Найти тему

Мальчик с бататом - труд детей в Египте

Каждый день , провожая сына в школу или встречая его, я вижу ребят , которые перед тем как пойти учиться , или после школы, занимаются работой. И это не только подростки 15-16 лет , а вполне себе десятилетние мальчишки - они разносят хлеб, доставляют продукты, собирают пластиковые бутылки, моют машины , подметают вокруг магазинов своих отцов или дядей.

Это Исмаил развозит горячие лепёшки из пекарни своего папы .
Это Исмаил развозит горячие лепёшки из пекарни своего папы .

После этого, вполне довольные собой и своим трудом, они переодеваются, и чистенькие и умытые, с рюкзачками и в форме своей школы, бегут получать знания. Особым шиком тут считается не войти в ворота школы как обыкновенные смертные , а перелезть через довольно высокий, метра в два забор , перекинув туда рюкзак друзьям. А после окончания уроков эти же мальчишки выливаются через все щели каменных заборов , предоставляя девочкам и младшим школьникам торжественно проходить через ворота .

После школы у них есть несколько часов на уроки (а задают тут много) и отдых, а к 8-9 часам, когда спадает жара, и жизнь начинает перемещаться из-за  закрытых ставень домов на улицы, мальчишки и девчонки (девочек можно увидеть чуть реже , их работа - помощь по дому) вновь выходят на работу - в прачечные посидеть и принять у клиентов белье, в пекарни проследить за хлебом, или вымыть стекла и витрины в магазинчике, перевести что-то на английский для клиента, или расставить продукты в холодильниках, пока отдыхает отец.  Другими словами, их знания получают сразу практические навыки - даже посчитать в уме цену и сложить все вместе - это тоже занятия математикой, только не по учебнику считать “сколько ящиков манго привезли для школьной столовой”, а вполне так посчитать прибыль своей семьи на сегодня вечером.

Даже там, где папа работает в школе или управляющим отеля или банка, дети часто находятся на его работе и наблюдают за процессом.

Первое время меня, как европейскую маму, возмущал факт детского труда, и я морщила носик , возмущенно добавляя: “ ребенок работает, как же так , где его детство?”

А потом сравнила лица наших детей, видящих мир через экран телефона или стекло машин, отвозящих их с одних занятий по робототехнике на другие, языковые, или на водное поло, или на уроки музыки.  Мы ищем для своих детей мотивацию, возим на экскурсии,  пугаем “cтанешь дворником”, обещаем золотые горы после успешного окончания школ, курсов, тренингов, стараемся “подготовить” их к некоему страшному будущему без их желания и стремления, и не понимаем, что с ними не так, почему взгляд уставший , и почему растет пропасть между родителями и нашими мальчиками и девочками,  и мы слышим “я хочу побыть один” вместо “давай помогу” .

И вот я со временем познакомилась с несколькими ребятами , помогающими своим родителям.

Хасан - ему 13 лет - его родители держат симпатичный продуктовый магазинчик на углу одной из улочек, он работает только после школы вечером, утром магазин закрыт , клиентов мало, и это время для отдыха его отца. Хасан помогает принимать и расставлять продукты, следит за чистотой пола и ступенек, помогает покупателям упаковывать продукты . Он собирает денежку, которую зарабатывает, на университет в Асуане,  хочет стать инженером гидротехнических сооружений (он был в гостях у своей тети и был поражен красотой Асуанской плотины). Учеба в университете стоит по египетским меркам довольно дорого , 70000 фунтов , это около 1500 долларов в год, не считая учебников и проживания в кампусе, и он собрал уже 25 тысяч фунтов (около 500 долларов), чем очень гордится . У него в запасе есть 5-6 лет чтобы собрать нужную сумму и он надеется , что родители смогут помочь ( иншаалах , как он выражает свою надежду). В университете он также хочет работать после учебы . У Хасана есть две младшие сестренки, он иногда балует их мелкими подарками, и знает, что должен заботиться о них в будущем до их замужества. Он надеется, что к 35 годам сможет собрать на свое жилье и свадьбу, и выберет девушку ( на самом деле выберут мама и сестры - прим автора) из очень хорошей семьи , с образованием, и красивую (уж это как повезет - о способах выбора невест тоже напишу, а пока пусть наш Хасан мечтает о красивой и нежной девочке). Для Хасана университет - это возможность подняться по социальной лестнице и получить жену из семьи с более высоким статусом, что в Египте важно.  Я спросила, заставляет ли кто-то его работать, и он подарил мне широкую, белозубую, совершенно искреннюю улыбку, мотнул красивой кудрявой головой и сказал , что он мужчина , и хотел работать с 9 лет , но ему разрешили только с 11, и теперь он взрослый, потому что зарабатывает сам. И в его глазах был огонь, тот самый, полный стремлений и желаний, интереса к своему будущему,  который угасает в глазах наших детей.

