"Портрет композитора Н. А. Римского-Корсакова". Художник Валентин Александрович Серов. 1898 г. Холст. Масло. 94 х 111 см. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Художник Валентин Серов всегда с особым трепетом принимался за новую работу. Приступая к работе над портретом он всегда очень волновался, не мог спать, есть. "Каждый портрет для меня мучение, будто какая-то болезнь начинается" - говорил художник. Но как только решался приступить к портрету и начинал вглядываться в лицо человека, сразу успокаивался и даже появлялась страстная решимость.
Многие мечтали о портрете кисти Валентина Серова. Мечтали и опасались – он писал на холсте подлинный характер человека, без прикрас. Прежде чем начинать писать портрет, Серов писал углем карикатуру, часто довольно едкую. Говорил, что это помогает ему ближе узнать человека, почувствовать его, "позволяет схватить натуру".
Живопись - великое таинство, считал Серов. Он писал медленно, долго, усердно, настаивая на выполнении всех своих требований и не позволяя вмешиваться в процесс, советовать или высказывать своё мнение. Кисть у него была старая, обтрёпанная и он никому не разрешал к ней прикасаться.
И всё-таки, несмотря на эти "странности характера", настораживающие многих, Серов создал большое количество портретов. Портретов мастерских, великолепных. Создал он и портрет композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова.
На портрете композитор серьёзен, задумчив, сосредоточен на своей работе. Одной рукой он держит открытую рукопись, другой нацелился делать добавления к работе. Осанка прямая, собранная, умное лицо одухотворено. Во всём его облике прослеживается характер Римского-Корсакова – волевой, уверенный и трудолюбивый. Римский-Корсаков каждую ноту, каждую деталь тщательно обдумывал, скрупулёзно выверял форму и структуру произведения. Труженик невероятный!
Выбрав форму кабинетного портрета, Серов сосредоточил внимание на внешне привычной суровой сдержанности композитора. Критики даже упрекали его за столь «суженный показ», не дававший, казалось, полного представления о композиторе, создавшем великолепные фантастические образы Снегурочки, Волховы, Шамаханской царицы.
Но замысел художника был именно таким - показать Римского-Корсакова внешне сдержанным, закрытым, с выправкой морского офицера. Ведь композитор был потомственным морским офицером, закончил Морской кадетский корпус и три года провёл в кругосветном плавании. Любовь к морю, образам морской стихии сопровождала его всю жизнь и была претворена в музыке, которой он отдал предпочтение, оставив морскую службу.
Часто, создавая портрет, Серов представлял себе какое-то животное, чьи черты характера он потом использовал в изображении. "А кого я Вам напоминаю? - как-то спросил Римский-Корсаков художника. Серов ответил: "Может быть леопард, или рысь... Кто-то быстрый, прямой, смелый, дерзкий, изящный, но опасный..."
Художник многое угадал в образе композитора - "Сюртук всегда застёгнут, но под ним бешено бьётся сердце, уводящее в таинственный мир фантастических грёз, снов, желаний".
Надо сказать, что новизна необычных гармоний сказочных опер Н. А. Римского-Корсакова и его симфонических поэм, своеобразная музыкальная декоративность, находили отклик в творчестве многих художников. А Валентин Серов, сын известного композитора и музыкального критика Александра Николаевича Серова и пианистки Валентины Семёновны Серовой, с детства воспитывавшийся в музыкальной среде, глубоко её чувствовал. Поэтому, когда в 1897 году в опере С. И. Мамонтова готовилась премьера оперы Римского-Корсакова «Садко», Серов сразу вдохновился идеей этой оперы-былины и принял участие в её оформлении. Вероятнее всего, тогда же и возникла у него идея писать портрет Римского-Корсакова. И Римский-Корсаков согласился.
Серов начал работу над портретом композитора утром 6 марта 1898 года в квартире Римского-Корсакова на Загородном проспекте, а завершил лишь в начале мая. Об этом сохранились дневниковые записи близкого к Римскому-Корсакову поклонника и летописца его творчества В. В. Ястребцева:
«Римский-Корсаков был в отличном настроении. Говорили, как и всегда в подобных случаях, о всякой всячине: о чудно написанном Серовым и уже совершенно законченном 5 мая и даже взятом от них портрете Николая Андреевича, который, в общем, необыкновенно удался Валентину Александровичу и как портрет далеко оставил за собою репинский».
Последний портрет Римского-Корсакова
В 1908 году, в последний год жизни композитора, Валентин Серов создаёт ещё один портрет Н. А. Римского-Корсакова. Здесь художник обращается к другой технике и пишет графический портрет углем на бумаге:
Это совсем не то, что первый портрет, созданный десять лет назад, обстановочный и парадный. Тонкими, извивающимися, обрывающимися линиями виртуозно передан образ старого композитора - сурового, твёрдого, смелого человека, сохранившего и волю, и ум, и талантливость.
Портрет этот был сделан за три сеанса в течение одного дня. Это был последний портрет Римского-Корсакова; через несколько месяцев, в том же 1908 году, композитор умер.