Несмотря на то, что примитивные самодвижущиеся повозки могли появиться на заре нашей эры, изобретение велосипеда произошло не ранее XIX в. Достоверно известно, что в 1817 г. немецкий барон Карл фон Дрез получил патент на свое изобретение, а странную машину прозвали в его честь «дрезиной». Сначала она была четырехколесной, но впоследствии предпочтение получил двухколесный вариант – деревянный самокат, который сам Дрез назвал «машиной для хождения».
Соседи изобретателя прозвали данный самокат «прогулочной лошадью» (hobbyhorse).
Велосипед Дреза имел управляемое переднее колесо, но еще без шатунов и педалей. Человек передвигался на нем, отталкиваясь ногами от земли. Изобретение фон Дреза на родине почти не получило никакого распространения. Зато стало популярным в Великобритании. Там «дрезина» сделалась фирменным знаком лондонских денди. К ней они приделывали лошадиные морды и хвосты из дерева и в таком виде раскатывали по городу, пародируя феодалов с их неизменной страстью к скаковым лошадям.
В дальнейшем конструкторы разных стран вносили в дрейзеровскую «бегущую машину» свои нововведения. Первое изобретение велосипеда с педальным приводом до сих пор является предметом споров. Существуют недокументированные заявления о велосипеде, разработанном Киркпатриком Макмилланом в 1830-х гг. Шотландец Гэвин Далзелл из Лесмахагоу тоже предположительно продавал велосипед с педальным приводом своего собственного дизайна в 1846 г. Он приспособил к осям колес шатуны и рычаги, к нижним концам которых приделывались болты, служившие педалями. Движение педалей происходило не вращательно, вокруг оси, а колебательно – вверх и вниз. На Парижской всемирной выставке 1867 г. было представлено огромное количество деревянных двухколесок, причем каждая страна давала экспонату свое название. Французскому bisiklet соответствовало немецкое fahrrad и английское «boneshaker» (костотряс).
У нас его назвали заимствованным из латинского языка составным словом «велосипед» – от velox «быстрый, скорый» и pes (pedis) «нога, ступня». Уже1869 г. во Франции состоялись первые в мире велосипедные гонки.
Однако более ранняя, хотя и оспариваемая, претензия на изобретение велосипеда с педальным приводом ведет к России и связана с именем крепостного кузнеца Ефима Михайловича Артамонова (1776 – 1841) из Верхотурья. Именно он, как утверждают некоторые, первый в мире построил металлический велосипед, состоящий из двух колес. Причем переднее колесо было в два-три раза больше заднего. Колеса были соединены между собой изогнутой металлической рамой и приводились в движение педалями, прикрепленными к переднему колесу. Вес такой конструкции составлял примерно 45-60 кг. Весной 1801 г. Артамонов отправился на своем велосипеде в Москву, путешествуя через Пермь и Казань. Считается, что Артамонов успел как раз к коронации Александра, которая состоялась 27 (15) сентября 1801 г. За подаренный велосипед царь наградил Артамонова 25 рублями и дал вольную, а его велосипед поместили в царскую коллекцию диковинных экспонатов. В Екатеринбурге установлен памятник в честь Ефима Артамонова и его велосипеда.
Все же «отцом» велосипедной индустрии по праву считают англичанина Джеймса Старлея, механика по швейным машинкам из Ковентри. Переднее колесо новой машины было впятеро больше заднего, диаметром около 60 дюймов.
Забираться на нее приходилось по лестнице (такие велосипеды получили прозвище пауков). Зато скорость удалось увеличить до 25 км/ч. Педали у пауков были на переднем колесе, и, чтобы достать до них, седло расположили прямо над колесом. Езда на пауках была опасным предприятием, что не мешало спортсменам тех времен состязаться на них в скорости.
Велосипед, который мы знаем сегодня, первым стал выпускать в 1885 г. Джон Кемп Старлей, племянник упомянутого выше изобретателя. Модель называлась «безопасный странник»: машина имела одинаковые среднего размера колеса, цепную передачу к заднему колесу, три ведомые шестерни и переключатель. Теперь ноги седока свешивались до земли, и «уважавшие себя велосипедисты» первое время игнорировали «безопасного странника».
Популярность двухколесных машин росла. Однако были и такие, кто не одобрял подобного способа передвижения. Велосипед был в то время и чрезвычайно опасным видом транспорта. С него можно было не только упасть и сломать шею, но и стать причиной серьезного дорожно-транспортного происшествия. Лошади при виде велосипеда вставали на дыбы и опрокидывали повозки и кареты.
Впрочем, все это казалось ерундой по сравнению с вибрацией, которой подвергался ездок. В то время асфальта не было, а колеса делались из дерева или металла в лучшем случае были обтянуты кожей, пропитанной дегтем. Порой их обивали каучуком, но все равно: человек не ехал, а буквально «скакал» по дороге. Эта проблема была решена весьма оригинально. В 1885 г. шотландцу Джону Данлопу надоели жалобы его малолетнего сына, который после каждой поездки на велосипеде возвращался с синяками. Не долго думая, отец отрезал от садового шланга часть, налил в нее воду и обернул вокруг колеса. Тряска уменьшилась, но велосипед стал тяжелее. Тогда Данлоп решил поэкспериментировать с воздухом. Результатом стал патент на изобретение надувной шины с ниппелем.
