, что он повторяет старые приемы.
Я, конечно, не критик и дико извиняюсь, но какие там он приемы повторяет я так и не поняла...
Прекрасная комедия, шутки из которой гуляют в народе до сих пор.
Это ж кладезь!
Но знаете что? Гайдаю-то было все равно на мнение критиков. Он знал, что зритель любит — легкость, веселье, и погоню за мечтой. И в этом смысле «Спортлото-82» сработал на все сто.
Так что с критиками не согласна — прекрасный фильм
«Опасно для жизни»
Это, как писали критики, один из тех фильмов, которые заставляют задуматься: как мастер советской комедии Леонид Гайдай оказался в таком творческом тупике?
И вроде бы играют звёзды: Куравлёв, Вицин, Филиппов — но замечательная актерская игра не спасает ситуацию.
Но, увы, провальный сценарий всё испортил.
Пожалуй, единственный светлый момент — это персонаж в исполнении Вицина, который напоминает зрителям его прошлые роли в трио Трус, Балбес и Бывалый. Но теперь этот «Трус», кажется, остался совсем один, как будто затерялся во времени и занимается сбором бутылок в парке. Грустно, но это единственная роль, которая хоть как-то цепляет.
Сейчас согласна с критиками — фильм достаточно пресный и пересматривать его много раз, как другие работы мэтра, точно не будешь.
Интересный момент: в том же самом году Леонид Куравлев снимался в фильме «Самая обаятельная и привлекательная». И критики по этому моменту негодуют: фильм малоизвестного режиссера кажется шедевром по сравнению с фильмом, казалось бы маститого режиссера.
Почему не задался этот фильм? Остаётся только гадать. Но ясно одно: «Опасно для жизни» — это печальное напоминание о том, что даже великие могут ошибаться.
«На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди»
В этот раз режиссер, похоже, снова промахнулся.
Видно, что Гайдай пытался сделать что-то свежее, своеобразное, на тему бурных 90-х, когда все вокруг трещало по швам, но искромётной комедии не получилось.
Но фильм не зря вошел в историю. С позиции свидетельства эпохи — да, он интересен.
Вот только шуток-то нет. Есть диалоги, которые вроде как пытаются быть смешными, но даже улыбки не вызывают. Игра актёров и сюжет — всё уныло.
Хотя, понять режиссерскую задумку несложно — тогда начиналась дружба между Америкой и Россией, что и было показано в фильме в юмористической форме, и в голове сразу звучит песня из фильма «Хелоу, Америка, с другого берега..»
На этот фильм в кинотеатрах тоже был аншлаг. Но вот пересматривать его я вряд ли буду.
Согласны с мнением критиков? Или считаете все фильмы Леонида Гайдая шедеврами?
Не забудьте подписаться, готовлю интересные статьи, пообсуждаем))