Найти в Дзене

Церковь Рождества Богородицы в Клишино и братья Китаевы

Церковь села Клишино является одной из старейших в бывшем Озерском районе. По архитектуре храм можно отнести к типу московских посадских церквей второй половины XVII столетия. Село Клишино известно благодаря парусной фабрике, основанной здесь в петровскую эпоху Кондратием Хвасливым. В XIX и начале XX века с церковью в Клишине были связаны судьбы местных помещиков братьев Китаевых: моряков, коллекционеров, художников и ученых. Один из братьев Федор Николаевич Китаев женился на крестьянке, постоянно жил в Клишино, где занимался сельским хозяйством и раскопками приокских курганов. Деревянная церковь в селе Клишино впервые упоминается в окладных книгах 1676 года, а кирпичный храм Рождества Богородицы с приделом Всех Святых был построен в 1746 году. Советские искусствоведы определяли дату постройки церкви и более ранним периодом – второй половиной XVII века. Вероятно, в 1746 году церковь была отремонтирована и видоизменена. В частности, было устроено пятиглавие. В XVII столетии Клишино было
Фотографии: Антон Саков
Фотографии: Антон Саков

Церковь села Клишино является одной из старейших в бывшем Озерском районе. По архитектуре храм можно отнести к типу московских посадских церквей второй половины XVII столетия. Село Клишино известно благодаря парусной фабрике, основанной здесь в петровскую эпоху Кондратием Хвасливым. В XIX и начале XX века с церковью в Клишине были связаны судьбы местных помещиков братьев Китаевых: моряков, коллекционеров, художников и ученых. Один из братьев Федор Николаевич Китаев женился на крестьянке, постоянно жил в Клишино, где занимался сельским хозяйством и раскопками приокских курганов.

Деревянная церковь в селе Клишино впервые упоминается в окладных книгах 1676 года, а кирпичный храм Рождества Богородицы с приделом Всех Святых был построен в 1746 году. Советские искусствоведы определяли дату постройки церкви и более ранним периодом – второй половиной XVII века. Вероятно, в 1746 году церковь была отремонтирована и видоизменена. В частности, было устроено пятиглавие.

В XVII столетии Клишино было владением помещиков Масловых. В начале XVIII века принадлежало вдове стольника Ф. В. Плещеевой и ее племяннику Федору Петровичу Дубровскому. В 1718 году он был казнен по указу Петра I как сторонник царевича Алексея Петровича. Все вотчины Дубровского были переданы в казну. Однако еще в 1706 году Клишино у Плещеевой и Дубровского приобрел московский посадский человек Кондратий Федорович Хвасливый. В 1725 году он основал в Клишино парусную фабрику – одну из первых в России.

Кондратий Хвасливый имел в Москве несколько торговых лавок. Вместе с сыновьями владел винокуренными заводами к югу от Москвы. В 1721 году Хвасливый получил разрешение за свой счет построить парусный завод для изготовления полотна по иностранным образцам - клише. Кстати, от этого слова иногда и объясняют происхождение названия села Клишино. В 1725 году Хвасливый устроил в селе и второе предприятие: лентовую фабрику.

-3

Приобретение села и основание парусной фабрики было примером ловкой махинации, которая привлекла внимание поздних исследователей так называемых "фабричных деревень". Сделка позволяла человеку невысокого положения Хвасливому прикрываться именем номинального владельца, чтобы уходить от разного рода налогов и принуждать крестьян работать на фабрике. В 1706 году таким "владельцем" Клишина стал канцлер граф Гавриил Иванович Головкин.

В 1741 году после воцарения Елизаветы Петровны сын графа Михаил Гаврилович Головкин был арестован и приговорен к вечной ссылке. Все имения Головкина изъяли в казну. Тогда-то и обнаружилась махинация, совершенная 35 лет назад. Подлинный владелец села и парусной фабрики Кондратий Хвасливый пытался доказать свои права на Клишино, и ему это удалось. Сенат признал Хвасливого владельцем села. Правда, за почти 5 лет судов фабрика остановилась, хозяйство пришло в упадок. Хвасливый вынужден был продать ее.

