Найти тему
Я здесь был

ТРОСТНИК КАК ОСНОВА ЖИЗНИ

Природа и растения, в частности, нередко становятся неотъемлемой частью культуры определённого народа, а их влияние на образ жизни порой настолько велико, что, по сути, растение становится основой жизни, вокруг которой строится весь быт этого общества.

И если в андских высокогорьях основой жизни являются листья коки и кукуруза, то у представителей народа Уру, проживающих в районе перуанской части озера Титикака, этой основой является тростник Тотора, который буквально обеспечивает им всё: начиная от жилья, заканчивая пищей и лекарствами.

Первоначальной целью поездки на озеро Титикака, собственно, само озеро и было. Уж больно мне хотелось увидеть то самое высокогорное озеро, с названия которого мы все дружно хихикали в школе, но когда я стал погружаться в вопрос всё глубже, выяснилось, что помимо смешного названия у Титикаки есть серьёзная и интересная история, частью которой являются и самодельные острова группы народа Уру - Уру-Ируито.

Острова находятся примерно в 5 км от города Пуно и являются одной из основных причин посещения его туристами, поэтому туристических компаний, предлагающих показать вам всю эту прелесть, настолько много, что лично в моём случае экскурсия была забронирована в 5 утра по приезде в отель, а уже в 8 мы стартовали из порта (кстати, озеро Титикака — самое высокогорное судоходное озеро в мире), в общем, предложений хоть отбавляй.

Один из небольших островов Уру, всего их около 60 штук.
Один из небольших островов Уру, всего их около 60 штук.

На острова я выдвигался с некоторой осторожностью и скепсисом, ибо перед поездкой я прочитал миллион отзывов о том, что всё супер коммерциализировано, никакого ощущения того, что ты попал в какое-то уединённое и уникальное место, нет совершенно, всё, что там происходит, это бесконечное разводилово, а атмосфера больше напоминает рынок, чем уникальные острова на одном из самых высокогорных озёр в мире.

Забегая вперёд, скажу, что мне лично так не показалось, но об этом позже, а сейчас небольшой ликбез на тему того, кто же такие эти Уру, чем они живут и почему же в их жизни так важен тростник.

Чёткого понимания, где же всё-таки народ Уру берёт свои корни, нет, но точно известно, что это достаточно древний народ, которому более 2000 лет, а на территории северо-западной части озера Титикака они оказались ещё в доинкский период с целью защиты - раньше острова находились дальше от берега - ближе к центру озера, а на основных из них стояли сторожевые вышки. По одной из теорий, так Уру спасались и защищались от пытавшихся захватить их инков, которые просто вынудили бедолаг искать спасения на просторах священного озера.

В данный момент на озере находится около 60 островов, на каждом из которых проживает от 3 до 10 семей, в зависимости от его размера. Острова они строят из тростника тотора, произрастающего тут же на озере.

Время жизни одного острова примерно около 25 лет (при условии, что сверху будет докладываться сухой тростник), через четверть века вода постепенно начинает просачиваться сквозь основу, состоящую из корней, и жители строят новый остров, а старый погружается на дно озера.

Представительница народа Уру, на фоне сушащегося на солнце тростника.
Представительница народа Уру, на фоне сушащегося на солнце тростника.

Если подходить к вопросу с технической стороны, то все острова состоят из нескольких слоёв:

Основание состоит из больших блоков кубической формы, сделанных из плавающих корней тотора, которые после его смерти отрываются от дна озера и всплывают на поверхность. Корневища распиливаются на кубы специальными пилами, высушиваются, пронзаются эвкалиптовыми палками и связываются вместе.

Эти плотные, переплетённые друг с другом и насыщенные воздухом корни образуют естественный слой, называемый кхили. Он имеет толщину около одного-двух метров и служит основным элементом, обеспечивающим плавучесть и устойчивость островов. Каждый плавучий блок кхили имеет размеры примерно 4 на 10 метров.

