Найти в Дзене
Просто Училка

"Знать неважно! Важно соответствовать!" Административный подход к обучению превращает школьников в формалистов. Об оформлении

Вы что?! Если я так напишу, мне оценку снизят! Вообще двойку поставят!

Автор канала, репетитор, всего-навсего предложил краткую запись задачи на движение (в 8 классе) в виде таблицы, а не в виде схемы. Так нас в институте педагогическом учили, по крайней мере. Допустимо!

Точнее: в некоторых случаях в некоторых школах у некоторых учителей допустимо.

Но есть школы, у которых свои представления. Нет, не о математике. Об оформлении математики в тетрадях. И русского языка тоже. И остальных предметов, наверное.

Вообще-то, довольно утомительно подстраиваться под каждую тетрадь.

"У тебя неправильно!"

Такую фразу часто приносят мне из школы ученики, когда мы разбираем то или иное несоответствие. Однако касается оно не знаний в дисциплинах. Нет, "у тебя, дружок, неправильно оформлено".

То мы клеточки отшагнули на одну больше, дважды. Примеры надо было писать "в линейку". Мы были к этому готовы. Между ними по четыре клеточки мы отступали (как в предыдущей работе у ученика из другой школы). Несмотря на это бедолаге поставили тройку. Вот к этому мы готовы не были! Потому что не четыре, а пять клеточек надо было отступать! Два раза согрешили два раза наказали.

А здесь мы слово "доказательство" сократили и написали "док-во", а надо было "док-ство" нам опять снизили оценку.

В линейном уравнении с девятиклассником пропустили приведение подобных слагаемых. В уме он быстро считает, шибко умный. Бывает такое. А учительница эту строчку несуществующую подчеркнула и приписала: "Где приведение подобных слагаемых?" В голове! Оно в голове! Это девятый класс, а не седьмой, когда навык ещё в процессе формирования! И голова у парнишки светлая! Дальше-то всё правильно!

***

Начертили в домашнем задании координатные оси в девятом классе карандашом снизили оценку. "Они на ОГЭ ручкой только пользуются, им всё надо ручкой чертить, чтобы не забывали", объяснила мне тогда мама мальчика.

Странное объяснение. Допустим. Но на балл всё равно снизили.

***

"За один день мама и бабушка собирают 30 кг яблок. Сколько кг яблок они соберут за 5 дней?"

Казалось бы, милейшая задача про трудовые дачные будни. Посмотрим в тетрадь и поймём, почему оценку снизили на балл.

Вот оно! Разумеется! Когда хотим узнать про яблоки, логичнее поставить их первым множителем! 30 х 5 = 150, а у моего растяпы-ученика 5 х 30 = 150. Я бы за такое не снизила, просто объяснила бы, в чём тут смысл. Опять же, ведь от перемены мест множителей... Минуточку... А это даже не подчёркнуто красным. А что подчёркнуто?!

Неправильно сократил слово. Вместо "яб." написал "ябл." Ага, ясно, то есть, за русский язык. И ещё поставил номер действия (единица перед вычислениями зачёркнута). Более-менее логично, задача из одного действия состоит, наверное, необязательно было писать его номер...

Ну тогда уж за множители было бы уместнее снижать, разве нет?! Спасибо, что не два балла отобрали.

***

Мы после "Классная работа" всегда точку ставим, а то оценку снизят. (Анечка)

А мы не ставим! Никогда! (Танечка)

– А ну-ка покажите тетради!

Две девочки, обе в пятом классе. Учатся в разных школах, сидят на уроке у репетитора.

Смотрю в тетрадки, а там... маразм. У одной и правда везде точки, а у второй нет! Нет никаких точек! И у обеих пятёрки! (А вот ошибки есть, кстати. Но это ведь не главное! Главное, что точки как надо стоят. И как не надо они тоже не стоят. Ой всё, бред какой...)

Знать вовсе не важно! Важно соответствовать!

***

Нельзя писать на полях! Их для того и придумали, чтобы на них не писать!

Можно! Вот! Смотрите сами!

Все поля исписаны вдоль и поперёк. Убористым почерком. И четвёрка, потому что, видимо, почерк кривоват. Значит, всё-таки можно, на полях-то...

