Советская авиамарка «Бе» появилась в декабре 1940 года после того, как в соответствии с приказом Наркомата авиапромышленности № 704 «О переименовании боевых самолетов» советские самолеты стали называть по первым буквам фамилий их создателей. К тому моменту Г. М. Бериев уже был известен благодаря своему знаменитому гидросамолету МБР-2. Во время войны самолеты марки «Бе» не получили широкого распространения, но в первые годы после её окончания ОКБ Бериева стремилось вернуть утраченные позиции в отечественной авиационной промышленности.
С мая 1947 года конструкторское бюро приступило к разработке инновационной летающей лодки с реактивными двигателями, первой в мире. Самолет предназначался для выполнения различных задач, в том числе в качестве бомбардировщика, торпедоносца, минного разведчика и постановщика мин. Однако его судьба оказалась непростой. Первый образец был готов осенью 1951 года, но долго не мог взлететь. Проблема заключалась в чрезмерной мощности реактивных двигателей ВК-1, из-за чего самолет слишком высоко поднимал нос, а хвостовое оперение погружалось в воду. Это явление назвали «гидродинамическим барьером неустойчивости», и его изучение заняло несколько лет.
Только 30 мая 1952 года летчику И.М. Сухомлину удалось поднять самолет в воздух. Но к тому моменту конструкция уже устарела, и 8 октября 1953 года Бериеву поручили разработать новый самолет под кодовым названием «М». Понимая важность успеха, коллектив ОКБ вложил все силы в проект. Все удачные решения, апробированные на предыдущем самолете, были учтены, а гидродинамику новой машины отрабатывали на различных моделях. К осени 1955 года был готов прототип будущего Бе-10, который впервые поднялся в воздух 20 июня 1956 года (экипаж: летчик В.В. Курячий, штурман В.С. Фадеев, радист Г.В. Галяткин). Государственные испытания завершились в июле 1959 года, и, несмотря на некоторые недостатки, самолет был рекомендован к производству.
Бе-10 представлял собой крупную цельнометаллическую летающую лодку с двумя турбореактивными двигателями и стреловидным крылом. Самолет имел длину 33,1 метра, размах крыла 22,3 метра, высоту 11 метров и взлетный вес 45 тонн. Максимальная скорость составляла 880 км/ч, дальность полета — 2960 км, а потолок достигал 12 500 метров. Экипаж включал трех человек. Вооружение состояло из четырех 23-мм пушек, а бомбовая нагрузка могла достигать 3300 кг. В августе 1961 года в Донузлаве были проведены рекордные полеты специально модифицированного самолета под названием М-10, в ходе которых было установлено 12 мировых рекордов, включая скорость 912 км/ч и высоту 11 997 метров с 15-тонным грузом.
Новейшие гидросамолёты поступили на вооружение 318-го отдельного морского противолодочного авиаполка. Публика увидела их в июле 1961 года, когда четыре Бе-10 участвовали в праздновании Дня Военно-морского флота в Ленинграде, а затем в авиапараде в Тушине. Однако официального принятия на вооружение не последовало. Причиной тому стали эксплуатационные сложности: Бе-10 был чувствителен к погоде и мог взлетать только при волнении не более 50 сантиметров; при ветре 12 м/с и метровой волне вода попадала в двигатели. Кроме того, самолёт приобрёл репутацию аварийного: катастрофы произошли в октябре 1961 года, мае 1962 года и августе 1963 года. Это привело к потере интереса со стороны командующего авиацией Черноморского флота А. А. Мироненко, и с 1964 года самолёты перестали летать, а окончательно были выведены из состава флота в 1968 году.
Бе-10 представлял собой крупную цельнометаллическую летающую лодку с двумя турбореактивными двигателями и стреловидным крылом. Длина самолёта составляла 33,1 метра, размах крыла — 22,3 метра, высота — 11 метров, а взлётная масса — 45 тонн. Максимальная скорость составляла 880 км/ч, дальность полёта — 2960 км, а потолок — 12 500 метров. Экипаж состоял из трёх человек. Вооружение состояло из четырёх 23-миллиметровых пушек, а бомбовая нагрузка могла достигать 3300 кг. В августе 1961 года в Донузлаве были проведены рекордные полёты специально модифицированного самолёта под названием М-10, в ходе которых было установлено 12 мировых рекордов, включая скорость 912 км/ч и высоту 11 997 метров с 15-тонным грузом.
Новейшие гидросамолёты поступили на вооружение 318-го отдельного морского противолодочного авиаполка. Публика увидела их в июле 1961 года, когда четыре Бе-10 участвовали в праздновании Дня Военно-морского флота в Ленинграде, а затем в авиапараде в Тушине. Однако официального принятия на вооружение не последовало. Причиной тому стали эксплуатационные сложности: Бе-10 был чувствителен к погоде и мог взлетать только при волнении не более 50 сантиметров; при ветре 12 м/с и метровой волне вода попадала в двигатели. Кроме того, самолёт приобрёл репутацию аварийного: катастрофы произошли в октябре 1961 года, мае 1962 года и августе 1963 года. Это привело к потере интереса со стороны командующего авиацией Черноморского флота А. А. Мироненко, и с 1964 года самолёты перестали летать, а окончательно были выведены из состава флота в 1968 году.