Найти в Дзене

Гик-блогер возродил почти забытый язык программирования для Commodore

Оглавление

В1983 году появился язык программирования MicroText, созданный для одного из самых популярных персональных компьютеров того времени — Commodore 64. Этот ЯП разрабатывали энтузиасты в сотрудничестве с Национальной физической лабораторией Великобритании, но его быстро забыли, а код считался утерянным.

Однако недавно энтузиаст ретро‑техники и ведущий канала на YouTube Кристиан Симпсон (Christian Simpson) сумел возродить этот забытый язык и поделиться им с миром. Почему он решил этим заняться? Потому что одним из разработчиков MicroText был его сосед. И когда Симпсон обнаружил на eBay дискету с языком программирования MicroText для компьютера Commodore 64, то понял, насколько это уникальная вещь.

Забытый язык программирования из 80-х MicroText вновь используют для написания программ
Забытый язык программирования из 80-х MicroText вновь используют для написания программ

История MicroText

MicroText создавался в начале 80-х годов, когда персональные компьютеры только начинали завоёвывать популярность. Один из разработчиков жил в том же доме, что и родители Симпсона, работал над созданием компактного языка, который бы позволял решать прикладные задачи и использоваться в области измерений и вычислений. Commodore 64, на котором тестировался MicroText, отличался простотой архитектуры и низкой ценой, что сделало его идеальным кандидатом для разработки и использования подобных языков.

MicroText создавали с упором на высокую производительность и минимализм, что позволило ему работать в условиях ограниченных ресурсов, таких как 64 КБ оперативной памяти Commodore 64. Он поддерживал основные типы данных и базовые операторы для математических и логических операций, что делало его удобным инструментом для вычислений в прикладных задачах. Этот язык идеально подходил для быстрой разработки небольших утилит и проведения экспериментов, но был ориентирован на пользователей с техническим образованием.

Симпсон впервые познакомился с этим языком в 1987 году, когда ему было 14 лет. Тогда он смог протестировать бета‑версию. Однако после этого MicroText как будто исчез — о нем не было никакой информации ни в интернете, ни на форумах поклонников Commodore. Поэтому дискета на eBay казалась чем‑то фантастическим.

Дискета оказалась в превосходном состоянии — даже сохранился характерный запах компьютерных магазинов 80-х годов. К счастью для энтузиаста, на ней действительно оказались файлы MicroText, включая демонстрационные программы и документацию. Возможно, это была единственная уцелевшая копия MicroText.

Удивительно, что дискета дожила до наших дней
Удивительно, что дискета дожила до наших дней

Что интересного нашли

Самая большая радость для Симпсона заключалась в том, что в процессе запуска старой дискеты устройство чтения начало работать, и на экране появился список файлов. Среди них были такие файлы, как introdemo, sounddemo и wel.com. Также присутствовало множество файлов с расширением .sta, характерным для MicroText. Дискета была полностью рабочая, а программы на ней — работоспособными и даже интересными.

Текстовый квест
Текстовый квест

Язык программирования MicroText оказался простым и удобным. Программа в нём как бы нарезана на кусочки-«кадры», похожие на веб‑страницы, что делает структуру кода интуитивно понятной. Команды в MicroText упрощены по сравнению с другими языками того времени, но позволяют создавать сложные графические и звуковые эффекты.

При тестировании демо «команд» Симпсон увидел, что там есть есть RUN, TEST, COMMENT, COPY — все основные инструкции, которые можно ожидать от раннего языка программирования. Текстовая строка, заканчивающаяся вопросительным знаком, будет ожидать ввода данных пользователем. Номер кадра, которому предшествует знак равенства, показывает, к какому кадру обращаться следующим.

Можно починять не только примус, но и электрические вилки
Можно починять не только примус, но и электрические вилки

На дискете Симпсон нашёл текстовую игру-головоломку «Побег из горящего отеля», обучающую программу по ремонту электрических вилок и несколько графических демок. Его особенно впечатлила возможность создавать анимации из простых символов. Одной из программ на дискете была «Plug faultfinding», выпущенная в 1983 году и помогающая находить неисправности в вилках.

Симпсон решил сохранить MicroText для истории, загрузив его и другие материалы в интернет‑архив. Язык быстро набрал популярность — его скачали более 1000 раз. Сообщество не только увидело в MicroText музейный экспонат, но и начало создавать на нём новые программы. Один энтузиаст даже разработал на нём игру «Посадка на Марс».

-5

По словам Симпсона, найденная версия MicroText оказалась даже лучше той, что он тестировал в 1987 году. И это говорит о том, что разработка языка продолжалась какое‑то время, несмотря на его исчезновение с рынка.

Если интересно, как всё выглядело, можно посмотреть видео на канале Симпсона.