Великая Китайская стена считается символом страны и входит во все туристические списки достопримечательностей. Она выглядит действительно величественно, но, сравнивая картинку в интернете и реальность, стоит учитывать несколько занимательных фактов, которые хорошо бы изучить перед путешествием. Самое длинное и масштабное оборонительное сооружение в мире примечательно не только размерами, но и архитектурой и историческими легендами.
Расскажу об особенностях Великой Китайской стены, её прошлом и настоящем, а также о том, что нужно знать перед посещением достопримечательности.
История Великой Китайской стены
Строить её начали ещё в III веке до н. э., когда Китай населяли разрозненные племена, а с севера их постоянно одолевали хунны. Император Цинь Шихуанди смог объединить несколько народностей и создал государственность. Для защиты подданных он приказал с северной стороны земель сделать огромные насыпные валы, которые стали бы естественной преградой для врагов.
Постепенно там возводили участки стены, служащие не только защитой, но и таможенными точками. Здесь контролировались объёмы ввозимой и вывозимой продукции. И именно эти зоны отличаются наименьшей высотой, поэтому они стали своего рода «брешами» на пути войск Чингисхана и цинских повстанцев в разные столетия.
В III веке н. э. уже образовалась настоящая стена, а все главные укрепления появились в XIV–XVII веках при династии Мин. Правители серьёзно отнеслись к модернизации объекта, некоторые участки стены и вовсе снесли и выстроили заново.
Пришедшая следом династия Цинь в буквальном смысле забросила этот проект. На многие годы все стройки и реставрации заморозили, поэтому стены стали разрушаться от дождей и ветра. В середине прошлого века объект и вовсе начали считать символом деспотизма и позволили простым жителям брать камни с него для строительства их домов.
Основательно восстанавливать грандиозный памятник архитектуры стали всего несколько десятилетий назад. В 1984 году запустили проект по реставрации и перестройке объекта, поэтому сегодня туристы видят его усовершенствованную и ухоженную версию. Однако сохранить удалось не все участки. Некоторые так и остались где-то в далёком прошлом.
Интересные факты
Стену строили вручную без современных приспособлений и техники. Работа была настолько тяжёлая, что многие строители умирали прямо в процессе. За несколько веков стройки погибших насчитывают от двух до трёх миллионов человек, при этом большинство тел просто замуровывали в камне. Предполагалось, что так сооружение станет ещё прочнее. Сегодня вполне уместно сказать, что знаменитый китайский символ построен буквально на костях.
Стена помогала не только защищать земли, но и передавать важную информацию. Вдоль строения расположено несколько сигнальных башен, которые служили своего рода телеграфом. С помощью дыма или барабанной дроби из них подавали сигналы от самого дальнего края прямо в Пекин. Иногда это занимало всего сутки, что по тем временам было невероятно быстро.
Протяжённость Великой Китайской стены — почти девять тысяч километров. Сюда входят те её участки, которые построили при династии Мин. И именно эти участки сегодня открыты для туристов Однако с учётом всех сооружений, в том числе более древних разрушенных и земляных валов, общая протяжённость оборонительной линии составляет более 21 тысячи километров.
До сих пор нет точных данных, за какое время можно пройти всю стену. Было несколько экспериментаторов, которые пытались измерить время путешествия, но каждый раз результат оказывался разным. У кого-то маршрут занял два года, а у других всего полгода. В любом случае простой турист вряд ли успеет посмотреть много в рамках одной поездки.
Самые сильные бегуны испытывают себя на прочность во время ежегодного марафона, который проходит прямо на стене с её перепадами высоты до 200 метров. Из-за сложности к финишу зачастую приходят меньше половины тех, кто был на старте.
Что открыто для туристов
Осмотреть получится не все участки стены. На самых известных всегда многолюдно. Другие удалённые зоны со сложным рельефом не менее интересны, но туда приезжают меньше путешественников. К наиболее посещаемым относятся следующие.
