В Беларуси сохраняется практика формирования бюджета с учетом заметного дефицита. Традиционно ежегодно в законодательство включаются налоговые новации. Важные аспекты бюджетно-налоговой политики на 2025 год депутатам Палаты представителей пояснил министр финансов.
Плановый дефицит отсутствует
Проект республиканского бюджета на 2025 год уже опубликован на Национальном правовом интернет-портале. Доходы определены в сумме 45,8 млрд руб., расходы ожидаются на уровне 50,3 млрд руб. Дефицит запланирован в размере 4,46 млрд руб.
При этом в Беларуси в последнее время наблюдается тенденция, когда на фоне заметного планового дефицита Минфину удается обеспечить сбалансированность бюджета, а иногда даже и профицит.
Так, на 2023 год дефицит республиканского бюджета был запланирован в размере 3,17 млрд руб., но фактически был исполнен с профицитом в сумме 715,9 млн руб. На 2024 год главный финансовый документ также был утвержден с дефицитом в размере 4,75 млрд руб. Фактически сейчас дефицита в бюджете нет.
«На данном этапе наблюдается бездефицитное исполнение бюджета», – сообщил министр финансов Юрий Селиверстов, выступая на днях на расширенном заседании постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам.
По итогам 2024 г. Минфин ожидает либо нулевой, либо небольшой дефицит бюджета. Исполнение бюджета идет в штатном режиме – зарплаты бюджетникам планово увеличены, обеспечен рост пенсий, сообщил глава министерства.
Почему же на фоне бездефицитного исполнения бюджет в последнее время ежегодно планируется с дефицитом? Дело в том, что при планировании доходов Минфин консервативно смотрит на формирование доходных источников.
«Сейчас мир изменчивый, поэтому все по максимуму планировать не совсем целесообразно», – пояснил министр финансов.
Консервативный подход при определении доходов, отметил он, предполагает, что если экономическая конъюнктура окажется хуже желаемой, то для финансирования дефицита бюджета будут вовлечены остатки.
Соответственно, если экономический сценарий будет более позитивным, такое вовлечение остатков не потребуется, а рост незапланированных доходов позволит обеспечить бездефицитное исполнение документа.
Таким образом, плановый дефицит бюджета – это не следствие дисбалансов в госфинансах, а результат осторожного подхода Минфина при формировании доходов, что позволяет избежать рисков секвестирования бюджета.
Размер дефицита бюджета, запланированный на 2025 год, в процентах к ВВП такой же, как и при планировании бюджета на 2024 год, и находится на допустимом, согласно оценке Минфина, уровне.
Параметры национальной безопасности предполагают, что дефицит не должен превышать 3% ВВП. Фактически размер дефицита планируется в размере 1,6% ВВП. С учетом этого Минфин полагает, что размер дефицита, который заложен в бюджет на будущий год, можно считать приемлемым, подчеркнул Юрий Селиверстов.
Министр отметил, что в числе приоритетов бюджетной политики на 2025 год – повышение оплаты труда в бюджетной сфере (в т.ч. путем увеличения надбавок педагогам и медработникам), обеспечение финансирования строительства социальных объектов, жилищной инфраструктуры, а также исполнение обязательств по госдолгу.
Налоговая политика корректируется
Юрий Селиверстов также рассказал депутатам парламента о некоторых подготовленных изменениях в Налоговый кодекс.
Так, базовые меры налоговой политики включают индексацию на прогнозный параметр инфляции ставок, которые установлены в белорусских рублях, а также планируется увеличение ставок акцизов на сигареты с учетом обязательств Беларуси в рамках ЕАЭС.
Акцизы на топливо не изменятся, но при этом с 2026 г. планируется облагать акцизом безалкогольные энергетические напитки (с применением ставки 50 коп. за 1 литр).
В НК также планируется на постоянной основе закрепить право областных советов депутатов вводить местный сбор за пересечение границы транспортными средствами, а также ставку налога на прибыль в размере 30% для операторов мобильной связи и коммерческих микрофинансовых организаций.
Ставку подоходного налога в отношении доходов физлиц, полученных по трудовых договорам от резидентов ПВТ, в размере 13% планируется продлить еще на 3 года.
Важная подготовленная новация – инвестиционный вычет коммерческие организации смогут применять по зданиям и сооружениям производственного назначения, т.е. вводится дополнительное ограничение на применение инвестиционного вычета.
Подготовленные изменения в НК также предусматривают дополнительные меры налоговой консолидации.
«Не будут учитываться при налогообложении отрицательные курсовые разницы по займам с привязкой к валютному эквиваленту, что позволяло за счет переоценки данных займов минимизировать налоговые платежи», – пояснил Ю. Селиверстов.
Кроме того, сообщил министр, предусматривается отмена льготы по подоходному налогу по доходам, полученным физическими лицами от продажи долей в уставном фонде белорусских организаций и их акций.
Также предлагается поэтапно отменить пониженные ставки на прибыль и подоходный налог с дивидендов в размере 6% с 2026 г. и 0% с 2028 г.
Сейчас, как известно, юридические и физические лица (собственники бизнеса) могут воспользоваться данными льготными ставками в тех случаях, когда прибыль не распределялась подряд в течение трех и пяти предшествующих лет соответственно.
Почему названные льготы планируется исключить?
«Основная причина отмены этих льгот – нет заметного эффекта для инвестиций, эти средства не реинвестируются, а в основном распределяются в пользу преимущественно физических лиц в повышенных размерах», – пояснил Ю. Селиверстов.
По словам министра, упомянутые льготы вводились, чтобы можно было инвестировать полученные дивиденды в производство, а не распределять их.
«По факту средства не распределяются, а хранятся на банковских счетах под проценты, а затем, спустя определенный период, все равно выплачиваются в виде дивидендов, и таким образом уменьшается налогообложение», – пояснил министр финансов необходимость отмены льготных ставок.
Проекты законов о внесении изменений в Налоговый кодекс, а также «О республиканском бюджете на 2025 год» уже поступили в парламент, и в ближайшее время депутаты Палаты представителей планируют их рассмотрение.
Читайте также: