Найти в Дзене

Рецензия на книгу Елены Бурак «Челлендж или Мишка_на_Севере» от критика Мари Москва

«Во второй раз шарик всё же поднялся, но как-то не смело. Это понятно. Он же не с гелием. Нужно быть наполненным особым газом, чтобы «взлететь» и быть успешным. Мы же с шариком были самыми обыкновенными. Поэтому он поднимался в воздух медленно и крайне несмело. В один момент почти что упал в воду. Я аж замерла внутри». Читаем «Челлендж или Мишку_на_Севере» Елены Бурак. Во-первых, это книга из любопытной и объемной серии издательства АСТ. В серии уже 30 книг. Она продолжает традицию девичьего романа и «помогает подросткам лучше разобраться в своих желаниях и чувствах». Во-вторых, неужели это тот же автор, который написал, к примеру, «Зоопарк в вагоне» — смешную историю в стихах для малышей. Или «Лицей Морская миля» про школу для корабликов? Оказалось, да! Елена Бурак — из тех авторов, которым удается точно подмечать реальность и интонационно попадать в речь героев. При этом абсолютно неважно, глазами какого персонажа смотрит автор. Испуганная дикими зверями проводница? Пожалуйста. Добры
«Во второй раз шарик всё же поднялся, но как-то не смело. Это понятно. Он же не с гелием. Нужно быть наполненным особым газом, чтобы «взлететь» и быть успешным. Мы же с шариком были самыми обыкновенными. Поэтому он поднимался в воздух медленно и крайне несмело. В один момент почти что упал в воду. Я аж замерла внутри».

Читаем «Челлендж или Мишку_на_Севере» Елены Бурак.

Во-первых, это книга из любопытной и объемной серии издательства АСТ. В серии уже 30 книг. Она продолжает традицию девичьего романа и «помогает подросткам лучше разобраться в своих желаниях и чувствах».

Во-вторых, неужели это тот же автор, который написал, к примеру, «Зоопарк в вагоне» — смешную историю в стихах для малышей. Или «Лицей Морская миля» про школу для корабликов? Оказалось, да! Елена Бурак — из тех авторов, которым удается точно подмечать реальность и интонационно попадать в речь героев. При этом абсолютно неважно, глазами какого персонажа смотрит автор. Испуганная дикими зверями проводница? Пожалуйста. Добрый учитель Пароход Океанович? Без проблем! Школьница Уля, взволнованная предстоящим свиданием? Легко.

С хирургической точностью автор пишет психологический портрет своих героинь и героев. Отношения с лучшей подругой — такие близкие, что больше похожи на сестринство, чем на дружбу. Решительная подруга оказывается настоящим тренером по личностному росту. Две параллельные жизни: в реальном мире и в соцсетях. Активный постинг, который сжирает кучу времени. И в целом, целый пласт переживаний, связанных с активностью в сети. Первые увлечения, попытка понять, кто нравится и почему. И удивительное открытие, что личная жизнь потому и личная, что даже лучшей подруге не обязательно рассказывать всё-всё-всё.

К большому удивлению, я обнаружила, что впервые пожалела о полной откровенности с близкой подругой и ощутила себя не приложением к ней, а отдельной личностью.

Согласитесь, достаточно тем на «подумать»? При этом текст абсолютно естественный, сюжет не затянут и не ускорен. Читатель проживает школьный год вместе с героиней — на занятиях, дома, в телефоне. И как я уже сказала, точнейшее попадание в манеру речи, интонации, сленг.

Кстати о сленге. В «Челлендже» есть эпизод, где мама главной героини гуглит молодёжный сленг. Я, в свою очередь, думаю, что чтение книг из серии АСТ мамами может быть намного более эффективным способом приблизиться к дочерям. И вспомнить собственные школьные переживания! Детскую лёгкость (поругались/помирились даже после «большого предательства»: для мира нужно немного поговорить и использовать ритуал примирения «Улиткин») и детскую сложность (даже небольшое событие, решение, движение вызывает бурю эмоций и переживаний).

А можно вот что: опираясь на сцены из книги, ненавязчиво обсудить с дочкой важные проблемы: идентификацию незнакомого человека в сети или удаление поста как попытку «быстро стереть проблему». Или научиться определять манипулятивную манеру общения.

Но и без помощи мам юные читательницы найдут на страницах «Челленджа» точную репрезентацию себя самих, своих подружек и одноклассников, а главное, успокаивающую «общность», ощущение, что многие девочки проходят примерно схожий путь и набивают схожие шишки. Ты не одна — экстра-важная установка, которую вкладывает Елена Бурак в подростковую историю «Челлендж или Мишка_на_Севере».

Мари Москва, литературный критик

Рецензия подготовлена в рамках проекта «Завтрашние классики: воспитание через слово», организованном Союзом детских и юношеских писателей при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Рецензия подготовлена в рамках проекта «Завтрашние классики: воспитание через слово», организованном Союзом детских и юношеских писателей при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.