Найти тему
Вечерняя Казань

В Казани открылся большой выставочный проект «Безграничный Пушкин»

Оглавление

Проект входит в культурную программу саммита БРИКС. Масштабная выставка «Безграничный Пушкин» расположилась в двух локациях - в Национальной библиотеке Республики Татарстан и Культурном центре им. А.С. Пушкина.

Автор фото: пресс-служба министерства культуры РТ
Автор фото: пресс-служба министерства культуры РТ

Открытая накануне экспозиция на первом этаже Национальной библиотеки представляет произведения Роджера Баллена (ЮАР), Алексея Жучкова (Россия), Максима Лытова (Россия), Антона Работнова (Россия), Энцо Розамилиа (Италия), созданные по мотивам наследия Пушкина.

- Александр Сергеевич Пушкин – безграничен, интернационален, его произведения нашли воплощение в различных видах искусства: изобразительном, литературном, музыкальном, а также на сцене театра, оперы и балета, – сказала на открытии экспозиции автор проекта, искусствовед, эксперт Минкультуры России, председатель комитета по культуре Московской торгово-промышленной палаты Марианна Гнездилова. – Для людей разных стран мира Пушкин – кодовое слово, символ России. Но при этом персонажи писателя приобретают национальный характер и черты в творениях зарубежных авторов.

АэС Пушкин и новый символизм

Присмотримся же к представленным произведениям. Так, масштабное полотно Максима Лытова «АэС Пушкин» – это портрет Пушкина на фоне абстрактного неба. Образ поэта как бы парит над городом, в котором угадывается Санкт-Петербург, Кронштадт и весь мир. На градуированном сером фоне ярко выделяются голубые глаза (оказывается, это доминантная генетическая черта Пушкиных по мужской линии), а в зрачках проявляются силуэты птиц как символ безграничного полета.  Образ поэта выполнен в стилистке нового символизма, мастером которого является Лытов.

Автор фото: пресс-служба министерства культуры РТ
Автор фото: пресс-служба министерства культуры РТ

Неосимволизм читается и в двухчастной инсталляции из сланца и мрамора Алексея Жучкова. Так, часть под названием «Последний» посвящена последнему стихотворению Александра Сергеевича «Забыв и рощу, и свободу…», оно датировано 1836 годом. Поэтические строки нанесены на камень, в который вонзилась свинцовая пуля калибром 12 мм. Это точная копия пули, которой поэта смертельно ранили на дуэли. Чтобы воспроизвести выстрел в мрамор, художник использовал пневматическую систему. Произведение Жучкова символизирует конец жизненного пути и начало бесконечного бытия Пушкина. Вторая часть инсталляции – «Рисунки на полях» – представляет рукописи Пушкина на сланце. Алексея Жучкова увлекли эстетика почерка Пушкина и его художественно-графический талант. Кстати, литературоведы полагают, что Александр Сергеевич делал зарисовки с текстами черновиков в часы, когда его покидала муза.

В уникальной технике контурного рельефа с фрагментами мозаики, смальты, металла и керамики выполнена серия «Воспоминания» о Пушкине, состоящая из 14 работ Антона Работнова. Это портретная серия представителей рода Пушкиных и пейзажи («Ганнибал А.П.», «Пушкин-ребенок», «Пушкина Н.О.», «Пушкина М.А.», «Золотое правило», «Пушкин В.Л.», «Михайловское», «Кавказ. Восхождение», «Гончарова Н.Н.», «ПУШКИН», «Лукоморье», «Арина Родионовна», «Зимний вечер», «Черная речка. Тишина»). Все части композиции созданы из современных материалов, минималистские изображения оформлены в стилистике русских усадеб XIX века.  Источником вдохновения для автора стали произведения художников И.И. Меллер-Закомельского, С.Ф. Галактионова, Ксавье де Местра, А. Брюллова, И. Иванова.

Исследуя пороки, которые бичевал Пушкин

Международный участник выставки – итальянский художник Энцо Розамилиа из города Солерно представил две работы из серии 2024 года «Пиковая Дама» в авторской технике фотографии, напечатанной на музейном холсте Дагера. С 2011 года Энцо последовательно посвящает циклы своих произведений известным русским писателям, среди которых Михаил Булгаков, Антон Чехов, Николай Гоголь, Лев Толстой. По признанию художника, в русской литературе его привлекает мистицизм. Маэстро использует особый прием, лишая персонажей телесности: они предстают перед зрителем как растворившиеся от пороков стяжательства и стремления к легкой наживе тени.

Автор фото: пресс-служба министерства культуры РТ
Автор фото: пресс-служба министерства культуры РТ

Интересный подход к Пушкинской теме показывает художник из ЮАР, участник Венецианской биеннале Роджер Баллен. Он исследует другой порок человечества – жадность. И это отражено в сублимированном сюжете рыбалки, напоминающем основную идею «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина.

Пушкина условно развеют по ветру

Вторая, причем основная, локация выставочного проекта «Искусство объединяет мир. Безграничный Пушкин» – Культурный центр им. А.С. Пушкина, откроется для посещения 16 октября. Приуроченная к 225-летию со дня рождения Солнца русской поэзии, экспозиция входит в культурную программу БРИКС в Казани.

На выставке представят работы 59 художников из 16 стран мира. Каждый художник привнес в свои произведения национальные особенности и черты, создавая уникальный образ Пушкина и персонажей его произведений. Особое место в экспозиции займет трехметровая скульптура Александра Сергеевича, которая на глазах у публики «разлетится» листами с пушкинскими стихами.

Автор фото: пресс-служба министерства культуры РТ
Автор фото: пресс-служба министерства культуры РТ

Экспозиция включает графику, живопись, рельефы и скульптуры, фотографии, мультимедийные и видеоинсталляции, а также эскизы монументальной живописи. Выставка будет работать до 15 ноября со вторника по субботу по адресу ул. Карла Маркса, 26.

В подготовке большого выставочного проекта, расположившегося на площадках Национальной библиотеки Татарстана и казанского КЦ им. А.С. Пушкина, приняли участие комитет по культуре Московской торгово-промышленной палаты,  Российская академия художеств, Московский союз художников, Московский художественный институт имени В.И. Сурикова, Ассоциация художников-монументалистов, секция художников-монументалистов МСХ, Россотрудничество, галерея современного искусства SNEG Gallery, Международный фонд Пушкина в Брюсселе, Оксапроекты, Русский музей фотографии в Нижнем Новгороде, Русский дом в Риме, Культурный центр имени А.С. Пушкина в Казани, Коллегия экспертов по культурным ценностям, Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А. Добролюбова, блокчейн-платформа MirraCoin, проект «Код Музея», портал конкурсы.рф. Также поддержку проекту оказали Московский дом национальностей, Департамент национальностей Москвы, комитет по труду и социальной политике Госдумы Российской Федерации.

Автор материала: Ольга Юхновская