Найти тему

Утерянный роман Коста Хетагурова

15 октября – День рождения Коста Хетагурова, великого осетинского поэта, основоположника осетинской литературы.

В честь праздника выкладываем фрагмент из книги «Четыре этюда об осетинской прозе» Зои Салагаевой, ученой, доктора филологических наук, профессора кафедры русской литературы СОГУ им. К.Л. Хетагурова. В статье Зоя Мироновна рассматривает произведение Коста "Предложение" как отрывок из большого романа, который был похищен у поэта.

Коста Хетагуровым был написан и первый осетинский роман, но он до нас не дошел. В газете «Казбек» за 1902 год (№ 1245 от 18 января) было опубликовано такое сообщение: «К. Хетагуров заявил 16 января полиции, что им утеряна папка с подписью к печати с романом и пьесой под заглавием «Дуня»».

На это впервые обратила внимание А. А. Цаголова в 1939 году, которая считала, что роман был похищен у Коста Хетагурова. Такого же мнения придерживался В. Б. Корзун: «Не дошел до нас и похищенный у Коста его роман», – писал он в своей монографии о Коста Хетагурове. Г. И. Кравченко в своих работах «Новое в жизни и деятельности К. Л. Хетагурова» и «Коста Хетагуров», соглашаясь с мнением А. А. Цаголовой и В. Б. Корзуна о существовании романа у Коста Хетагурова, доказывает, ссылаясь на приведенное выше сообщение газеты «Казбек», что роман был не похищен, а утерян писателем. Он утверждает, что Коста Хетагуровым вскоре была найдена утерянная им папка с романом и пьесой «Дуня», так как новых попыток к поискам этих материалов, по его мнению, поэт не предпринимал.

Одно несомненно, что писатель, прежде чем подготовить к печати свой роман целиком, мог ранее опубликовать из него отдельные отрывки, тем более, если он работал над ним длительное время. Как известно, история русской литературы дает нам немало таких фактов. Так, И. А. Гончаров в 1849 г. опубликовал «Сон Обломова», который вошел как отдельная глава в роман «Обломов», появившийся в печати только в 1859 г.

B 1889 г. в газете «Северный Кавказ» появилось прозаическое произведение Коста Хетагурова «Предложение», которое было представлено автором в печати как «отрывок». По широте охвата действительности, по проблематике, по глубине задуманных образов, по остроте сюжета «Предложения» можно утверждать, что оно является отрывком из произведения большого жанра – романа. Возможно, что это отрывок из утерянного романа Коста Хетагурова, так как он появился раньше объявления об утере романа, к тому же до сих пор не найдено произведение, отрывком которого является «Предложение», тогда как автор подзаголовком «отрывок» подчеркнул, что это только часть произведения.

К сожалению, мы не располагаем никакими сведениями о замысле и сюжете утерянного Хетагуровского романа, поэтому пока не можем привести более веских доводов в пользу высказанного нами предположения о связи с ним отрывка «Предложение». Несомненно, что «Предложение» имеет непосредственное отношение к поискам Коста Хетагурова в области жанра романа и повести.

Сюжет «Предложения» имеет некоторое сходство с повестью Гоголя «Невский проспект», но сходство это только внешнее. Герой «Предложения» – молодой человек, четыре года тому назад окончивший университет (от его имени и ведется повествование), прогуливается по Невскому проспекту и встречает молодую особу. Как и гоголевский Пискарев, герой Коста Хетагурова не может смириться с мыслью, что встреченная им на Невском проспекте красивая незнакомка – падшая женщина.

«Неужели, – думал я, – такое дивное создание может публично торговать своими обворожительными формами? Нет, никогда! Это было бы слишком чудовищно. Она хочет посмеяться надо мною, хочет завлечь меня и моею же пошлостью швырнуть мне в лицо, моею же грязью забрызгать мое нахальство...».

Дальнейшее развитие действия «Предложения» по сравнению с «Невским проспектом» Гоголя приводит к утверждению другой морали героини. Из рассказа незнакомки о своих «похождениях», из дальнейших своих наблюдений, сделанных уже в ее гостиной, молодой человек приходит к выводу, что эти пошлые фразы – «не звуки ее сердца, не проявление ее души». Все это напускное, фальшивое. Наташа (так зовут героиню Коста Хетагурова) артистически исполняет роль безнравственной женщины.

