Найти тему

Рундальский дворец (Латвия, Рундальский край)

Выехав ранним утром из гостеприимного латвийского города Цесиса, мы с мужем, как это было изначально задумано, отправились в бывшую резиденцию герцогов Курляндии – в Рундальский дворец, построенный в XVIII веке в стиле барокко по проекту великого архитектора Франческо Бартоломео Растрелли и прозванный за изысканность форм и пышность отделки «Курляндским Версалем».

Мое первое знакомство с этим прекрасным дворцово-парковым комплексом, как и в случае с Цесисом, состоялось в 90-х годах. С тех пор в жизни Латвии произошло множество перемен, но реставрация «Курляндского Версаля», начатая еще в советский период, несмотря на финансовые и прочие трудности, продолжалась и приблизилась к завершающей стадии.

Мне было приятно увидеть, что за этот период дворец превратили в картинку, создали хорошие условия для приема туристов и, самое главное, расширили список залов, доступных для посещения. Коллектив реставраторов, за что ему огромная благодарность, «выложился» даже не на сто, а на двести процентов.

-2

Рундальский дворец (ударение падает на «у») расположен на юге Латвии, в 12 км от города Бауска, т. е. практически рядом с границей между Латвией и Литвой.

Должна вас предупредить, что координаты дворца, указанные на его сайте, даны с небольшой погрешностью и соответствуют не месту нахождения паркинга или главного входа, а поселку, где он находится. Но вы, тем не менее, не заблудитесь: не заметить такие постройки просто невозможно.

-3

Что очень удобно, дворец работает каждый день, т. е. без выходных и праздников (но 25 декабря – в первый день Рождества, его открывают позже обычного: не в 10.00, а в 13.00). Другие существенные плюсы дворцового сервиса – наличие бесплатной парковки и бесплатная фотосъемка внутри.

-4

Возле дворца разбит очаровательный парк французского стиля, занимающий площадь десять гектаров. Но из-за сильного, не по-весеннему ледяного ветра, буквально валившего нас с ног (хотя на календаре было 2 мая), мы, не раздумывая, «задвинули» прогулку по парку на лучшие времена. Да и растительность в нем, по большому счету, существовала лишь номинально. Деревья только зазеленели, а цветы еще толком не распустились. В переводе на русский язык название Рундале (искаженное немецкое Руэнталь) означает «Долина покоя», и оно идеально подходит для этого поместья.

Несмотря на солнечный день, погода была настолько неприятной, что мы мечтали как можно скорее «долететь» до главного входа. Поэтому всякие «второстепенные» здания на территории парка мы были вынуждены фотографировать на бегу, без углубления в архитектурные детали.

-5

Стоимость входного билета во дворец зависит от выбранного варианта осмотра. Я очень советую выбрать так называемый «Длинный маршрут», в который, наряду с посещением парадных залов, входит осмотр личных апартаментов герцога и герцогини.

На момент нашего посещения взрослый билет на «Длинный маршрут» стоил 7 EUR. Кроме того, есть комбинированный билет, предусматривающий посещение парка. Но мы, повторю, из-за непригодной для прогулок погоды решили ограничиться только дворцом.

Около касс есть стойка с бесплатными буклетами с описанием парка на русском языке. Другую русскоязычную туристическую литературу можно купить в сувенирном магазинчике – здесь же, во дворце. В этом же магазинчике мы, кстати, приобрели чашку с блюдцем и маленький расписной кувшинчик из керамики. За них мы уплатили в общей сложности 10 EUR. Поскольку, как я уже говорила, дворец находится недалеко от латвийско-литовской границы, его посещает довольно много литовских туристов, и продавец магазина для удобства в общении выучила простые литовские слова и фразы.

Перед осмотром дворцовых залов посетителям следует, независимо от времени года, надеть одноразовые бахилы.

Несколько слов о владельцах дворца. Самым первым хозяином и инициатором строительства «Курляндского Версаля» был Эрнст Иоганн Бирон – герцог Курляндии и Семигалии, вошедший в историю как фаворит российской императрицы Анны Иоанновны. После кончины Бирона другая российская императрица – Екатерина II – пожаловала этот дворец своему фавориту, князю Платону Зубову. Зубов прожил в нем около года и умер, оставив после себя молодую вдову. Вдова со временем устроила свою судьбу и вышла замуж вторично – за графа Андрея Петровича Шувалова.

Отмечу, что на здании можно увидеть герб Шуваловых с девизом «За верность и ревность» (но слово «ревность» здесь следует понимать именно как рвение, проявленное в служении императорскому дому).

Во владении у рода Шуваловых дворец пробыл до 1920 года. После окончания Второй Мировой войны во дворце сначала размещался склад зерна, а потом, до начала 70-х годов, он выполнял функции жилого дома.

-7

Поднявшись по лестнице, идем осматривать апартаменты и залы. Так как дворцом в разные периоды владели три разных династии, перед реставраторами стояла весьма непростая задача по воссозданию интерьеров, существовавших во времена проживания каждой группы хозяев.

