Найти тему
МТС Маркетолог

Зачем вашему бизнесу маркетинговые исследования?

Оглавление

Ситуация на рынке и предпочтения потребителей постоянно меняются. Маркетинговые исследования помогают бизнесу решать важные задачи: например, запускать и развивать актуальные продукты, увеличивать спрос, оценивать популярность бренда или оптимизировать затраты.

Какие бывают исследования?

Маркетинговые исследования — это процесс сбора, обработки и интерпретации данных о состоянии рынка, конкурентах и поведении потребителей. Все исследования можно разделить на два основных вида:

  1. Первичные требуют сбора новой информации под цели конкретного проекта или задачи.
  2. Вторичные предполагают изучение и анализ уже существующих данных из различных источников: отчетов, статей и публикаций.

Последние позволяют сэкономить компании ресурсы, так как для их проведения требуется меньше временных и финансовых затрат. Однако первичные исследования значительно превосходят вторичные по эффективности.

По способу сбора и обработки информации первичные исследования делятся на качественные, количественные и комбинированные.

Кто и сколько?

Количественные исследования проводят, чтобы узнать долю рынка, объёмы продаж, уровень лояльности аудитории к бренду или продукту. Полученная информация помогает понять закономерности или проверить гипотезы. К количественным исследованиям относятся все виды опросов, анкетирование и эксперименты.

  • Опросы и анкетирование — самый простой способ узнать мнение о продукте и понять мотивы выбора. Можно проводить на улице, по телефону, на сайте и в торговой точке.
  • Маркетинговый эксперимент — это тестирование бизнес-идей путем изменения различных параметров, например, упаковки или цены товара.

Как и почему?

Качественные исследования помогают понять мотивацию потребителей, их мнения и эмоции, что позволяет глубже проникнуть в их потребности. Самые популярные методы: фокус-группа, глубинное интервью и наблюдение.

Разные методы исследований
Разные методы исследований
  • Фокус-группа — интервью с несколькими респондентами, например с 6-10 покупателями. Беседа курируется модератором, который задаёт вопросы с открытыми и закрытыми вариантами ответов.
  • Глубинное интервью — долгая и содержательная беседа с респондентом. Интервью позволяют выявить мотивы, потребности, страхи и боли целевой аудитории.
  • Наблюдение — отслеживание, без взаимодействия с респондентами, их действий и реакций на определенные ситуации.

Комбинированные исследования — это комплекс качественных и количественных методик. Они помогают не только собрать статистические данные, но и изучить мнения, потребности и мотивацию потребителей.

Комбинированные исследования включают:

  • Холл-тесты — изучение конкретных параметров и характеристик продукта. При этом необходим личный контакт респондента с образцом.
  • Хоум-тесты — то же, что и холл-тесты, только участники тестируют продукт в домашних условиях. Актуально для товаров длительного пользования.
  • Тайный покупатель — метод для проверки клиентского сервиса. «Покупатель» может отметить в специальном чек-листе, во сколько персонал приходит на работу, как общается с клиентом, какие предлагает товары.

Как провести исследование?

Если у компании нет опыта проведения маркетинговых исследований, лучше передать эту задачу на аутсорс. Например, в Центре исследований МТС можно заказать исследование любого уровня сложности.

Использование Big Data МТС — массива обезличенных и агрегированных данных 80 млн абонентов — позволяет получить доступ к широкой аудитории с разбивкой по доходам, интересам, географии и многим другим сегментам и метрикам.

Если вы хотите оценить эффективность рекламной кампании и ее влияние на рост продаж, вам подойдет инструмент Sales Lift. В рамках исследования оцениваются покупки, совершенные после просмотра рекламы. Можно посчитать общую прибыль от рекламной кампании, изменения в среднем чеке и количество покупок.

Другой популярный формат исследования — Brand Lift. С помощью этого инструмента измеряют изменение восприятия бренда после проведения рекламной кампании.

Он помогает выявить, насколько реклама повлияла на осведомленность о бренде, его имидж и лояльность потребителей. Исследование можно провести с контрольной группой или без.

Если вы — ритейлер, вас наверняка заинтересует доступ к аналитике крупных торгово-развлекательных центров Москвы и Московской области. Исследование Mall Data позволяет получить полезную информацию о поведении целевой аудитории — динамике посещений, покупательской активности, возможных интересах, — а также узнать количество уникальных посетителей.

Пример дашборда из исследования ТРЦ от Центра исследований МТС
Пример дашборда из исследования ТРЦ от Центра исследований МТС

Если не получается подобрать подходящий инструмент, вы можете заказать кастомное исследование с учетом потребностей, целей и задач вашего бизнеса.

Маркетинговые исследования — незаменимый компонент успешного развития бизнеса на конкурентном рынке. Используйте их, чтобы принимать обоснованные решения, правильно использовать ресурсы и достигать поставленных целей.