И вскоре молодой человек убеждается в благородстве Наташи. Она вышла в другую комнату, и молодой человек слышал, как она дрожащим голосом говорила прислуге: «Не принимай его, не принимай!..» И далее: «Не пускай его ко мне. Я не могу...». Вдруг перед ней внезапно появился тот, которого она так не хотела видеть. Несмотря на ее отчаянные просьбы, чтобы он уходил, мужчина, назвавший себя ее Вольдемаром, старался ее успокоить. «Он напомнил ей о том, что они любят друг друга». В ответ на его ласковые слова Наташа только настаивала на том, чтобы он немедленно ушел, и, наконец, приказала прислуге позвать дворника: «Пусть выведет этого князька... Прочь, прочь, не прикасайтесь ко мне, не оскверняйте семейного союза: у вас молодая жена... княгиня... красавица». Когда Вольдемар вновь напомнил ей об их прежних отношениях и сказал: «Я уверен, что ты любишь меня», она дала ему ответ, полный гордости и презрения к нему: «Люблю? Тебя? Она нервно захохотала... Нет, я презираю тебя, негодяя...».

В этой короткой сценке чувствуется глубокая трагедия женщины, оскорбленной в лучших своих чувствах, жизнь которой исковеркана, быть может, из-за этого Вольдемара, который, видимо, предпочел ей женщину своего сословия («У вас молодая жена... княгиня»). Но и в своем униженном положении Наташа сохранила гордость, чистоту души и одержала моральную победу над князьком.

Если мы продолжим наше сравнение «Предложения» Коста Хетагурова с «Невским проспектом» Гоголя, мы должны будем отметить, что, как и Пискарев, герой Коста Хетагурова сделал предложение своей новой знакомой. Внешне «Предложение» Коста Хетагурова опять по сюжету сближается с «Невским проспектом» Гоголя, но в них разная трактовка образа героини.

В ответ на свое предложение незнакомке начать честную трудовую жизнь Пискарев услышал: «Как можно! – прервала она речь с выражением какого-то презрения, – я не прачка и не швея, чтобы стала заниматься работою». Когда герой Коста Хетагурова сделал предложение Наташе, она старается доказать ему ошибочность его шага, напоминая о своем ужасном прошлом. Но молодой человек, полюбив ее, поверил в хорошие качества ее души. «И я не ошибся, мне не пришлось раскаиваться», – говорит он.

«Предложение» кончается моральным воскресением героини. Коста Хетагуров вслед за Гоголем освещает тему «маленького человека» и выступает как большой гуманист. Но в отличие от Гоголя он поднимает свою героиню на большую моральную высоту, приоткрывает ее внутренний мир, в результате чего социальное зло – причина ее падения – выступает особенно выпукло.

В этом отношении «Предложение» Коста Хетагурова сближается с произведениями Некрасова и Достоевского. Так, Достоевский создает в романе «Преступление и наказание» потрясающий образ Сонечки Мармеладовой. Чтобы прокормить семью: отца пьяницу, мачеху – чахоточную Катерину Ивановну, их детей, Соня вынуждена выйти на улицу. Как отмечает исследователь этого романа Ермилов, «не пойди Соня Мармеладова на такое страшное нарушение нравственности, на которое она пошла, – и дети умерли бы с голоду».

Писарев в своей статье «Борьба за жизнь» подчеркивает, что Соня не смогла бы даже покончить с собой: «Может быть, Софья Семеновна также сумела бы броситься в Неву, но, бросаясь в Неву, она не могла бы выложить на стол пред Катериною Ивановною тридцать целковых, в которых заключается весь смысл и все оправдание ее безнравственного поступка. Бывают в жизни такие положения, которые убеждают беспристрастного наблюдателя в том, что самоубийство есть роскошь, доступная и позволительная только обеспеченным людям. Очутившись в таком положении, человек научается понимать выразительную пословицу: куда ни кинь, все клин»?