Найти тему
КИНОман

Пираты Карибского моря:Проклятие Черной жемчужины.

-2
-3

Сейчас, когда кассовые сборы франшизы «Пираты Карибского моря» превысили 5 миллиардов долларов, а общая сумма прибыли этого грандиозного бизнес-инкубатора, куда входят и игрушки, и одежда, и аттракционы, и еда с напитками и много чего еще — исчисляется суммами в десять раз большими, даже смешно вспоминать, что когда-то продюсеры не желали браться за этот «рискованный» проект, потому что снимать фильмы про пиратов и вообще фильмы «на водную» тему — финансовое самоубийство. Когда-то пиратская тема была чрезвычайно популярна: кинотеатры 1920-50-х гг. пестрели афишами с многочисленными фамилиями жестоких и не очень капитанов — Бладда, Кидда, Черной бороды, Горацио, Моргана и др., не говоря уже о разнообразных экранизациях «Острова сокровищ», даже в СССР самым кассовым фильмом в истории оказался фильм на пиратскую тематику — «Пираты ХХ века». Но к середине 80-х пиратские камзолы поистрепались, флаг с черепом и костями превратился в тряпку, а грандиозные провалы «Острова головорезов» и «Водного мира», казалось, навсегда поставили точку в фильмах о джентльменах удачи.

Поэтому, когда сценаристы Тед Эллиот и Терри Россио, опираясь на диснеевский аттракцион, придумали историю про безкорабельного капитана Джека Воробья и его приключениях с живыми мертвецами и ацтекским золотом, на крупных студиях на них посмотрели как на сумасшедших. Однако, сценарием заинтересовался Джерри Брукхаймер, продюсер, славящийся безошибочным чутьем на сценарии, которые становятся блокбастерами, и он уже смог продавить идею на «Диснее». Тот же Брукхаймер безошибочно определил, кто будет идеальным режиссером для нового хита — Гор Вербински отлично зарекомендовал себя умением делать и страшно ("Звонок»), и весело ("Мышиная охота») и, главное — для абсолютно любой аудитории, и при этом еще не стоил так дорого как Майкл Бэй или Тони Скотт.

И, конечно, одним из самых правильных решений в карьерах всех создателей «Пиратов» было нанять на роль Джека Воробья Джонни Деппа. И, хотя роль стала для актера своеобразным проклятьем, получить возможность сыграть настолько культовый образ — мечта если не каждого, то уж точно большинства актеров. Почему я говорю о проклятье? Депп — актер очень тонкий, чувственный, элитарный. Он прекрасно вписывался в макабрические миры Тима Бёртона, идеально воплощал сумасшествие Гиллиама, был цветным сердцем черно-белого Джармуша… У Деппа, безусловно, были кассовые картины, но то были скорее случайности, он никогда не считался кассовой звездой вроде Тома Круза или Джулии Робертс. «Пираты» перевернули карьеру актера, превратив его в бренд со всеми преимуществами и недостатками этого. Большинство его последующих работ — это коммерческие блокбастеры, где усиленно пытаются опять превратить его в разного рода Джеков Воробьев, либо не очень успешные попытки вырваться из этого образа, приводящие в равной степени как к удачам так и обидным промахам.

Но, конечно, если говорить про «Пиратов», то и половины успеха не было бы без такого Воробья. Такое случается не часто, когда второстепенный персонаж (а Воробей — персонаж второстепенный, и по всем законам драматургии двигателем сюжета является Уилл Тернер в исполнении Орландо Блума) настолько ярок, харизматичен и прекрасен, что затмевает абсолютно всех в фильме, превращая каждый кадр в свой собственный бенефис. Единственный, кто может составить ему конкуренцию — Джеффри Раш в роли Барбоссы, ни Орландо Блум, ни прекрасная как никогда Кира Найтли, ни остальные не могут тягаться с этим вихрем рокерской энергии, полупьяной расслабленности, уморительных фразочек и потрясающим умением выбираться на одном везении и бахвальстве из самых опасных передряг. Безусловно, «Проклятие черной жемчужины» оживает и пульсирует в такт с сердцебиением Джека Воробья, который смело влез и навсегда закрепился в одном ряду с такими персонажами как Индиана Джонс, Хан Соло, Алан Грант, Тарзан, Зорро и др.!

За исключением последовательно гениального Деппа, «Пираты карибского моря» — хороший, хоть и не лучший, веселый, увлекательный приключенческий фильм. В нем есть все, чего зритель ждет от картин подобного рода — изощренные спецэффекты, поединки, морские баталии, мертвецы (которые в данном случае очень даже рассказывают сказки), немного страшного (чтоб не напугать детишек), немного веселого (чтоб не превратить приключения в балаган) и очень много опасного, крутого и увлекательного. Как большой поклонник «Острова сокровищ» я каждый раз рад встрече с этими беспринципными (ну, д-да, кодекс, я слышал), в меру жестокими, в меру коварными, веселыми и дерзкими алкашами, на которых намного интереснее смотреть, чем на черно-белого героя Орландо Блума, который такой благородный, что его, честное слово, хочется вывалять в помоях или напоить ромом, чтобы он хоть как-нибудь ожил и заговорил по-человечески, а не как литературный персонаж.

Кира Найтли в роли отважной боевой подруги (правда чьей — Тернара или все-таки Воробья?) весьма хороша. Правда, романтическая линия героев прописана очень вяло и после просмотра вспоминаешь что угодно, но только не ее. Парочка типичных диснеевских коверных клоунов (пиратов) изрядно веселила каждым появлением, а сегодняшняя звезда Зои Салдана в эпизодической роли дерзкой пиратки — замечательна.

В целом это идеальный аттракцион, самое настоящее большое голливудское кино, которое даже как-то неловко смотреть дома, так ему нужен гигантский экран, воздух и размах. Но даже дома это рок-н-ролльное пиратское приключение остается прекрасным лекарством от скуки, шикарным развлечением и удивительным опытом для всей семьи. Не так уж много фильмов, отношение к которым так мало изменилось за 20 с лишним лет со дня выхода, и не так уж много коммерческих развлекательных блокбастеров, которые с чистой совестью можно назвать оказавшими влияние на мировое кино и одним из самых важных и авторитетных фильмов нового времени.