Найти тему

#Vсамоесердце: Актуализация проблемы интеграции иностранных студентов в образовательный процесс вуза

Одной из перспективных задач в Концепции миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 гг., ставится не только организация переселения на историческую родину наших соотечественников и лиц, которые могли бы безболезненно войти в российское общество, но иноэтнических граждан, желающих получить образование в Российских вузах.

Так, проблема интеграции личности многие годы считается достаточно значимой среди наук, занимающихся рассмотрением роли человека и его деятельности в обществе. Интеграционные процессы являются неотъемлемой составляющей жизни как отдельно взятой личности, так и общества в целом: с данным феноменом личность сталкивается повсеместно на протяжении всей жизни (например, интеграция в новую социокультурную среду). В своей сущности интеграция многогранна и многообразна, и именно данный факт свидетельствует о сложности данного процесса.

Особую важность феномен интеграции приобретает при попадании уже сформированной личности, несущей в себе определенную уникальность, в новую среду. Социальная ситуация развития, возрастные и индивидуально-психологические особенности личности, уровень сформированности познавательных процессов и др. определяют сложность протекания интеграции личности. Соответственно, исходя из этого, мы не можем не выделить значимость интеграции личности иностранных студентов в образовательный процесс вуза.

Сам по себе процесс вхождения в такую среду, как высшее учебное заведение является достаточно трудным и стрессовым. Но для иностранного студента интеграция в новую социокультурную образовательную среду является особенно затруднительной, т.к. необходимо учитывать не только различные условия образовательной среды, но и этнопсихологические особенности отдельных национальностей, личностные особенности иностранных студентов, а также психологическую структуру интеграции личности.

Социальной значимостью определяются проблемы, основанные на деятельности вуза по интеграции иностранных студентов в многогранный поликультурный образовательный процесс. Проблема создания для них определенных адаптационных условий, при которых личность комплексно взаимодействует со своим окружением, принимает ценности и культуру другого государства, но при этом не теряет своей национальной целостности и уникальности является одной из значимых в современном высшем образовании.

По нашему мнению, одними из главных показателей интеграции личности иностранных студентов являются: уровень социально-психологической адаптации, знания истории, культуры и ценностей той страны, в которой обучается студент, уровень толерантности по отношению к представителям других этносов.

Все вышеизложенное определило тему, цель и задачи нашей исследовательской работы.

В качестве методологической основы нашего исследования мы выедели личностно-деятельностный подход в психолого-педагогической науке и образовательной практике с опорой на фундаментальные методологические принципы – детерминизма, единства сознания и деятельности, активности и системности.

В качестве теоретического обоснования темы выступили научные работы ряда отечественных и зарубежных ученых:

  • Ф.С. Бабейко, Н.В. Бордовской, С.К. Бондыревой, З.Т. Гасанова, А.Н. Джуринского, Л.М. Дробижевой, И.Д. Лельчицкого, А.А. Реана, В.С. Торохтия, Е.В. Фалуниной,
    В.А. Ясвина и др., раскрывающих проблемы поликультурного образовательного процесса;
  • А.В. Авксентьева, И.Е. Бобрышевой, Г.В. Валетовой, М.Н. Вятютнева, Л.М. Дробижевой, А.А. Зворыкина, А.В. Золотова, Д.С. Лихачева, Э.С. Маркаряна, Е.И. Пассова и др., указывающих на этнопсихологические особенности иностранных студентов и особенности этнокультурного фона в образовательном процессе;
  • Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Б.Ф. Ломова, К.К. Платонова, С.Д. Смирнова,
    К.С. Холла и др., раскрывающих сущность подходов к изучению личности;
  • И.В. Антоненко, И.Н. Карицкого, В.В. Козлова, В.А. Мазилова, А. Маслоу, К. Юнга и др., в которых рассматривалась проблема интеграции личности в психологической науке;
  • К.А. Абульхановой-Славской, Б.Ф. Ломова, А.А. Налчаджаяна, А.А. Реана,
    Н.А. Свиридова и др., посвященные изучению социально-психологической адаптации личности;
  • Е.В. Фалуниной, раскрывающие сущность полисубъектного подхода к изучению личности.

Диагностический инструментарий был подобран в соответствии с целью и задачами нашего исследования:

с позиции дифференцированного подхода:

  • с целью изучения когнитивного компонента психологической структуры интеграции личности иностранных студентов был использован «Тест по истории России для иностранных студентов» Центр тестирования «Евраз», а также Тест «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда;
  • с целью изучения ценностного компонента психологической структуры интеграции личности иностранных студентов были использованы Экспресс-опросник «Индекс толерантности» О.А. Кравцовой, Г.У. Солдатовой, О.Е. Хухлаева, Л.А. Шайгеровой и Тест-методика «Личностный опросник» Г. Айзенка (шкала Нейротизма);
  • с целью изучения деятельностного компонента психологической структуры интеграции личности иностранных студентов были использованы опросники «Социально-психологическая адаптация» К. Роджерса, Р. Даймонда (адаптация А.К. Осницкого) и «Адаптация личности к новой социокультурной среде» Л.В. Янковского.

с позиции интегративного подхода:

  • уровень интеграции личности иностранных студентов в образовательный процесс в данном исследовании контролировался психодиагностической методикой «Уровень развития полисубъектности личности» Е.В. Фалуниной.

Так, занимаясь исследованием проблемы интеграции иностранных студентов в образовательный процесс вуза, мы обнаружили, что:

  • интегрированность личности иностранных студентов достигается высоким уровнем развития компонентов психологической структуры интеграции личности: когнитивного, ценностного, деятельностного;
  • интеграция личности иностранных студентов в образовательный процесс определяется совокупностью знаний, наличием ценностных ориентаций, развитыми умениями устанавливать адекватное межличностное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса, уровнем социально-психологической адаптации;
  • влияние на уровень развития интеграции личности иностранных студентов оказывает комплексная деятельность вуза, основанная на реализации коррекционной программы интеграции личности иностранных студентов в образовательный процесс;
  • показателями деятельности вуза по интеграции иностранных студентов в образовательный процесс станут результаты, показанные выборкой на формирующем этапе исследования после проведения коррекционной программы;
  • уровень развития интеграции личности иностранных студентов высоко коррелирует с уровнем сформированности полисубъектности личности, и может быть обнаружен как с позиции дифференциального, так и с позиции интегративного подхода в опытно-экспериментальном исследовании.

Литература

  1. Гасанов, З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения / Гасанов, З.Т. // Педагогика. – 1996. – № 6. С. 51-55.
  2. Козлов, В.В. Субъектность как интегративный феномен природы и культуры в человеке // Методология современной психологии / Козлов, В.В. – Ярославль, 2015. С. 82-91.
  3. Логвинова, О.К. Поликультурное образование в современном вузе: социально-педагогический подход / Логвинова, О.К. // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 2 (57). С. 161-164.
  4. Мирошниченко, Е.В. Развитие культуры межнационального общения у будущих педагогов в процессе обучения в вузе: дисс. ... канд. псих. наук / Мирошниченко, Е.В. Хабаровск, 2019. 191 с.
  5. Фалунина, Е.В. Обоснование модели подготовки педагогов к работе в поликультурном образовании России / Фалунина, Е.В. // Российский научный журнал. – 2011. – № 21. С. 123-139.
  6. Фалунина, Е.В. Проблема изучения актуальных стратегий взаимодействия культур в современном образовании / Фалунина, Е.В. // Проблемы социально-экономического развития Сибири. – 2011. – № 4 (6). С. 115-117.

К.С. Овсянников, Е.В. Мирошниченко