Найти в Дзене

Рецензия на книгу Елены Инконы «Про Любовь» от критика Валентины Юрченко

Первая ассоциация с рассказом в стихах Елены Инконы «Про Любовь» – Маяковский и его «Что так такое хорошо и что такое плохо». Конечно, эти два произведения ни по стилистике, ни по объему, ни по использованию художественных средств сравнивать нельзя, и все же есть в них нечто общее – эдакое назидательно-воспитательное, которое подводит под точные оценочные критерии: «да» или «нет», «можно» или «нельзя». Правда, у Елены благодаря развернутому сюжету в «программу воспитания» встраиваются еще и такие понятия, как «получится – не получится». И, если не получится, то существуют ответы почему. Тебя хочу предупредить: Обязанность цветы полить Оставим только за тобой. Согласна ты? Потом не ной! По сути, идейная сторона рассказа – это попытка проиллюстрировать тот переходный период в жизни ребенка, когда ему, взрослеющему, рано или поздно придется осознать, что помимо «хочу» есть еще и «надо» – причем даже в том случае, когда оно является следствием собственных желаний. И что любая прихоть несе

Первая ассоциация с рассказом в стихах Елены Инконы «Про Любовь» – Маяковский и его «Что так такое хорошо и что такое плохо».

Конечно, эти два произведения ни по стилистике, ни по объему, ни по использованию художественных средств сравнивать нельзя, и все же есть в них нечто общее – эдакое назидательно-воспитательное, которое подводит под точные оценочные критерии: «да» или «нет», «можно» или «нельзя». Правда, у Елены благодаря развернутому сюжету в «программу воспитания» встраиваются еще и такие понятия, как «получится – не получится». И, если не получится, то существуют ответы почему.

Тебя хочу предупредить:
Обязанность цветы полить
Оставим только за тобой.
Согласна ты? Потом не ной!

По сути, идейная сторона рассказа – это попытка проиллюстрировать тот переходный период в жизни ребенка, когда ему, взрослеющему, рано или поздно придется осознать, что помимо «хочу» есть еще и «надо» – причем даже в том случае, когда оно является следствием собственных желаний. И что любая прихоть несет за собой ответственность.

А вот в формировании чувства ответственности взрослые играют не последнюю роль.

В разговор вмешался папа:
– Ты у нас ещё растяпа:
Вот, цветы не полила,
Роза даже не цвела.
А щенок – не погремушка
И не мягкая игрушка.
Быть ответственность должна!

Кстати, в книге очень достоверно отражен один деликатный момент: это когда взрослые из жалости или нехватки терпения и времени не доводят воспитательные приемы до ума, оказывая таким образом медвежью услугу собственным детям. Так что книга будет полезна не только ребятам, но и их родителям.

Сникла первою фиалка...
Мама ахнула: «Как жалко!»...
...Мама, не дождавшись дочку,
Вдоволь каждому цветочку
Пить дала, наполнив блюдца,
Чтобы к жизни им вернуться.

Примечателен выбор имени для главной героини. Зовут экспериментирующую то с цветами, то с собачкой девочку Любаша – Любовь: именно такое имя дает отличную проекцию на композиционную развязку.

Пёсик крошечный мне дал
Чувств и мыслей целый шквал!
Ими я делиться рада.
Да, любовь – всему награда!

Да, все в жизни надо делать с любовью. Именно это чувство способно помочь во многих ситуациях. И, конечно, без него не пишется ни одна книга и не рождаются иллюстрации к ней, за что отдельное спасибо художнику Евгении Цыхоцкой.

Ну а «мораль сей басни такова»: «Буду делать хорошо, и не буду – плохо!»

Кстати, интересный факт: стихотворению Владимира Маяковского в 2025 году исполняется сто лет. И оно до сих пор «не вышло из употребления». Такого же долгожительства хочется пожелать и книге Елены Инконы «Про Любовь», ведь читается она легко, в ритмической организации стиха не потеряешься, в распространенности прописанной проблемы сомневаться не приходится, ну а насколько она разрешима посредством созданного текста, покажет время.

Валентина Юрченко, литературный критик

Рецензия подготовлена в рамках проекта «Завтрашние классики: воспитание через слово», организованном Союзом детских и юношеских писателей при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Рецензия подготовлена в рамках проекта «Завтрашние классики: воспитание через слово», организованном Союзом детских и юношеских писателей при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.