Наш постоянный эксперт в дорожной отрасли, заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член Общественного совета при Минтрансе России Кирилл Янков делится новостями с недавнего заседания профильной комиссии Государственного Совета
Постепенно вырисовываются контуры нового Национального проекта «Инфраструктура для жизни», в рамках которого с 2025 года будут осуществляться и проекты автодорожной отрасли. На днях состоялось заседание профильной комиссии Государственного Совета, где были озвучены основные цели и параметры этого документа.
Основные цели для дорожников выражены в росте к 2030 году доли дорог, находящихся в нормативном состоянии. По дорогам федерального значения будет задана планка 85%, такое же значение предполагается для дорог в крупнейших городских агломерациях и для опорной сети дорог. В отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения планка существенно ниже – 60%.
В своём выступлении на комиссии Госсовета вице-премьер Марат Хуснуллин сказал, что планируется построить 50 обходов городов. Отдельно он подчеркнул проблему содержания улично-дорожной сети внутри населённых пунктов, однако в виде какого-то показателя Национального проекта это, видимо, отражено не будет.
Пожалуй, впервые один Национальный проект будет охватывать столь широкий спектр проблем – от строительства жилья и создания комфортной городской среды до развития транспорта. Он будет состоять из федеральных проектов, один из которых – «Развитие федеральной сети» - посвящен непосредственно автомобильным дорогам.
Помимо приведения дорог в нормативное состояние, задаёт приоритет развитию автодорожных участков международных транспортных коридоров «Север-Юг» и транспортных коридоров в Азово-Черноморском и Восточном направлениях. В рамках этого проекта будет осуществляться строительство и реконструкция федеральных дорог как Росавтодора, так и ГК «Автодор». А вот ремонт и содержание федеральных дорог предусмотрен только в отношении Росавтодора, тут ГК «Автодор» почему-то упомянута не была. Остаётся предположить, что ремонт и содержание платных дорог хотят сделать полностью самоокупаемыми.
Другой федеральный проект, касающийся автомобильных дорог, назван «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» и посвящён внедрению интеллектуальных транспортных систем (ИТС). В частности, такие системы предполагается внедрить во всех городах в населением свыше 300 тыс. чел. Отдельно выделены аппаратно-программные комплексы весогабаритного контроля (АПВГК), позволяющие проводить измерения без снижения скорости движения – их планируется установить более 25 тысяч на дорогах всех видов: федерального, регионального, межмуниципального и местного значения.
Наконец, ещё один федеральный проект будет посвящён безопасности дорожного движения. Поставленная перед ним задача – снижение смертности в результате ДТП в полтора раза к 2030 году и в два раза к 2036 году по сравнению с показателем 2023 года.
Это комплексный межотраслевой проект, включающий, в том числе, мероприятия по развитию системы оказания помощи пострадавшим в ДТП.
Окончательный вид Национальный проект «Инфраструктура для жизни» должен обрести к декабрю, тогда станут понятны и объёмы его финансирования из федерального бюджета. Очевидно, что в годы дефицитного бюджета ожидать роста этих объёмов, по сравнению с предыдущими «жирными» годами, не стоит. Не случайно в проекте не фигурируют мега-проекты, сравнимые с такими объектами прошлых лет, как Крымский мост или автодорога М12 Москва-Казань-Екатеринбург-Тюмень. Наступает более сложное время, когда за счет меньших денег надо будет добиваться большей эффективности и результативности в автодорожной отрасли.