-8

Наша первая продолжительная остановка – в кабинете Зубовых. Именно так комната была меблирована при Валериане Зубове, одном из выдающихся военачальников своей эпохи, участвовавшем в Русско-Персидской войне и получившим генеральский чин еще в 25-летнем возрасте. В углу – изразцовая печка, расписанная кобальтом (замечу, что дворцовые печи очаровали меня еще в первый визит!).

-9

На одной из стен – портреты Екатерины II и самих братьев Зубовых. Впрочем, изображения известных персон, в той или иной степени связанных с российской историей, будут встречаться чуть ли не на каждом шагу.

А это уже перемещение не только в пространстве, но и во времени – в интерьеры, характерные для периода проживании династии Биронов. Приятные зеленые тона, полотна фламандских, французских и итальянских живописцев…и снова портрет русской императрицы, на сей раз Елизаветы Петровны.

Осматривая парадные залы дворца (в первую очередь, Золотой зал), я добрым словом вспоминала экскурсовода, водившую нашу группу в Рундале в 90-х годах. Я позабыла ее фамилию и лицо, ее нельзя было назвать мастером ораторского искусства, но как она тщательно «разбирала» каждую деталь интерьера! А несколько встреченных нами гидов (не знаю, музейных ли, или обычных частников «со стороны»), выдавали своим экскурсантам практически по три-по четыре фразы о каждом зале. Такие «экскурсии» при подобном декоре – не просто халтура, а кощунство.

Особенно впечатлила «ценнейшая» информация, содержавшаяся в одной из трех фраз, посвященных Белому залу: «из-за того, что он очень красив, здесь часто проводятся свадебные церемонии и фотосессии новобрачных». И все! Группа двинулась дальше…

-11

Но вернусь к Золотому залу, получившему такое название за его отделку (см. верхнее фото). В эпоху Бирона в нем проводились аудиенции и устраивались торжественные приемы. Позолоченная лепнина из стукко, выполненная немецким мастером Граффом, темно-розовый и голубоватый искусственный мрамор на стенах, зеркала – все соответствует статусу герцогского тронного зала.

На потолке – роскошное панно, созданное итальянскими художниками Мартини и Цукки.

-12

Но вообще, скажу по секрету, мне больше всего нравится не Золотой зал, а примыкающее к нему помещение – Фарфоровый кабинет с китайскими и японскими вазами. Фарфор – это одна из моих давних слабостей.

-13

Другой, не менее великолепный зал дворца – так называемый Белый зал, богато отделанный белоснежными стукковыми кружевами (сразу же вспоминается Вильнюс, костел Петра и Павла, также богато украшенный стукко). Из этих «кружев» собраны многочисленные панно на различные темы: времена года, основы мироздания, виды занятий (искусство, охота и т. д.).

Любопытно, что изначально на месте Белого зала планировалась дворцовая церковь, но в итоге получилось место для танцев.

Около Белого зала – еще один Фарфоровый кабинет и тоже с чудесными китайскими вазами.

Не поверите, но потолочную роспись в Большой галерее реставрировали целых четырнадцать лет:

-16

Свежеотреставрированная герцогская библиотека:

-17

Одно из самых элегантных помещений дворца – несомненно, Комната Роз. Я аплодирую людям, придумавшим эти гирлянды, «сползающие» по розовому мрамору.

-18

Далее по курсу – Голландская комната с голубоватой отделкой стен. Это настоящий праздник души для ценителей старой нидерландской живописи.

-19

Любителям «истории в живописи» советую обратить внимание на Салон Правителей. Такое название Салон получил за висящие в нем портреты государственных деятелей из стран, имевших тесные связи с Курляндским герцогством. Показывать лица данных персон я не буду, за исключением одной-единственной дамы: покровительницы и любимой женщины Бирона – императрицы Анны Иоанновны.

Доходим до спальни герцога с парадной кроватью. Герцогская спальня также хороша тем, что из ее окна открывается картинно-открыточный вид на дворцовый парк. Как видите, желающих по нему прогуляться по описанным выше причинам было раз-два и обчелся.

Кабинет с малиновой отделкой стен называется Кабинетом Аудиенций. Стоящий в кабинете комод изготовлен мастером Ризенером, работавшим при французском королевском дворе. Одну из стен кабинета занимает портрет Петра Бирона – сына герцога Эрнста.

-22

В Мраморном зале, где размещалась герцогская столовая, нам очень понравилась фарфоровая посуда, ее оригиналы, если не ошибаюсь, были немецкого происхождения.

-23

Полагаю, что многие женщины не останутся равнодушными к декору на «территории герцогини»: к отделке ее личных апартаментов. Наибольший наплыв посетителей, насколько я помню, был именно там. Таким успехом не пользовались никакие парадные залы!

-24

С большим удовольствием демонстрирую вам будуар герцогини с изысканно украшенным альковом. В алькове – элегантная голубая софа из двух частей.

