Люблю серию "Эксклюзивная классика" издательства АСТ. Я периодически смотрю выпускаемые книги и таким образом нахожу новых для себя авторов и их произведения.
"Трилогия о мисс Билли" американской писательницы Элинор Портер - совершенно милейшая и забавнейшая вещь (вначале точно). Как будто смотришь комедийный сериал с бодрой и неунывающей главной героиней.
*а ещё мне очень нравится оформление книги: такие сочные яркие цвета – каждый раз смотрю и радуюсь>.<*
Завязка: девушке по имени Билли исполняется восемнадцать лет, когда последняя её родственница тётя Элла умирает. До достижения героиней двадцати одного года ей нужно подыскать место жилья вкупе с родственниками, которые могли бы о ней позаботиться. В итоге Билли переезжает к другу отца, в честь которого ей дали такое необычное имя. Уильям Хеншоу, старший из трёх братьев и сестры, поначалу с ужасом думает о необходимости воспитывать молодую девушку, но очень скоро проникается к той тёплыми отцовскими чувствами.
События в романе развиваются довольно быстро, главы здесь очень короткие (самая небольшая занимает страничку).
Казалось, вот только Билли обрела новый дом и семью, а уже спустя какую-то пару недель уехала и пропала из поля зрения приютивших её людей на три года. Быстрый темп истории, ничего не скажешь. А ведь это самое начало.
По достижении четверти книги появилось ощущение, что я читаю "Санта-Барбару на минималках". Герои поголовно неправильно друг друга понимают и при этом строят довольно серьёзные планы на дальнейшую жизнь. Главная героиня мечется между суровым "я не собираюсь выходить замуж" и "ох, он в меня влюблён, я, кажется, тоже (нет), так что я согласна". Как-то быстро повествование превратилось из юморной истории в любовные похождения (громко сказано, конечно).
"– Это только доказывает, моя дорогая, какой неподходящей была эта помолвка с самого начала.
Краска залила лицо Билли.
– Я знаю. Но если девушка думает, что мужчина просит её руки, когда ему нужна всего лишь дочь, и вежливо отвечает «да, я рада буду стать вашей женой», чего ещё можно ожидать?
– Именно того, что ты и получила в результате – страданий, которые чуть не закончились трагедией, – сурово заявила тётя Ханна."
Тем не менее первая часть, "Мисс Билли", повествует именно об устройстве главной героини с точки зрения семейных отношений - перебрав всех братьев Хеншоу, ставших ей названной семьёй, девушка наконец разбирается в своих чувствах и принимает их.
Честно говоря, было интересно узнать, о чём же будут следующие две части романа и чем Элинор Портер сможет удивить читателя (и сможет ли). Будет ли Билли развивать в себе творческое начало и станет великим композитором? (Да-да, она пишет музыку, любит музыку и всё такое прочее).
И во́т, первая глава второй части романа "Мисс Билли принимает решение", и ощущение такое, что у весёлой невинной девушки появился ещё один поклонник. Итого пять значимых и куча неназванных.
"Полагаю, что Билли Нельсон была окружена поклонниками с той секунды, как научилась ходить и разговаривать. Она невероятно женственна и очаровательна, а сердце у неё золотое. Да, я страшно завидую мужчине, который завоюет её."
На самом деле в этой главе Элинор Портер вводит в повествование нового героя с таким же необычным именем, как у нашей гг. Этот молодой человек всегда подписывается инициалами "М. Дж.", отчего постоянно получает ворох шуток относительно расшифровки имени. Его семья и близкий друг шутя называют его Мэри Джейн, и этот факт создаёт ситуацию, тотально идентичную той, в которую попала главная героиня в начале книги. Как же это было смешно, вы бы знали. Несмотря на всю "романтическую суету", которой, как оказалось, изобилует роман, книга сама по себе очень смешная.
Стало быть, эта вторая часть повествует об опасном положении двух обручённых людей, между которыми появляется третий лишний? Не совсем. Она действительно повествует о кризисе в отношениях молодых людей, возникшем из-за недопонимания, додумывания и скрытия истинного положения вещей.
А я-то по окончании первой части решила, что личная жизнь Билли устаканится и дальше пойдут какие-то новые её приключения.
Ох, главным героям всего-то нужно поговорить о том, что их беспокоит, и всем страданиям придёт конец. Но это было бы слишком просто, да?
"Разумеется, через час или два после всего этого, когда Билли встретилась с Бертрамом, она совсем не походила на себя. Бертрам, который все ещё жестоко страдал от лап чудовища, порождённого его собственной ревностью, при виде своей печальной возлюбленной немедленно вообразил самое худшее. Вечер был полон вздохов, незаданных вопросов и мучительных взглядов и никому не принёс радости."
Есть в книге персонаж по имени Кейт, неимоверно раздражающий своим видением жизни и навязыванием собственного мнения. Девушка приходится сестрой трём братьям Хеншоу, которые приняли к себе Билли. Так вот эта Кейт вроде бы и делает всё из лучших побуждений, но любит командовать и совершенно не принимает во внимание мнение окружающих. Казалось бы, она уже два раза сильно подпортила жизнь Билли, и ты думаешь "ну что она ещё может сотворить такого, когда уже сама Билли начала общаться с ней с осторожностью", но нет, та находит новых жертв в лице подруги Билли и собственного брата Сирила (наговорила им всякой чепухи и носом не повела). Ну что за женщина такая. Приехала в гости к семье раз в триста лет и наделала дел, а остальным разбирайся потом со всем. Так потом она ещё и письмо Билли написала, снова наговорив страшной ерунды, и как девушка ни старалась пропустить слова Кейт мимо себя, полностью избавиться от их влияния ей не удалось.