Вид Оки с моста у Клишино
Вид Оки с моста у Клишино

Новым владельцем стал купец Андрей Семенов, у которого была шелковая и полотняная фабрика в Москве. В тексте сделки между Хвасливым и Семеновым указано, что в селе имеется церковь. Вероятно, новый владелец Семенов отремонтировал и частично переделал церковь в 1746-1748 годы. После кончины Андрея Семенова в 1750 году Клишино с фабрикой было куплено у его вдовы московским купцом Михаилом Гусятниковым. В "Историческом описании российской коммерции" Михаила Чулкова 1786 года есть упоминание клишинской фабрики:

Большая полотняная Гусятникова фабрика находится в Зарайском уезде в селе Клишине, в которой 200 станов и до 1000 душ приписных обоего пола.
-5

По-видимому, с 1850-х годов владельцами местной бумаготкацкой фабрики стали купцы Китаевы. У матери этого большого семейства Александры Ефимовны к концу XIX века было 6 взрослых детей: Антонина, Ольга (в замужестве Деребизова), Александр, Василий, Николай, Федор, Владимир и Сергей. На протяжении трех десятков лет историей и судьбами членов этой интересной семьи занимался кандидат технический наук и энтузиаст из Санкт-Петербурга Борис Арнольдович Кац. Далее приведена информация о Китаевых, составленная в основном на основе его архивных поисков и находок.

Отцом семейства был Николай Федорович Китаев, который происходил из мещан города Петрозаводска. С 1842 года стал московским купцом 2-й гильдии. В 1853 году Китаев с семьей был формально причислен в пятигорские 1-й гильдии купцы для получения десятилетней льготы. В качестве недвижимости он купил в Пятигорске полуразрушенный сарай, но в Пятигорске на самом деле не жил. С 1855 года Николай Китаев и его семья жили в Клишино. Жена Н. Ф. Китаева Александра Ефимовна умерла 20 января 1896 года и была похоронена на кладбище у Богородице-Рождественской церкви.

Их сын Сергей Николаевич Китаев родился уже в селе Клишине. Он стал военным моряком, служил на Дальнем Востоке. Во время плаваний он собрал огромную коллекцию японского искусства. В 1896 году Сергей Китаев стал организатором первой в России масштабной выставки японской живописи, которая прошла в Петербургской академии художеств. Борис Кац нашел в архиве письмо Сергея Китаева, написанное в 1904 году, то есть через 8 лет после выставки. "Это был первый нож в мое сердце..." – писал он о том, как безучастно восприняли его инициативу академическое сообщество. В том же письме Сергей Китаев называл писателя Дмитрия Васильевича Григоровича "добрым знакомым и соседом по имению". Тот, как известно, был владельцем сельца Дулебино Каширского уезда. Моряками, к слову, стали и братья Сергея - Владимир и Александр Китаевы.

-6

Другой брат Василий Николаевич Китаев стал инженером, был известен также как художник. В номерах журнала "Нивы" за 1889-1894 годы публиковались его заметки и рисунки, как правило, на морскую тематику. Самое подробное свидетельство о Василии Китаеве – это некролог в газете "Новое время" за 13 (25) октября 1894 года. Он страдал от душевной болезни, скончался в молодом возрасте и был похоронен, как и позже мать, на кладбище в Клишино.

О еще одном брате Федоре Николаевиче Китаеве нужно рассказать подробнее, потому что именно он в дальнейшем связал свою жизнь с селом Клишино. Федор Китаев много лет переписывался с Екатериной Некрасовой, а ее сестра была наставницей детей Китаевых. На одном из писем Екатерина Некрасова оставила пометку:

Ученики сестры Марии: Александр (моряк), Василий (покончил с собой в 93 или 94 г) инженер, Федор – не кончил в университете (сходил с ума) и теперь поправился, женился на крестьянке и живет себе чинно благородно "около земли"
-7

Екатерина Степановна Некрасова (1847-1905) — историк литературы, впоследствии сотрудница Румянцевского музея в Москве, создательница "Комнаты 1840-х годов", исследователь творческого наследия Герцена и Огарева. Сохранившийся семейный архив сестер Некрасовых включает почти 400 страниц писем, имеющих отношение к семье Китаевых. В переписке с сестрами Некрасовыми состояли многие Китаевы. В архиве есть письма Федора, Николая, Александра, Василия, Ольги, Антонины Китаевых и их матери Александры Ефимовны.

Наиболее обширная часть – это письма Федора Николаевича, первое из которых датировано 1862, а последнее – 1879 годом. В письмах, в частности, говорилось о душевной болезни Федора Николаевича. Проблемы с психическим здоровьем преследовали четырех братьев Китаевых – Николая, Федора, Василия и Сергея. В письме 23 августа 1872 года Екатерине Некрасовой есть такие строки:

Грустно и тяжело смотреть на Федю! По моему мнению, он никогда не будет похож на то, что был.