***

Вы мне тогда сказали красную строку двумя пальцами отмерять, а мне тройку поставили, с укором сообщает ученик начальной школы.

А сколько надо пальцев для красной строки?! (Ошарашенно)

Не пальцев (с ещё большим укором), а ладошку! Надо ладошку!

Не веря своим глазам, смотрю на предложение, которое начинается... с середины строчки! С середины! А вчера два пальца отступали с другим учеником, там пятёрка была!

(Вот интересно, а когда ладошка вырастет, будем новый абзац с конца строки записывать, что ли?!)

***

Ничего однозначного по оформлению. Каждый пишет, как он слышит. От вольного.

Во всех описанных случаях к предметам, к математике и русскому, претензий нет. Но и акцента на них тоже нет! Как будто важнее произвести подсчёт клеточек, а не произвести правильный подсчёт в вычислениях.

Это ещё одна причина, по которой у детей не складываются отношения со школьными дисциплинами.

Они пропускаются через воронку формальных требований. И предметы, и ученики.

Если ты соображаешь в математике, но не соблюдаешь формальности снизят оценку. Снизят твои успехи в предмете, снизят твою планку. Ты будешь чувствовать себя глупым и ничтожным. И рано или поздно перестанешь тянуться к предмету. Зато начнёшь разбираться в формальностях.

К тому же, если бы требования были едиными и разумными, я была бы первой, кто выступает за их полезность. Но когда вместе с вновь пришедшим педагогом меняются требования по оформлению, это уже никуда не годится. Дичь.

***

А вы уверены, что надо ставить "∊", а не писать словом "принадлежит"?

– Подожди, а ты уверена, что ты тему поняла?

– Это неважно! Важно оформить! Если неправильно напишу, снизят оценку!

(В десятом классе?! "Неважно" понимать функции?! Писать слова вместо специально придуманных для такого случая символов в тетради по алгебре?!)

– Нет, детка, я уже ни в чём не уверена. Давай посмотрим в твою тетрадь.

Смотрим.

– Пиши, моя хорошая, словами. А у меня на уроке будем символами пользоваться. Сейчас научу тебя, тут легко.

***

Теперь репетитор поумнел. Всегда сверяется с тетрадками. Как учитель говорит, так и будет. А на частных уроках будет по-репетиторскому.

***

Смещение акцента со знаний на оформление превращает школьников в неучей, хорошо разбирающихся в формализме. Почему в неучей? Потому что на первом месте соответствие, а на втором Пифагор, сочетательный закон, формулы сокращённого умножения и иже с ними.

А они должны быть на первом! И пускай пламенеет синими всполохами это оформление!

***

Всё. Выговорилась. Навеяно очередными нововведениями в оформлении фонетического разбора. Он же звуко-буквенный разбор, он же фонемный анализ, он же звуко-фонемный. Анализ, само собой, а вы как думали?!

Нет, не разные понятия. В том-то и дело, что одна и та же процедура у одного и того же возраста, только в разных школах!

Теперь точно всё.

Приходите и нажалуйтесь мне про оформление. Я вас пойму и утешу.

Кстати, можете поставить формальную оценку за статью. Мне будет очень приятно👍

Не формально, а по-настоящему😊

Фото из интернета неплохо отражает мысль. Девушку я сама скомпоновала)
Фото из интернета неплохо отражает мысль. Девушку я сама скомпоновала)

P. S.: Про сокращение слов. Попросила у мамы ученика выяснить про "док-ство" в школе. Оказалось, что "-ство" неделимая фонема. Мне, человеку с двумя высшими образованиями, одно из которых как раз лингвистическое, эта мысль показалась крайне любопытной. Пусть не из геометрии, но крайне. Знаете ли. Весьма...

Важное!

Дзен придумал кнопку донатов и вставил её в каждую статью. Присмотритесь к правой стороне в конце материала, и вы увидите протянутую ручку автора с сердечком. Так сотрудники платформы видят наши авторские бдения по ночам и многочасовую работу с комментариями. Ну ладно. Это наш выбор, нас писать никто не заставляет.

Однако, если вы решите меня поддержать, мне будет очень приятно😊🙏