Найти тему
Родина на Неве

Режиссёр, которого актёры носили на руках

Оглавление

Наталья и Вадим Фиссон познакомились, когда она, собираясь поступать в театральный институт, пришла к талантливому выпускнику на занятия по актёрскому мастерству. Влюбились друг в друга и поженились стремительно. У Вадима, ученика Георгия Товстоногова, начиналась блестящая театральная карьера. Но болезнь нарушила все планы. В стройотряде в Казахстане будущие актёры месили цемент в резиновых сапогах на босу ногу. Вадим дотанцовывал последние спектакли в театральном институте с трофическими язвами. Диплом ему привезли уже домой. Восемь операций, страшные боли, ампутация ног. Наталья всегда была рядом. Она рассказала, как её муж даже на инвалидной коляске умел превращать жизнь в праздник.

Своей судьбой Вадим Фиссон доказал, что никогда не надо отчаиваться
Своей судьбой Вадим Фиссон доказал, что никогда не надо отчаиваться

Врачи предрекали Вадиму только год жизни. Но он не пал духом – основал театр «Комик-Трест» и прожил ещё много лет. И не просто прожил, а прожил ярко. Своей судьбой Вадим Фиссон доказал, что никогда не надо отчаиваться. Его не стало в декабре 2014 года, но любимое детище – театр «Комик-Трест» – живёт и развивается.

Человек Эпохи Возрождения

— Когда начались больницы и операции, страшно не было – не верилось, что это происходит на самом деле. По-настоящему мне страшно стало, когда Вадик замкнулся и ушёл в себя. Но я верила, что всё это преодолимо. И он выруливал. Всегда. Так, беспросветное, как казалось, рубилово в компьютерные игры, в которое Вадик ушёл с головой в первое время, он превратил в изучение сложных монтажных и графических программ. Потом использовал это в спектаклях. Он был, как человек Эпохи Возрождения. Овладел огромным количеством профессий: создавал сайты, был художником по свету, монтировал звук, изобретал видеоконтент для спектаклей.

А ещё он был первым и единственным в нашей стране на центральном канале телеведущим на инвалидном кресле. В нашу программу «Энергичные люди» приезжали со всей страны те, кто совершил свой маленький человеческий подвиг. Очень запомнился один необыкновенный человек. Он передвигался на коляске, жил в глухой деревушке и восстанавливал там местную церковь, которая постепенно уходила под воду. Жить в деревне не ходячему инвалиду – это уже подвиг. А он сумел не только выжить, но восстановить храм и сохранить его для будущих поколений!

Жизнь может быть другой

— Нас всегда спасали друзья, по 25 человек постоянно бывало в доме. Столько было тепла душевного вокруг! Наш театр «Комик-трест» тоже построен на этой поддержке. Один из друзей Вадика уговорил его выйти на улицу – и мы через месяц уже сидели в поезде на Берлин. В Германии он увидел, что никто на него пальцем не показывает, не подсовывает ему судорожно какие-то деньги. Он спокойно ездил по улицам и общался с людьми. Вадик увидел, что жизнь может быть другой. И приехав, начал придумывать спектакль.

Первый наш спектакль «Чушь во фраке» мы репетировали дома. Потом нас стали пускать по ночам в театр «Буфф». Но местный звуковик залил пульт портвейном, так что мы репетировали музыкальный спектакль под собственное «ля-ля фа-фа». Этот спектакль критики назвали лучшим в театральном сезоне 1991 года.

«Мы есть!»

— Вадиму говорили, что он не проживет и года, а у него оказалась целая жизнь. И весь мир! Мы побывали на крупнейших театральных фестивалях всех стран, были даже на паралимпиаде в Южной Корее. Почувствовали там себя олимпийскими чемпионами! При двухтысячном зале слушали российский гимн. Даже слёзы навернулись.

Как-то мы летели в Испанию на известный театральный фестиваль. Вадик распушил перья, что мы – единственный российский театр, который пригласили на фестиваль такого высокого уровня. Он был гордый, набриолиненный, красиво побритый. А в аэропорту оказалось, что лифт в зал ожидания поднимается только со второго этажа. К нам вышла мрачная тётя и, почти не глядя на Вадика, выдала: «Так, вот этого поставьте сюда». Вадик оторопел даже: «Вообще-то я вменяемый. Можно ко мне обращаться». – «А вы не спорьте, мужчина! Сейчас за вами придут». И пришли. Два пьяных помятых грузчика: «Ого, а че он такой здоровый-то? Тяжело будет поднимать». После этого Вадик сказал: «Я специально буду выезжать на улицу, люди должны понимать, что мы есть». И организовал движение «Театр – доступная среда» для людей с физическими ограничениями. Помогал людям с инвалидностью впервые попасть в театр. Их привозили, помогали добраться до театра, а многие из них к тому моменту годами не выходили из дома.

