Найти в Дзене
МГУ | 270

Общежития Московского университета. Часть 3

В текущем повествовании появляется человек, который стал олицетворением следующего этапа истории общежитий Московского университета, будучи ключевой персоной в их создании.

С. В. Лепешкин. Источник: Музей истории МГУ.
С. В. Лепешкин. Источник: Музей истории МГУ.

Семён Васильевич Лепёшкин (1852–1913) происходил из известной своими благотворительными начинаниями купеческой династии. Его дед Семён Логинович (1787–1855), купец первой гильдии, в 1842 году приобрел Вознесенскую бумагопрядильную мануфактуру в с. Муромцево (ныне г. Красноармейск) Московской губернии, оборудовал её по последнему слову техники и сделал одним из крупнейших производителей ситца в центральной России. За это он получил чин мануфактур-советника. Именно он заложил традиции благотворительности семьи Лепёшкиных, построив на свои средства в 1829–1832 годах каменную церковь сошествия Св. Духа на Даниловском кладбище в Москве.  Осуществлял Сёмен Логинович и другие крупные вклады. За свою благотворительную деятельность и коммерческий успех С. Л. Лепёшкин был пожалован званием потомственного почетного гражданина, избирался гласным в Московскую городскую думу, а с 1846 по 1849 годы даже был московским городским головой.

Его сын Василий Семёнович Лепёшкин (1821–1860) вместе с братом Дмитрием продолжили дело отца, расширили производство, наладили сбыт продукции Вознесенской мануфактуры за рубеж и также инвестировали значительные средства в благотворительность. Известно, что при фабрике Лепёшкиных работало два училища и одна больница, содержавшиеся на их средства.

Семён, сын Василия Семёновича, получил прекрасное образование за границей в Дрезденском коммерческом училище. Вернувшись на родину после окончания училища, он продолжил семейное дело, активно занимаясь благотворительностью. Став в 1878 году членом Общества для пособия нуждающимся студентам Московского университета, он ассигновал крупную сумму денег для организации нового студенческого общежития. Им был приобретён дом в Филипповском переулке (современный адрес – Филипповский пер., д. 11, корп. 1–2), произвёл в нём переоборудование для размещения там студенческого общежития. Проект перестройки здания сделал московский архитектор В. В. Барков.

Бывшее общежитие Императорского Московского университета в Филипповском переулке. Фото Д. А. Гутнова
Бывшее общежитие Императорского Московского университета в Филипповском переулке. Фото Д. А. Гутнова

В доме было 24 комнаты, из которых в 8-и помещалось по одному, в 14-и ‒ по два и в двух ‒ по три студента. При общежитии была организована библиотека, а ещё одну комнату сделали столовой, которая в иных случаях играла роль гостиной – для неё было куплено пианино. Если верить воспоминаниям бывших студентов, живших в этом «лепёшкинском детище», по воскресеньям там устраивались танцевальные вечера, на которые собиралось до 200 человек, а в коридоре здания был даже установлен некий «гимнастический снаряд» для студентов, ценящих физическую культуру.

В соответствии с желанием Лепёшкина, на полное бесплатное содержание 42 студентов (включая питание и ремонт дома) из его средств ежегодно расходовалось от 12 до 15 тысяч рублей.  Из этих средств оплачивалась экономка, которая вела хозяйство, а также три (!) швейцара, дворники, кухарка и прачка. Постельное бельё менялось раз в две недели. Здание имело даже свой телефон, что было большой редкостью в Москве даже в начале ХХ века. Попавших в это общежитие студентов называли счастливчиками, поскольку им был предоставлен полный пансион.

Для справки: В упоминавшемся в прошлой статье труде П. Иванова «Студенты в Москве: быт, нравы, типы» указывается, что «порою даже прислуга богатых или средних москвичей жила в материальном отношении лучше студентов. К примеру, горничная получала, живя на всём готовом, 710 рублей в месяц. А если у студента за покрытием насущных потребностей оставалась такая сумма, то он уже считался –“состоятельным» (1903: 15).

За этот вклад Московский университет удостоил С. В. Лепёшкина звания своего почётного члена.

В значительной степени опыт создания такого общежития послужил основой для формирования общих нормативных актов об устройстве студенческих общежитий, о которых шла речь в прошлой статье. Получив благодаря «Положению об организации общежитий при Московском и Санкт-Петербургском университетах» твердую правовую основу для своей деятельности, С. В. Лепёшкин в 1913 году открыл второе общежитие Московского университета на Зубовской площади (современный адрес ‒ Зубовский бульвар, д. 37). Интересно также, что это было первое в Москве здание специально спроектированное и построенное под студенческое общежитие московским архитектором Д. В. Стерлиговым. Кроме этого здания, он построил для Московского университета гостевой дом с квартирами для приезжих астрономов при обсерватории Московского университета в Нововаганьковском переулке.

По своему месторасположению новое общежитие предназначено было прежде всего для студентов медицинского факультета, ибо находилось в непосредственной близости от городка медицинского факультета Московского университета на Девичьем поле (ныне – Большая Пироговская ул.). Здание имело 32 отдельные и 5 двойных комнат, «залу для гостей», служившую одновременно студенческой столовой, два рояля, библиотеку. В общежитие было проведено электрическое освещение и телефон. Стоимость проживания в этом доме в два раза превысила стоимость первого «лепёшкинского дома студентов», составив 200 тысяч рублей. Общежитие получило имя Николая II, сам благотворитель не дожил месяц до дня открытия. Однако, по своему изначальному назначению это общежитие проработало недолго.

Бывшее здание общежития Императорского Московского университета им. Николая II. Фото Д. А. Гутнова.
Бывшее здание общежития Императорского Московского университета им. Николая II. Фото Д. А. Гутнова.

В начале Первой мировой войны работа всех общежитий Московского университета была свёрнута. С одной стороны, это было связано с мобилизацией многих постояльцев-студентов на фронт, а с другой – на базе клиник медицинского факультета Московского университета были образованы госпитали для раненых солдат и офицеров русской армии, и общежития также были перепрофилированы под эти цели. Интересно, что после всех потрясений начала ХХ века одно из этих общежитий (на Зубовском бульваре) вернулось в лоно Московского университета и до выделения медицинского факультета в самостоятельный Первый Медицинский институт числилось в структуре МГУ. Сегодня оно входит в состав теперь уже Медицинской академии имени Сеченова. Там располагается Фундаментальная библиотека этого учебного заведения.

Автор: доктор исторических наук, профессор кафедры истории и правового регулирования отечественных СМИ факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Д. А. Гутнов

Дизайн: А. А. Магера