Найти в Дзене
Туран Медиа

РЕПОРТАЖ О ЗЕЛЕНОМ БАЗАРЕ В АЛМАТЫ: ПРИВЛЕКАТЕЛЕН ДЛЯ ТУРИСТОВ, НЕДОСТУПЕН ДЛЯ ГОРОЖАН

Репортаж Алины УТЬЕВОЙ Зеленый базар Алматы - это не просто рынок, это целый мир, который меняется каждый год. И, что интересно, туда часто приходят не только местные жители, но и туристы. С чем это связано? 12 октября 2024 года я решила сама пойти туда и понять, в чем дело. Чем привлекает всех Зеленый базар? Как выяснилось, прежде всего народ привлекает разнообразие продуктов. Сюда даже приезжают экскурсионные туры, чтобы показать оживленную местную жизнь и обилие овощей и фруктов. Туристы охотно скупают здесь и сувенирную продукцию – брелоки, наклейки, футболки с эмблемами Казахстана. При этом некоторые местные жители предпочитают, порой, обходить это базар стороной, уступая свое место иностранным путешественникам. Почему так происходит? Я иду на базар и пытаюсь найти ответы на свои вопросы. На входе уже чувствуются аппетитные ароматы: сладкий запах турецких деликатесов, сладостей, свежих овощей и пряностей. Я же направляюсь к стенду с корейскими салатами, которые славятся здесь с

Репортаж Алины УТЬЕВОЙ

Зеленый базар Алматы - это не просто рынок, это целый мир, который меняется каждый год. И, что интересно, туда часто приходят не только местные жители, но и туристы. С чем это связано? 12 октября 2024 года я решила сама пойти туда и понять, в чем дело. Чем привлекает всех Зеленый базар?

Как выяснилось, прежде всего народ привлекает разнообразие продуктов. Сюда даже приезжают экскурсионные туры, чтобы показать оживленную местную жизнь и обилие овощей и фруктов. Туристы охотно скупают здесь и сувенирную продукцию – брелоки, наклейки, футболки с эмблемами Казахстана.

При этом некоторые местные жители предпочитают, порой, обходить это базар стороной, уступая свое место иностранным путешественникам. Почему так происходит?

Я иду на базар и пытаюсь найти ответы на свои вопросы.

На входе уже чувствуются аппетитные ароматы: сладкий запах турецких деликатесов, сладостей, свежих овощей и пряностей. Я же направляюсь к стенду с корейскими салатами, которые славятся здесь своим вкусом.

Вслед за мной летит поток многоязычных комплиментов. Это местные продавцы турецких сладостей. Они принимают меня за иностранку:

«Попробуйте, милая принцесса!» - слышу я вежливую просьбу на английском языке. Другие продавцы обращаются ко мне на русском и казахском языках со словами восхищения моей красотой. И я понимаю, что каждый из них стремится угодить мне и побудить к покупке своего товара. В какой-то момент я даже попадаю под обаяние этих комплиментов. И уже готова купить Рахат-лукум. Однако, его стоимость мгновенно снимает с меня эти чары.

Следом за мной на базаре появляется еще одна покупательница. И внимание продавцов переключается на неё. Судя по всему она приехала сюда из Индии. В мгновение ока уже она, а не я - самая красивая девушка Зеленого рынка. «Эх..., маркетинг!»

Постепенно, продвигаясь дальше вглубь, я подхожу к овощным рядам. И здесь чуть не теряю дар речи (и не только потому, что они стоят, на мой взгляд, слишком близко к мясным рядам, но и продаются не по моему карману ценам).

«Две тысячи триста тенге - за килограмм местных огурцов?!» - разочаровано переспрашивает у торговца старушка.

Продавец с улыбкой ей объясняет, что это еще недорого. Потому что свежие грунтовые помидоры из Капчагая стоят уже три с половиной тысячи тенге. Когда я спросила, в чем их преимущество, он так же с улыбкой ответил, что сам их выкапывал из земли. Хотя по виду они мало чем отличались от тепличных. На что другая продавщица добавила:

«Это самый центр базара, и для туристов фраза "из Капчагая" звучит, как что-то особенное!».

«Маркетинг!» - утвердилась в своей мысли я.

И, действительно, спустившись в нижние ряды, я нахожу подобные овощи по более сниженным ценам. Возможно, дело в арендной плате. Чем проходимее и удобнее место, тем выше цена. А на окраине города вы можете купить такие же овощи из Капчагая еще дешевле.

В итоге я прихожу к выводу, что Зеленый базар, некогда притягивавший к себе местных жителей, сегодня становится для них дорогим удовольствием. Полноценно отовариться на нем студенту невозможно. Рынок все больше становится экзотическим местом для туристов, где они могут насладиться комплиментарным сервисом, разноцветно-пестрой атмосферой и местными лакомствами.

Корейские салаты с Зеленого базара. Фото из личного архива автора
Корейские салаты с Зеленого базара. Фото из личного архива автора

Но, несмотря на то, что для жителей Алматы Зеленый базар становится менее доступным, он все равно привлекает их своей уникальностью, коммуникабельностью и, я бы даже сказала, очарованием. За корейскими салатами, по-прежнему, выстраиваются очереди. Возможно, потому что они еще пока не поднялись в цене.

Интересный парадокс: место, которое когда-то служило основным источником продуктов для алматинцев, стало красочной вкусной витриной для иностранных туристов. А базовые продукты превращаются в деликатесы, которые можно позволить себе только по праздникам. Например, капчагайский помидор или огурец.