Этому проекту уже исполнилось 14 лет. Мы продолжаем и развиваем его. Люди, которые нуждаются в помощи, теперь не просто приходят на спектакли, а полноценно участвуют в наших проектах. Мы много работаем со взрослыми людьми, которые имеют ограничение по интеллекту.

Сейчас в нашем театре Маша Критская поставила спектакль, в котором играют двое ребят-колясочников. Как и у Яны Туминой в БДТ, идёт инклюзивный спектакль «Ау» с актерами и ребятками-аутистами. Те, кто занимается этой работой – настоящие стоики, несмотря на сложную ситуацию в нашей стране и в мире, они продолжают помогать людям.

Шутил над болезнью

— Вадик не любил говорить о своей болезни. И жаловаться тоже. Считал, что бессмысленно жалеть себя и спрашивать: «За что мне это?» Говорил: «А за что всем остальным?» Он шутил, что он единственный режиссёр, которого актёры носят на руках. Мы каждый год по нескольку раз ездили на гастроли в Германию. Вот как они общались с его немецким приятелем, детским врачом, у которого была ампутирована нога, Вадик ему: «Ну, что, эскимо?» Тот: «Ну, что, брикет?» Хотели даже написать книгу «Инвалиды шутят», но не успели. Вадик, как никто, мог позволить себе чёрный юмор.

А когда его спрашивали, почему он занимается клоунадой, отвечал: «Клоунада – это же простой наивный детский взгляд. Вы смотрите на мир с высоты своего роста, а я смотрю с высоты роста девятилетнего ребёнка, поэтому мне легко разговаривать на этом языке».

Дело Фиссона живёт

— Два года назад к шестидесятилетию Вадима мы придумали премию его имени в память о нём, которую назвали «Белый ангел». Решили отмечать тех, чей подвиг не заметен, но очень важен! Тех, кто занимается благотворительной или общественной работой, помогая людям с разными степенями ограничений – умственных или физических.

Так, в 2023 году награду получила Елена Лозко. Она уже долгие годы обучает танцам инвалидов-колясочников. Сама Елена – чемпион России и мира по танцам на колясках, воспитала уже 11 чемпионов мира, создала Федерацию спортивных танцев на колясках и четыре года подряд организовывает фестиваль «Лучик света» для детей-колясочников. И они ей из разных уголков нашей страны присылают свои видео о том, как неумело пытаются придумать свой первый номер, с мамой или бабушкой. Я проводила для них онлайн-тренинг и меня поразили эти дети! Семилетние детки занимались со мной в своей далёкой деревушке. У них такая мотивация! Они ни разу не отвлеклись от экрана. Эти ребята обожают танцы, мечтали выступать и теперь участвуют в соревнованиях. Елена стоически много лет делает эту работу. Но она не получала премий. «Белый ангел» – её первая награда.

Премию мы также вручили жене губернатора Ленинградской области Ирине Дрозденко, потому что она не только построила Мультицентр для людей с физическими особенностями, но и убедила депутатов, чтобы они проголосовали за квоты для инвалидов на предприятиях. У нас в Петербурге пока нет такой обязательности – всё по усмотрению владельца, а в Ленинградской области есть!

Наградили мы и директора Гатчинского психоневрологического диспансера Марию Ларионову. Они тесно сотрудничают с «Комик-Трестом», тратят своё личное время, привозят к нам своих подопечных. В 2021 году мы сделали спектакль «Улиточная рапсодия» вместе с сорока ребятами с ограничениями по слуху и по интеллекту для Фестиваля уличных театров. Когда мы командой в 40 человек актёров высыпали на улицу в Никольских рядах, все обалдели! Весь двор заполнился персонажами. В финале нашего выступления пошел дождь. После поклонов мы собрались уходить, но наши приглашённые артисты раскланивались минут пятнадцать под дождём, зрители не расходились и аплодировали. Все промокли, но были очень счастливы.

Ольга Горшкова

Печатная версия текста вышла в газете «Новости Центра» в декабре 2023 года

Фото из сообщества в VK «Клуб друзей театра Комик-трест»