Что касается спальни герцогини, то она выглядит гораздо скромнее. Замечу, что в спальне стоит не оригинал, а копия кровати. Оригинал, если ничего не путаю, был изготовлен баварским мастером.

-26

Еще одно любопытное место для дам – туалетная комната герцогини, соединенная с ее спальней. Заглянуть в туалетную комнату, правда, можно только с порога. В туалетной комнате восхитительный потолочный декор и ряд необычных, по нынешним меркам, предметов.

-27

На полу стоит прелестная ванночка для ног. За ней – «прародитель» биде, изготовленный в виде низкого табурета, а в угловом шкафчике – расписной фарфоровый ночной горшок. Вот такая «сантехника» для дам существовала в XVIII веке.

В залах дворца также выставлены образцы старинных костюмов и фарфоровые сервизы:

Сделаем еще один переход в другую эпоху – на сей раз в период проживания Шуваловых. В этой комнате собрана мебель, инкрустированная в обожаемой мною технике «буль».

-30

Теперь, я думаю, настало подходящее время поговорить о первых хозяевах замка – о Бироне и членах его династии. В двух комнатах, входящих в состав апартаментов герцогини, можно ознакомиться с портретами и генеалогическим древом Биронов.

-31

Так как портреты на генеалогическом древе довольно малы, то покажу вам портрет «того самого» Эрнста Иоганна Бирона, сфотографированный нами не в этом, а в другом зале дворца – в Салоне Правителей.

-32

Как и у многих людей, чье школьные годы пришлись на советский период, мои самые первые знания об этом человеке и о периоде правления Анны Иоанновны были получены (не считая учебников) из романов И. Лажечникова «Ледяной дом», В. Пикуля «Слово и дело» и т. п.

В этой литературе Бирона изображали стопроцентно отрицательным персонажем, причинявшим огромнейший вред Российскому государству: казнокрад, грабивший страну; злобный невежественный чужеземец, ненавидивший русских, продвигавший на ключевые посты иностранцев и лично причастный к массовым репрессиям и казням. Но у великого русского поэта Пушкина было немного иное суждение об этой личности. Несмотря на то, что Александр Сергеевич называл Бирона «кровавым злодеем», он критиковал автора «Ледяного дома» за несоблюдение исторической истины и считал, что на Бирона, как на немца, «свалили» все ужасы эпохи правления Анны Иоанновны. Как оценивают Бирона нынешние историки, к сожалению, я не в курсе. И поэтому развивать данную тему не буду.

Супругой Бирона являлась герцогиня Бенигна, «по совместительству» фрейлина и статс-дама Анны Иоанновны. Этот портрет госпожи Бирон также висит в Салоне Правителей.

-33

Красавицей Бенигна не была, но и горбуньей с двумя горбами, какой описывал ее Пикуль, тоже. Герцогиня любила коллекционировать драгоценности и фарфор. Как утверждали ее современники, она замечательно вышивала. Ее «специализацией» в вышивке были большие панно с сюжетами из сельской и городской жизни. После Бенигны остались и образцы стихотворчества. Понятно, что герцогиня не испытывала восторга от, скажем так, образа жизни своего мужа, но она не устраивала скандалов, не пускалась в загулы, чтобы проучить супруга, и не была замечена ни в каких дворцовых интригах.

Под портретами Эрнста и Бенигны – портреты их троих детей: Гедвиги Елизаветы (в православном крещении – Екатерины и в замужестве – Черкасовой), Карла Эрнста и Петра.

-34

По поводу происхождения детей Бирона ходили слухи о том, что они будто бы рождены самой Анной Иоанновной, а якобы бесплодная герцогиня Бенигна в положенный срок «прикрепляла» под одежду подушку, «притворяясь» беременной. Впрочем, история – это документы и факты, а не пересказ чьих-то предположений.

Когда я рассматривала портреты детей, я пришла к заключению, что двое из них явно унаследовали черты Бенигны. А с третьим, т. к. он похож на отца, как говорится, возможны варианты. Но это, подчеркиваю, мое личное мнение.

-35

Серия портретов герцогини Бенигны представлена и в другом зале. Самым удачным из них, на мой взгляд, является этот:

-36

А это уже внучка Биронов – Доротея. Очень жаль, но гид, которую я видела в зале с портретом Доротеи, крайне скупо рассказывала об этой незаурядной женщине

-37

Доротея была красива, умна, хорошо рисовала, пользовалась огромным успехом в светском обществе. Ее выдали замуж за племянника знаменитого французского политика и дипломата Талейрана. Однако отношения с супругом у нее не сложились, чего нельзя сказать об отношениях с его дядей. Доротея стала помощницей, секретарем и возлюбленной Талейрана и унаследовала его состояние. Между прочим, династия Биронов жива и поныне.

Оценивая увиденное, я могу сказать лишь одно: Латвия бережно сохранила шикарный подарок, доставшийся ей от герцога Бирона.

Латвия
3332 интересуются