В 1872 году Федора Николаевича навещал знаменитый психиатр доктор В. Р. Буцке, который не верил в его выздоровление. Но не прошло и года, как Федор написал длинное письмо Екатерине Некрасовой, в котором предстает вполне здравомыслящим человеком. Письмо это – очень интересное, и из него можно много узнать не только о Федоре, но и о других членах семьи Китаевых. Вот отрывок из письма:

Наконец там, где в речку Смедву впадает реченька Любенька, появились недавно две барышни, наши соседки Коптевы. Вася конечно в одну влюбился, стал по вечерам выспрашивать моего мнения, советовался со мной, – до писем ли мне было! Барышня, зовут ее Соня, тоже почувствовала влечение к молодому военному, который так хорошо рисует. Но к несчастью больше трех раз они не видались: Соня поехала на место гувернантки в Озеры к Щербаковым, а Вася должен ехать в Петербург сдавать экзамен.
Борис у нас тоже влюблен в "попову дочку белую" Машу, но, к сожалению, ему некогда о ней думать, остается несколько дней до его отъезда тоже в Петербург: один я здесь не влюблен, да и не сожалею, – мое дело впереди. Ольга прямо не говорит, что влюблена, но я знаю, что ей нравится мальчик Моргунов Коля. Лидия влюблена пока еще в кошку, а Нина в цыплят. Сергей же, по-видимому, не чувствует пока ни к животным, ни к себе подобным никакого расположения...

В 1870-е годы Федор Николаевич Китаев занимался сельским хозяйством, хотя и рвался уехать из деревни из-за сложных отношений с отцом. Имя Федора Николаевича Китаева связано с археологией Рязанского края (Зарайский уезд до революции относился к Рязанской губернии). Китаев участвовал в раскопках на территории Зарайской крепости и других местах уезда в 1884-1887 годах. В 1884 году было создано первое Рязанское археологическое сообщество. Близ села Клишино, на стыке Рязанской, Московской и Тульской губерний, при впадении реки Смедвы в Оку по инициативе Федора Николаевича Китаева в июне того же 1884 года были проведены раскопки четырех первых курганов.

На заседании комиссии 28 октября 1884 года, где разбирались итоги раскопок, Федор Николаевич Китаев был принят в члены Рязанской Ученой Архивной Комиссии. В апреле - июне 1885 года Ф.Н. Китаев раскопал со своими крестьянами оставшуюся часть Клишинских курганов. Добытые там находки были доставлены в Рязанский музей.

Сын Федора Николаевича Михаил Китаев родился в селе Клишино в 1884 году. Он женился на Надежде Николаевне Матовой, происходившей из дворянского рода. После революции Михаил Китаев с женой, спасаясь от голода, переехал в Клишино, где в 1920 году у них родился сын Глеб. Видимо, в это время в Клишино еще жил кто-то из Китаевых или их родственников. В 1930-х годах Михаил Федорович Китаев работал гравером-чертежником на московской фабрике "Прометей". Это название латвийского культурно-просветительского общества в Москве.

В 1937 году все, что связано с "Прометеем", было ликвидировано, а многие его работники арестованы. В их число попал и Михаил Китаев. Он был арестован 5 сентября 1937 года и так и не вернулся из заключения. Его жена Надежда Николаевна тоже была осуждена, но вернулась из лагерей. Жила в Переславль-Залесском, позже переехала в Москву.

Глеб Михайлович Китаев родился в Клишино в 1920 году. Позже жил в Москве – в деревянном доме на 2-й улице Измайловского Зверинца. Был призван в армию перед самой войной, воевал рядовым. Демобилизован в 1946 году, вернулся в Измайлово. Его сын - Михаил Глебович Китаев.

Из упомянутых ранее писем к Некрасовым известно о еще двух сестрах Китаевых – Лидии и Антонине. Лидия и Антонина младше Сергея, и, следовательно, родились в интервале от 1865 до 1872 года. О жизни старшей сестры Ольги стало известно, что она вместе с Марией Некрасовой в 1877 году отправилась в путешествие в Европу, побывала в Вене и Карлсбаде. После замужества жила в поселке Новочеркутино Тамбовской губернии, где у ее мужа по фамилии Дерибизов было имение. У них родились дочь Мария и сын Гриша.

Озерский краевед Анна Павловна Доронина приводила свидетельства о двух надгробиях Китаевых из черного гранита, которые она видела в селе Клишино. Сейчас этих памятников давно нет. На кладбище у церкви в Клишино долгое время лежало в траве надгробие местного священника Илии Федоровича Окунькова (ум. 1879).

Борис Арнольдович будет признателен за любую дополнительную информацию о семье Китаевых. Почта для связи: b-katz@yandex.ru