В последнее время школьники перестали любить чтение.
В школах из года год изучают классиков и их сложные произведения. Я работала учителем литературы в 2021-22 годах, и заметила, что современные дети не могут понять многих произведений из-за разного течения и уклада жизни! Я соглашусь с ними, потому что 80℅ детей, заучивая стихотворение или читая прозаический текст, не вдумываются в его истинный смысл!
Такая методика проведения уроков литературы устарела, нуждается в переработке и доработке материала для её изучения. У детей мышление стало клиповым, поэтому долгое описание природы в произведениях со сложными непонятными словами ему наскучит через минуту
Я возьму классы среднего звена в школе: 5-й класс изучает «Муму» - детей это уже не понятно и недоступно, по причине другого мышления и методов воспитания.
«Повесть временных лет»: «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича., В. А. Жуковский «Спящая царевна», «Кубок»,
Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»,
В. Г. Короленко «В дурном обществе» - (зачем данные произведения детям, которые только что закончили начальную школу? )
Также в 6-м классе изучается «Дубровский» А.С. Пушкина – с взрослыми темами, проблемами поднятыми в произведении на момент написания произведения? Это также не понятно для детей 11-12 лет.
7й класс- «Вольга и Микула Селянинович». «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Садко» А вот А. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся».
М. Горький «Детство», «Старуха Изергиль».
8-й класс: «Житие Александра Невского». «Шемякин суд».
9-й класс: «Слово о полку Игореве». М. В Ломоносов. «Ода на день Восшествия…». Г. Р. Державин. «Властителям и судиям». А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».
Родители спешат на помощь
Эти произведения я указала для точного понимания тематики статьи. Многие дети и родители писали петиции о замене этих произведений на детскую литературу в жанре приключения или детского детектива.
Существует литература внеклассного чтения, но её читают малый процент людей по интересу, остальной процент читает, потому, что заставляют родители.
Это не идет на пользу ребенку и точно не поможет полюбить чтение.
Что же нам делать?
Предлагаю, коллективно писать письма в министерство образования и просить заменить сложные произведения, на произведения по возрасту детей в каждом классе среднего звена школьных классов!
Библиотеки помогают
В библиотеках пылятся книги многих интереснейших авторов таких как : Ирина Токмакова, Ирина Пивоварова, Валентина Осеева, Андрей Усачев, Григорий Остер, Владислав Крапивин, Астрид Линдегрен, Марк Твен, Чарльз Диккенс Д.К. Роулинг, Луиза М. Олкотт, Джон Рональд Руэл Толкиен,не уступающая ему по созданию вселенной Робин Хобб и многие другие произведения не вошедшие в школьную программу.
Почему же мы не хотим дать нашим детям по-настоящему интересные и увлекательные книги? С таким набором писателей, уроки литературы станут красочнее и интереснее!
Здесь я должна поставить (!) И не говорю заменить полностью А.С. Пушкина, нет, я лишь прошу давать его произведения по возрасту!
Это касается всех наших классиков! Только по возрасту прочитанная книга становится куда интереснее и её хочется обсудить и увидеть разные углы ее содержания и смыслов.
Вовремя прочитанная книга раскрывает мир под другим углом!
https://dzen.ru/a/XduZt6Ke4DMLhQz6- здесь дан список литературы рекомендуемый МИНКУЛЬТом для детей от 11-14 лет!
https://www.librero.ru/book/Extra_reading_100_recommended_books_11_14_years -Книги, рекомендуемые для чтения детям учителями и преподавателями.
Спасибо за внимание, также спасибо если вы поддержите меня и мы вместе сможем помочь детям полюбить чтение!