Иосиф - ему 12- мальчик из христианской коптской семьи, работает после школы в аптеке своего папы и дяди. Утром в аптеке работает его мама, а папа и дядя работают с вечера до глубокой ночи . В Египте фармацевты - это не продавцы лекарств, а врачи с медицинским образованием . В не очень тяжелых случаях они могут и посмотреть, и диагноз поставить, если он очевиден, и выписать лекарство . Я не один раз видела, как фармацевт делает перевязку или промывает рану. К слову, в Египте лекарства очень высокого качества , работают много заводов для поставок в Великобританию ( колониальное прошлое дает о себе знать), и лечение, выписанное фармацевтом, очень эффективно в большинстве случаев . Иосиф тоже хочет поступить на медицинский факультет в Аль Азхар в Каире (самый старый университет мира , основан в 988 году, даже Болонский университет младше его на 100 лет и, несмотря на то, что он был основан как исламский университет, факультетов в нем очень много и христиане там тоже учатся) . Иосиф собирает средства на учебники и жизнь в Каире, а с оплатой учебы ему поможет папа, т к она очень дорогая. Коптам нельзя разводиться, и женитьба - это очень серьезный шаг, Иосиф бы хотел жениться на девочке с медицинским образованием, и будет очень долго ее выбирать , чтобы они жили счастливо.

В аптеке ему доверяют складирование лекарств по многочисленным ящикам и их распределение по типам, что очень здорово поможет ему в будущей учебе, и вы бы видели, с каким удовольствием и с какой ловкостью он демонстрирует свое умение моментально найти нужное лекарство в одном из пятидесяти абсолютно одинаковых ящиков без надписей, буквально не глядя туда )) . В свободное время он смотрит футбол с друзьями или они играют на поле (а футбольные поля тут и правда здоровские) .

Троих ребят - Ахмеда, Мину и Амира мы встретили рано утром, они до учебы на маленьком ослике собирают старые вещи и разный ненужный хлам на переделку, ремонт, утилизацию, тем самым получая денежку от тех, кому они его сдают . Другими словами,  наш сбор макулатуры в школе, только за него  доплачивают .. Из этих денег они выделяют на корм своему ослику , остальное поровну делят между собой. Все трое хотят поступить в колледж на факультет гостиничного бизнеса. Сейчас им 15 , они начали работать в 11 лет и почти собрали на учебу, т к она не очень дорогая.

Ахмед и Амир со своим осликом рано утром.
Ахмед и Амир со своим осликом рано утром.

Исляма мы встретили продающим у нашего  дома печеный батат, который он готовит тут же, в небольшой печке , она установлена на тележке с худенькой лошадкой.