- Бадалин расположен всего в 70 км от Пекина, поэтому сюда едут в первую очередь. Здесь хорошо сохранилась древняя кладка, а сам объект оброс туристической инфраструктурой. Например, прямо на стене работает кинотеатр, в котором показывают документальные фильмы.
- Мутяньюй географически стоит рядом с Бадалином, но из-за особенностей местности добираться туда сложнее. Поэтому туристов обычно меньше, а атмосфера более уединённая. Здесь есть точка, в которой пересекаются три ответвления стены, а с верхних уровней отчётливо видно всю геометрию стены.
- Симатай — один из древнейших и опаснейших участков. Смельчаки могут подняться по крутой «Небесной лестнице». Угол подъёма равняется 85°, при этом нет перил и ограждений.
- Цзиньшаньлин отличается двухэтажными сторожевыми башнями. Некоторые достигают высоты в 10 метров. Этот участок выстроен на горном хребте, поэтому и в названии используются соответствующие слова на китайском языке.
- Губейкоу относится к самым удалённым и диким участкам. Вокруг него будут несколько даосских храмов и древний город. Именно здесь можно увидеть воздействие времени на стену.
- Хуанхуачен — место, где часть кладки ушла под воду. Небольшой отрезок пролегал через долину, но в XX веке при строительстве дамбы её затопило. Теперь, чтобы продолжить путь по стене, нужно переплыть водную гладь на лодке.
- Самый восточный отрезок — Шаньхайгуань — упирается прямо в воды Жёлтого моря. Рядом с ним работает музей, где расскажут о развитии этой морской заставы.
Чтобы увидеть популярнейшие места, можно самостоятельно сесть на автобус или электричку в Пекине. Ошибиться с направлением сложно, потому что практически везде установлены указатели Great Wall. Везут в основном к Бадалину. К другим участкам тоже получится добраться на автобусах и по железной дороге, но здесь понадобятся местные путеводители для путешественников. Либо следует поехать в составе экскурсионной группы. Кроме того, в популярных туристических местах на стену поднимает удобная канатная дорога с тропинками. Если хочется более экстремального путешествия, можно поехать на удалённый участок и подняться туда пешком.
Высокий сезон длится с апреля по октябрь. В этот период туристов слишком много, что мешает насладиться пейзажами со стены. Жара летом затруднит прогулки. Наиболее комфортное время — весна и осень.
Посещение любого участка платное. Цены разные — от 30 до 50 юаней. В пиковый сезон стоимость растёт. Фуникулёр придётся оплатить дополнительно — в среднем это 80 юаней за подъём наверх. Летом вход на стену открыт с 6:30 до 19:00, зимой — с 7:00 до 18:00.
Советы туристам
- Зимой на стене холодно и скользко, но и здесь есть свои преимущества. Например, на участке Мутяньюй обустраивают снежный желоб, по которому интересно скатиться на санках.
- Автобусы и другой транспорт останавливаются не прямо у стены, а на расстоянии. До сооружения нужно пройти ещё несколько сотен метров. В пути встретятся кафе, магазинчики и даже отели. Поэтому с перекусами и сувенирами трудностей не возникнет.
- На самой стене в популярных туристических локациях можно увидеть редких торговцев снеками, мороженым и другими ходовыми товарами. Но цены здесь очень высокие. Поэтому для длительной прогулки лучше взять воду и еду с собой.
- Поверхность тропинок на стене настолько затёрта ногами туристов, что в некоторых местах булыжники буквально отполированы. Поэтому подбирайте нескользящую обувь и внимательно смотрите под ноги. Также не пренебрегайте перилами.
- В некоторые дни сезона на стене буквально яблоку негде упасть. Туристы идут плотным потоком, и о красивых фотографиях можно только мечтать. Приезжать на объект лучше всего рано утром прямо к открытию. Автобусы из Пекина ходят с 6:00, поэтому вполне можно поймать хороший обзор и свободно прогуляться.
Бывали на Великой Китайской стене? Расскажите в комментариях!
Текст: Мария Гагулина для Яндекс Путешествий
Подписывайтесь на наш Дзен и путешествуйте лучше всех!