Найти тему

Бизнес сигнализирует о злоупотреблениях потребителей

Оглавление

Фото: drive2.ru
Фото: drive2.ru

В Беларуси в госорганы ежегодно поступает около 10 тысяч обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей. МАРТ считает, что часто претензии граждан вполне обоснованны. В свою очередь бизнес отмечает, что в ряде случаев потребители не пытаются защитить свои права, а злоупотребляют ими.

Причины защищать «слабую сторону»

Инна Гаврильчик
Инна Гаврильчик

Тема защиты прав потребителей обсуждалась в рамках круглого стола, организованного Автомобильной ассоциацией «БАА». Как выяснилось, тема актуальна далеко не только для автобизнеса, но и для всех субъектов хозяйствования, которые работают с физическими лицами.

Для обсуждения проблемы организаторы пригласили начальника управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инну Гаврильчик, которая представила обзор действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей и пояснила его необходимость.

Законодатели, в т.ч. и в других странах, отметила она, исходят из того, что «потребитель считается во взаимоотношениях с бизнесом всегда более слабой стороной». Поэтому, пояснила представитель МАРТ, система защиты прав потребителей в Беларуси выстроена таким образом, чтобы у потребителей были широкие возможности отстоять свои права.

Часто про эти права потребители вспоминают, когда недовольны качеством товаров и услуг. Если договориться с организацией, которая продает товары или оказывает услуги, не удается, физические лица вправе обращаться за помощью в объединения потребителей, местные органы власти и даже МАРТ.

Ежегодно в данное министерство поступает около тысячи обращений граждан, а в целом по стране (с учетом данных местных органов власти) каждый год фиксируется около 10 тысяч обращений физических лиц по вопросам защиты прав потребителей.

Причем примерно две трети таких обращений связаны с претензиями в адрес торговли и организаций жилищно-коммунального хозяйства.

«Говорить о том, что к нам поступает большое количество необоснованных обращений, не приходится. Чаще всего это обоснованные обращения», – отметила Инна Гаврильчик, отвечая на вопросы «ЭГ».

По мнению представителя регулятора, зачастую конфликтных ситуаций можно было избежать и решить вопросы в досудебном порядке, если бы на уровне субъектов хозяйствования «была налажена хорошая связь с потребителем».

«К сожалению, агрессивная риторика встречается не только у потребителей, но исходит и со стороны бизнеса», – подчеркнула И. Гаврильчик.
Григорий Бузо
Григорий Бузо

Председатель правления ОО «Объединение потребителей «Литара Зэт» Григорий Бузо обратил внимание, что часто конфликтные ситуации между потребителями и субъектами хозяйствования отмечаются на уровне гарантийного сервиса.

Когда потребитель покупает, к нему отношение благосклонное и внимательное, но когда он обращается за гарантийным сервисом второй, третий, четвертый раз и не получает решения своей проблемы, то иногда это приводит к конфликтной ситуации между продавцом и потребителем, отметил Г. Бузо.

Этот вопрос способно решить повышение уровня сервиса, считает председатель правления общественного объединения.

Механизм злоупотреблений

Система защиты прав потребителей, сложившаяся в стране, построена на законодательстве, которое предусматривает серьезные, в т.ч. финансовые, последствия для бизнеса за нарушения прав потребителей.

Так, ст. 44 Закона от 09.01.2022 № 90-З «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 90-З) говорит о том, что при удовлетворении иска суд «за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя» может взыскать с субъекта хозяйствования в местный бюджет по месту рассмотрения иска штраф в размере 100% (!) суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Кроме того, законодательство предусматривает широкие основания для расторжения договора розничной купли-продажи и дает потребителю возможность требовать возврата уплаченной за товар денежной суммы (например, когда недостаток товара проявляется неоднократно).

«В Беларуси, если вы второй раз приезжаете с недостатком, неважно с каким, у вас неоднократность. Это основание для расторжения договора со всеми вытекающими последствиями для субъекта хозяйствования», – рассказал во время обсуждения адвокат Минской областной коллегии адвокатов Андрей Рыбалкин.
Андрей Рыбалкин
Андрей Рыбалкин

Также законодательство отводит бизнесу весьма сжатые сроки (не более 30 дней) для устранения выявленных недостатков (ремонта) товаров.

Соответственно, с учетом широких прав потребителей и высокой вероятности удовлетворения их исков в суде (в 2021–2023 гг. из 6135 дел о защите прав потребителей требования потребителей были удовлетворены почти в 90% случаев) у некоторых физлиц возникает желание не только отремонтировать товар, но и… заработать на этом.

Например, в ситуациях, когда дилер не укладывается в установленные сроки ремонта автомобиля.

«Первым делом, когда нарушен срок, человек говорит: "сколько вы мне заплатите?", "мало, дайте больше!", "я вам покажу". Это слова потребителей и в общении с дилерами, и в общении с адвокатами, и в общении в суде», – рассказал А. Рыбалкин.

Таким образом, полагает он, отдельные потребители, пользуясь нормами Закона № 90-З, явно злоупотребляют своими правами. Поэтому данная ситуация беспокоит автодилеров.

«Практика взаимоотношений с некоторыми потребителями применения законодательства показывает, что тот инструментарий, те полномочия, которые закреплены законодательством, являются не столько и не только средствами защиты, сколько механизмами зло­употребления, с помощью которых извлекаются имущественные и иные выгоды», – заявил на круглом столе заместитель председателя Автомобильной ассоциации БАА Андрей Ткачев.
Андрей Ткачев
Андрей Ткачев

В практике автодилеров есть, например, кейсы, когда потребители предъявляли претензии на крупную сумму из-за того, что кузовные зазоры оказались… на миллиметр выше допустимого значения.

Поэтому представители бизнеса очень просят откорректировать Закон № 90‑З, в который планируется вносить изменения, таким образом, чтобы нормы, позволяющие потребителям злоупотреблять правами, в новой редакции документа были изменены.

В частности, в условиях, когда существуют логистические трудности с импортом автозапчастей, дилеры предлагают расширить допустимые сроки гарантийного ремонта.

В Министерстве антимонопольного регулирования выразили готовность рассмотреть «аргументированные предложения» бизнеса в этой части.

Читайте также:

Какие изменения ждут систему защиты прав потребителей в Беларуси