Ему 12, он улыбчив , разговорчив, измазан сажей , в синей галабее, и вокруг головы повязан шарф, как в деревнях, глаза у него счастливые и смеющиеся, потому что он живет надеждой, и сегодня хороший день - он заработал почти 150 фунтов - 3 доллара !!! Ислам живет очень бедно , он с деревеньки на юге Египта, они приехали сюда с папой, который работает уборщиком в отеле , но так как у них нет своей земли дома в деревне, (они живут на западном берегу Нила , у кромки пустыни), то тут можно заработать больше , чем нанимаясь работником в поле у владельцев земли . Ислям учится в школе, а после школы берет свою лошадку , покупает на  центральном рынке батат и угли, и продает вкусноту в местных двориках. Он хочет собрать деньги, чтобы купить один фаддан ( это около 60 соток земли - 0,6 га ) хорошей земли у самого Нила , потому что она очень плодородна и на ней все растет, особенно хорошо растут манго, и построить там дом . Первый этаж будет для папы с мамой и сестры, он будет о них хорошо заботиться , второй этаж для него, когда он женится и приведет в дом жену, третий этаж для его младшего братика, которому 3 годика и которого он давно не видел, потому что домой они ездят редко. Брат тоже когда-то женится, и они все вместе будут жить под одной крышей, как настоящая египетская семья , и дом будет обязательно из кирпича, и покрашен в желтый цвет .

Учиться после окончания  школы он не хочет , ему нравится работать на земле и жить в деревне на берегу Нила, растить манго и овощи. И чтобы это осуществилось через 10-15 лет, он сегодня со своей лошадкой ходит со двора во двор и продает печеный вкусный батат. Я купила батат, поблагодарила за историю и  дала ему пару долларов мелочью, маленький вклад от нас с сыном.  И попросила никогда их не тратить до покупки своего фаддана земли , который обязательно у него будет, я уверена…

Он побрел со своей лошадкой , счастливый , чумазый, к своей светлой мечте , и я в темноте, с балкона, еще долго смотрела на его тележку, в которой горела печка с углями, и подумалось , что этот огонек в темноте - как его сердечко в трудное время, которое надеется, что все получится, и будет земля со взрослыми манго , и настоящий дом, из кирпича , и даже желтого цвета, и папа - мама рядом , и он будет о них заботиться…

Тележка Исляма с печкой для батата .
Тележка Исляма с печкой для батата .

Я могу припомнить еще многих ребят - все они  разные , из разных семей, и мечта у каждого своя, но она есть , эта мечта, и они к ней идут небольшими шагами сегодня.

Если подумать, то мальчики видят труд отцов, сами работают и знают цену этому труду. И зарабатывают свои первые деньги. Такая работа создает очень хорошие воспоминания , взаимопонимание и очень тесный контакт внутри семьи . Она вырабатывает ответственность и помогает эмоционально взрослеть.  А еще выделяется огромное количество качественного дофамина  - гормона удовольствия -  как награда в конце рабочего дня.

Никто тут не сидит зарывшись в телефон и хныча, что не скачивается игра, как это часто можно увидеть у европейских подростков.

Думается, мы сами вырыли пропасть между собой и нашими детьми - мы оградили их от процесса , который из обезьяны сделал человека. Законодательство стран  сочиняет все новые и новые права детей , а они все несчастнее и несчастнее.  Мы учим своих детей не менее 16 лет, и они живут под неким стеклянным куполом, отделенным от реальности и от нас с вами. Если учесть , что человек в среднем работает с 24 до 65 лет , т е около 40 лет , то для этих 40 лет работы мы учимся почти 20 лет , причем не зная, какова она, жизнь, на самом деле, отделив учебу от практики , которая и называется жизнью.

А наши дети, в ответ нам, лишившим их вкуса жизни, ушли в свой мир -  игр , тик тока , своего языка, и также старательно нас туда не будут пускать , как мы их не пускаем в свой. И удивляемся , почему потом в старости нас сдадут как ненужный хлам в дом престарелых. Потому что нас поместят под тот же стеклянный купол, под которым мы держали когда-то своих детей.

Мы боимся даже принести домой слово “работа”,  стараемся об этом не говорить , чтобы отвлечься и посвятить вроде бы это время детям , но в итоге наши дети не знают ни цену труду, ни даже не понимая, что такое работа мамы и папы , и если они что-то слышат о ней , то чаще в моменты кризисов , когда работа приносит в дом только стресс.

Мы посвящаем работе минимум треть своего времени суток , есть даже такое понятие, как “офисный муж” и “офисная жена”, настолько далеко это зашло в западных странах , но наши дети понятия не имеют, что мы там делаем, как это происходит, откуда берутся деньги и какова их цена. Мы вычеркнули детей из возможности получить дофамин от своего настоящего труда, но при этом пытаемся им теоретически что-то там рассказать о работе , пугая их неизвестностью, высокой конкуренцией и вступлением во взрослый мир.