До кучи Кейт Хартвелл совершенно, совершенно не разбирается в ситуации и трактует её исключительно исходя из своих "догадок".
Мораль романа: видишь Кейт на горизонте - беги.
Заметила такую вещь: в паре моментов на страницах книги появлялись флэшбеки: Элинор Портер буквально повторяла фразы, которые мы прочитали несколько страниц назад. Это не халатность, а именно приём - герои вспоминали то, что произошло незадолго до текущего момента.
Это мне дико напомнило корейские сериалы: в большинстве случаев их авторы безбожно грешат флэшбеками, показывая буквально те же сцены, которые мы видели двадцать секунд назад.
Возвращаемся к повествованию: во второй книге Билли снова нашла себе проблемы на пустом месте.
Вроде на протяжении всего романа она выказывает разумность, не принимая за чистую монету слова из газет и журналов, повествующих о том, как следует жить молодой жене и тому подобных вещах, а в следующий после прочтения момент всё же идёт у них на поводу и делает всё ровно так, как там написано. Это же касается слов Кейт. Казалось бы, вот роман, вот целеустремлённая неглупая добрая барышня, а получается, что любые слова, касающиеся быта и жизни, влияют на неё как на наивнягу, после чего в её отношениях с близкими людьми начинаются лютые непонимания и хаос.
В последней части фокус главной героини метался между собственной жизнью и жизнью её близких знакомых. Если конкретнее, то она пыталась устроить личное благополучие подруги с одним приятелем. Отчасти ей это удалось, но опять же, молодым людям мешали приличия американского общества начала XX века, стремление скрыть чувства и невозможность говорить открыто.
Кстати, главы в третьей части оказались длинными, ни в какое сравнение не идут с первым романом.
Билли всё так же подходит к любому делу с жаром и интересом, но частенько до абсурдного увлекается и забывает про здравый смысл.
Удивительно, но почти в конце Кейт Хартвелл высказала свои мысли Билли, которые в единственный раз оказались по существу. Можно сказать, что она всё-таки помогла Билли, открыв ей глаза. Ну хоть напоследок её слова и действия оказали непагубное влияние.
Эх, Билли такая Билли. Неужели она всю свою жизнь, каждый период и каждую терзающую её ситуацию будет вычитывать в книгах и искать советы там же?
Ответ: да вроде нет🙂.
"В ответ на это всё Билли только смеялась, краснела и говорила что-нибудь весёлое и беззаботное. Но в глубине души ей это совсем не нравилось. Иногда она думала, что, если бы не было никаких советов и комментариев – от книг или от дам – и вообще никого не было, кроме неё самой и Бертрама, их медовый месяц продлился бы бесконечно."
К концу романа фокус повествования вращался вокруг Билли, её мужа, их ребёнка и знакомых друзей Билли. Кое-чего мне не хватило: старшего брата семейства Хеншоу Уильяма. В первом романе столько было сказано о его переживаниях и любви к Билли, а в третьей части этот факт как будто забылся. Хотя мне кажется, что такое положение вещей неизбежно ввиду естественного течения жизни. Хочется, чтобы всё оставалось как было - приятным и полюбившимся, но это невозможно, так как это "всё" никогда не стоит на месте.
Грубо говоря, три романа книги представляют три разных этапа в жизни главной героини:
Билли-девушка;
Билли-невеста-жена;
Билли-мать.
Если бы я знала заранее, что такова основная структура романа, я бы засомневалась, читать его или нет. Хорошо, что об этой структуре мне было неизвестно. Ибо несмотря на такое вот описание в романе говорится о многих других вещах, о людях, о порядках, об отношениях, о времени, в конце концов. Да и чего нельзя отнять у романа, так это юмора, являющегося чуть ли не сердцем всей книги.
Получается, что первая часть самая стремительная по событиям, содержит в себе наибольшую дозу юмора и лёгкости, отражённую в коротеньких главах. Вторая, в принципе, не отстаёт от первой, ибо в ней Билли не успела ещё познать, что такое семейная жизнь, а значит, перейти на новый, более осознанный этап. Третья часть состоит из самых серьёзных изменений в быте главной героини, а значит, и самых глубоких и важных постулатов. Целеустремлённость Билли тут возводится в абсолют, хоть и довольно быстро сменяется осознанием положения дел. Сами события, происходящие с героями, и радостные, и печальные, но завершаются положительно, у всех героев жизнь устроена, все возможные уроки усвоены, а потому смотрим в будущее без опасений.
Несмотря на мрачноватые предпоследние страницы книга завершается тепло. Так, что хочется читать и узнавать семью Хеншоу и их друзей дальше. Но это можно сделать только в своём воображении😌.
Было смешно́? Смешно.
Читать легко́? Легче лёгкого.
Глубина е́сть? Конечно, есть.
Больше всего меня покорил юмор, и, признаться, я его больше всего и ценю.
💛