После того, как основа готова и закреплена, Уру добавляют несколько слоёв покрывного тростника, который достаточно быстро гниёт, поэтому новый постоянно сушится тут же на островах и добавляется сверху по мере необходимости, обычно это происходит примерно каждые две недели в зависимости от погоды. Особенно важно не забывать об этом в сезон дождей, когда тростник гниёт быстрее.

Многие острова при этом могут находиться рядом друг с другом, но, если вдруг семья с одного острова поругается с семьёй с соседнего, им ничего не мешает отплыть на своём острове подальше от надоевших соседей (вот бы и у нас так было). А после свадьбы глава семьи отпиливает часть острова молодожёнам, чтобы они могли отделиться и жить самостоятельно.

Типичные дома из тоторы и моторные лодки на фоне традиционных лодок бальса.
Типичные дома из тоторы и моторные лодки на фоне традиционных лодок бальса.

Из этого же тростника строятся хижины, лодки бальса, большая часть рациона и медицины Уру также основывается на тростнике. Нижнее белое основание тоторы - чуло часто едят, чтобы получить йод и предотвратить проблемы с щитовидной железой. Во время болей они могут обернуть тростник вокруг части тела, которая болит, а во время жары иногда размягчают белую часть тростника в руках, разрезают его и кладут на лоб, в таком виде он становится очень прохладным на ощупь. Ещё им чистят зубы, а из цветков заваривают чай. Наш гид поделился секретом и сказал, что чуло также используется как эффективное средство против похмелья. Я, к сожалению, этого проверить не смог.

Быт Уру (помимо постройки своих островов) достаточно типичен для народа, проживающего на озере – это, конечно же, рыбалка, охота на птицу, но у некоторых есть даже небольшие хозяйства с домашним скотом, на самых крупных и центральных островах есть даже более капитальные постройки, школы, церкви и детские сады.

В целом изолированным народом Уру назвать очень сложно, они достаточно хорошо интегрированы с современным перуанским обществом, блага цивилизации их тоже не обходят стороной, вместо привычных тростниковых лодок бальса уже давно используются алюминиевые моторки, на некоторых хижинах есть солнечные батареи и телевизоры, а бесконечный поток туристов и в правду сделал большинство островов похожими на какой-то бесконечный рыночный балаган.

-4
Воду местная ребетня пьёт прямо из озера.
Воду местная ребетня пьёт прямо из озера.

Но в нашем случае нас повезли не к большому скоплению островов, куда и возят большинство туристов, а на стоящий отдельно, подальше от остальных, одинокий островок, состоящий из трёх семей, жители которого встречали нас сравнительно равнодушно (исключительно в хорошем смысле этого слова), рассказали про то, как они строят свои острова, быт, покатали на тростниковой лодке, причём грёб он руками (во многих отзывах я читал, что бальса просто цепляют к моторке) и ни капли не пытались нам что-то продать. Было ощущение, что жизнь у них идёт своим чередом и только мы немного их побеспокоили.

Но влияние извне всё же постепенно убивает идентичность этого народа: так, после налаживания более тесных связей с народом аймара, они постепенно утратили свой собственный, ставший уже мёртвым, язык Уру, начав разговаривать на языке аймара, а после и вовсе перейдя на испанский, практически полная утрата собственной религии и переход к католицизму, после прихода к власти испанцев, да и нахождение этого народа на островах не совсем понятно, иногда складывается такое ощущение, что их нахождение в далеко не самых комфортных на современный взгляд условиях, обуславливается лишь спекуляцией на своей идентичности, ведь, как я писал выше, острова Уру это практически единственная причина, почему люди вообще едут в Пуно, т.к. сам по себе город совсем ничего из себя не представляет, а значит это выгодно и Уру и государству.

В этом случае остаётся лишь надеяться на грамотную политику правительства Перу по данному вопросу и сохранение баланса между коммерцией и древними традициями и историей целого народа.

Подрастающее поколение народа Уру.
Подрастающее поколение народа Уру.