Детям нельзя работать , детей нельзя просить убираться, помыть посуду, дети поставлены в центр западной модели семьи, как хрустальная ваза посреди комнаты, а не органично встроены в нее, как в арабских странах , странах Азии и Дальнего Востока - и потом мы удивленно разводим руками -  почему нет мотивации , почему они не хотят учиться, почему они вообще ничего не хотят.

Мы лишаем их возможности поставить свою цель (не нашу) и добиться ее, страстно желать чего-то, долго трудиться ради того, чтобы это получить , а получив с большим трудом, беречь это.

Как вы думаете, кто будет лелеять свой фаддан земли - Ислям, который зарабатывал на этот фаддан, продавая печеный батат на своей лошадке много лет, отказывал себе во всем, или Родриго , которому просто подарили этот кусок земли на день рождения потому что он “мой сын и хороший мальчик”, и у которого даже не спросили, хочет ли он этот подарок, и что он сделает, чтобы его получить. Мотивацию рождает желание, желание возникает из потребности, а когда этих потребностей нет и быть не может , потому что их сразу удовлетворяют родители , лишая самой возможности появления этих потребностей - получается заколдованный круг.

И откуда вдруг у восемнадцатилетнего взрослого парня появится  ответственность и исчезнет инфантильность, если еще до 17 лет и 11 месяцев этот малыш не должен был ничего делать, кроме как учиться и ездить с курсов на курсы (хорошо хоть научился ездить сам в транспорте). К 18 годам наши дети уже состарились, устали от страха и ожидания той самой “взрослой жизни” , потому что она их пугает стрессами на работе, возможностью оказаться неудачником и прочими клише, которые выливаются со всех источников информации, и от родителей в том числе.

Не имея психологов и коучей под рукой, египетские родители спокойно и мудро не пугают детей взрослой сложной  жизнью, а показывают эту самую жизнь через себя, и как они живут и с ней справляются, и впускают детей в жизнь, чтобы она их не пугала , а радовала , и чтобы дети получали удовольствие от своей помощи и работы уже сегодня.

К чему это я - давайте пустим детей в нашу жизнь, и из того, из чего она соткана - из радостей и неудач, взлетов и падений, желаний, борьбы, планов, мечтаний и свежего воздуха. Давайте выпустим их из стеклянного купола , под котором мы их растим, и у них появится и желание что-то творить , и улыбка , и “мам, давай я помогу” , и это будет просто так , для хорошего настроения ))

Посвящается мальчишкам и девчонкам всего Египта , которые самозабвенно идут к своей мечте , радуются тому, что живут здесь и сейчас, и пусть все у них получится !

Кроме наших главных героев , благодарю :

Ахмеда -  мы встретились в  Асуане , ему 14, он помогает своему дяде на лодке перевозить людей через Нил, и изучает маршруты и фарватер Нила . Он унаследует 4 лодки своего дяди и будет его содержать, когда он состарится, т к у него нет сыновей.

Софию - красивую , очень умную и живую  девочку из коптской семьи,  она помогает маме в прачечной по вечерам и собирает денежку, чтобы стать медсестрой, ей очень нравится эта профессия .

Абануба- он  помогает своему папе продавать овощи на рынке и иногда остается тут ночевать в комнатке для отдыха , т к отсюда ближе в школу.

Махмуда - он помогает швартовать лодки у пристани, и делает это невероятно ловко, пока его папа в море ловит рыбу.

Исмаила - он развозит на велосипеде свежие лепешки из пекарни своего папы , и делает это рано утром, до школы.

Али - он работает на рынке рядом со своим папой, продающим рыбу. Его работа - дробить лед и посыпать этой крошкой рыбу , ему очень нравится этим заниматься , особенно в жару.

Али дробит ледяной куб с папой.
Али дробит ледяной куб с папой.

Пусть сбудутся мечты у каждого из вас , идущего своим путем по своей жизни)