Шарикоподшипники, которые установили на велосипедах в 1880 г., прибавили им скорости. На быстрых и безопасных велосипедах стали ездить почтальоны, санитары, коммивояжеры, военные. Усовершенствования велосипеда продолжались. В 1891 г. только в Англии, например, было выдано полторы тысячи патентов на усовершенствование велосипедов. Пришла пора многоместных велосипедов – тандемов, которые делали на двоих, троих, четверых и даже на десятерых.
Свободный ход, позволяющий, набрав скорость, не крутить педали, велосипеды получили в 1896 г., а ножной тормоз – в 1904 г.
В Санкт-Петербурге Москве первые велосипеды были замечены в начале 1860-х гг. Есть сведения, что в 1865 г. самокат, изготовленный из железа местным кузнецом, появился в Останкине, в усадьбе графов Шереметевых.
Любители велосипедного спорта организовывались в кружки, клубы, общества, стали выходить специализированные журналы «Велосипед», «Циклист». В 1880 г. в Петербурге было создано первое общество велосипедистов, в 1884 г. – Московское общество велосипедистов-любителей. Первая велогонка в России на 1,5 версты состоялась 24 июля 1883 г. на ипподроме Московского общества охотников конского бега на Ходынском поле, собравшая около 25000 зрителей. Все спортсмены ехали на высоких велосипедах-«пауках» по земляной утрамбованной дорожке без виражей. Вначале состязания проводились на ипподромах и шоссе. В дальнейшем на средства велосипедных Обществ и крупных предпринимателей были выстроены циклодромы (треки).
В 1891 г. цементный трек был построен в Москве, на Ходынском поле, в этом же году здесь прошел первый всероссийский чемпионат на дистанцию 7,5 версты.
В начале 1890-х г. в число средств физической подготовки русской армии была введена велосипедная езда. 9 июня 1891 г. был издан приказ № 1581 об обязательном приобретении самокатов (велосипедов) для войск и формировании особых самокатных команд. Известно, что с 1907 г. учащиеся Нижегородского графа Аракчеева кадетского корпуса осваивали езду на велосипеде.
В 1893 г. в Москве была основана фабрика велосипедов «Дукс» (впоследствии было создано АО «Дукс», выпускавшее также мотоциклы, автомобили и аэропланы).
Ее владельцем был обрусевший немец Юрий Александрович Меллер – спортсмен, изобретатель и неутомимый энтузиаст велосипедного спорта. Кстати, в 1896 г. Юлий Александрович представил свои велосипеды на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде, на которую он приехал вместе с друзьями на первом в России квадруплете (четырехместном двухколесном велосипеде). На стенде «Дукса» тогда экспонировалось несколько дорожных и гоночных моделей, два трехколесных, два тандема и вышеупомянутый квадруплет. За свои велосипеды Меллер получил бронзовую медаль выставки.
Когда же впервые появился велосипед в Нижнем Новгороде? В собрании НГИАМЗ хранится двухстраничная машинопись с названием «Первый велосипед на улицах Нижнего Новгорода», написанная знаменитым нижегородским (горьковским) писателем, краеведом Дмитрием Николаевичем Смирновым (1891 – 1980). В ней говорится, что это случилось в 1885 г. и приобрел велосипед на московской технической выставке его отец, директор Нижегородского городского Николаевского банка, купец I гильдии Николай Александрович Смирнов. Правда, попытки кататься на нем по улицам встретили препятствие: «толпы зевак мешали свободному маневрированию медленно двигавшегося велосипедиста». Пришлось перенести велосипедные прогулки в окрестности города.
А 15 октября 1891 г. было учреждено Нижегородское общество велосипедистов. В нашем собрании хранится уникальная фототипия М.П. Дмитриева, на которой запечатлены 8 учредителей общества, однако пока выяснить что-либо об этих людях не удалось.
Устав Нижегородского общества велосипедистов был утвержден в 1893 г. На следующий год количество обладателей этого транспорта в нашем городе достигло 200 человек.
Согласно постановлению Нижегородской городской думы от 7 июля 1894 г. и «обязательных правил полицмейстера о езде на велосипедах по городу» разрешалось повсеместно пользоваться им только ранним утром до 8 часов утра. В остальное же время движение разрешалось лишь на менее людных местностях. Исключение составляли территории Большой Покровской улицы, Благовещенской площади, Большой и Малой Печерской улиц, базарных площадей во время торговли, по плашкоутному мосту и на ярмарке во время ее работы, где этот вид транспорта был запрещен вообще, как опасный. Лишь в 1898 г. после обращения Нижегородского общества велосипедистов эти ограничения были отменены с формулировкой, что езда на велосипедах сделалась обычным явлением и «средством к передвижению в обычной жизни»