Трудности с обеспечением российских предприятий квалифицированными работниками давно назревали. Эти вопросы избегали, обсуждали шепотом, избегали проявлять инициативу, предпочитая восполнять недостаток рабочей силы бесконтрольным привлечением мигрантов, которые могли выполнять лишь простейшие задачи, не требующие специальных знаний. То есть, специалисты среди мигрантов конечно есть, но очень мало.
Однако так долго продолжаться не могло, и вскоре стало очевидно, что страна сталкивается с нехваткой рабочих профессий. Профильные учебные заведения, курсы, наставничество на заводах существуют, но большой интерес к этим профессиям не появился и вряд ли это изменится, если мы не решим проблемы, созданные нами же.
На этом фоне все отчетливее звучит государственный приоритет в сфере образования. Еще в 2023 году президент России, Владимир Путин, озвучил амбициозную цель - за 5 лет подготовить миллион специалистов рабочих профессий. Почему именно миллион? В сложившейся ситуации нужно хотя бы стольких успеть обучить. Да и сколько из этого миллиона не сбегут в первый рабочий день с завода, тот еще вопрос.
Идет речь о дальнейшем обеспечении России технологическим суверенитетом. Стране хватает ресурсов для производства большинства товаров, которые сейчас закупаются за рубежом. Тем не менее, из-за недостатка специалистов мы не можем реализовать этот потенциал, и необходимо приложить максимум усилий, чтобы мы перестали отставать от других стран. Свое то, как-то лучше.
Эксперты обсудили президентскую пятилетку и предложили сосредоточиться на профориентации, увеличив количество учебных часов по выбранным профессиям. Важно заинтересовать учеников, чтобы они осознанно шли учиться после школы. Это даст шанс получить квалифицированных специалистов. К слову, далеко это не просто - многие в таком возрасте еще не определились.
Однако существуют и другие мнения. Эксперты предупреждают о поспешных шагах в профориентации, указывая, что выбранная в школе профессия не гарантирует продолжения ее изучения и работы в этой сфере. Они предлагают избегать навязывания профессий и считают полезным знакомить учеников с профессией через прямой контакт, например, экскурсии на предприятия. Это практиковалось и ранее, но как-то "не зашло", но знакомить молодежь с рабочими профессиями, базой для будущего технологического прорыва - важная задача.
Менеджеров, юристов и экономистов у нас в достатке, но сварщиков, токарей, особенно на ЧПУ - у нас острый дефицит. Важно исправить упущения 90-х годов, чтобы не оказаться на обочине. Эксперты считают необходимым усовершенствовать систему профориентации, чтобы школьники сами стремились осваивать выбранные профессии.
Следует проработать перспективу трудоустройства, чтобы привлечь подростков, демонстрируя им их будущее в профессии. Нужно убедить их в правильности выбора и обеспечить их рабочими местами после обучения, включая дополнительные льготы.
Таким образом, подросток будет уверен в своем будущем, не будет бояться менять работу и стремиться к созданию семьи. Он сможет обеспечить своим детям достойное образование, что придаст ему уверенность в завтрашнем дне, зная, что работа и средства к существованию у него есть.
Такой прорыв возможен именно через обновление жизненных ориентиров. Молодые люди должны сами осознать, что без квалифицированных рабочих наша страна не сможет достичь значительных успехов в цифровых технологиях.