Профицит спецтехники многие называют одной из тенденций 2024 года. Большую роль в его создании сыграли китайские бренды. Однако переизбыток техники наблюдается далеко не во всех сегментах рынка Посмотрели, какой спецтехники и оборудования по-прежнему не хватает на российском рынке. Дефицит продолжает наблюдаться в самых разных сегментах — от навесного оборудования до карьерных самосвалов. Самосвалы с шарнирно-сочленённой рамой — единственный сегмент, где в 2023 году встречался только параллельный импорт. Ситуация по ряду позиций уже начинает выправляться: китайские бренды смотрят, какой техники не хватает, и ведут разработки по данным направлениям. [bnr_240x400-2_mobile] Высотная техника «На рынке сохраняется нехватка башенных кранов: ни продавцы, ни арендные компании не могут обеспечить строительную отрасль необходимым количеством техники. Единственный вариант наращивания объёмов — китайская продукция», — такую информацию в интервью Экскаватор Ру озвучил коммерческий директор компании «Управление механизации» Антон Соколов. Дефицит сохраняется и по высотным телескопическим и коленчатым подъёмникам (с высотой более 30 м). Так как ранее китайские производители специализировались на моделях с небольшой рабочей высотой, после ухода европейских и американских фирм на рынке возник пробел. Дефицит высоких машин всё ещё есть, но это вопрос времени. По словам Андрея Галицкого из «ВЕРТЕКС», китайцы начинают адаптироваться и выводят на российский рынок новые модели. Самосвалы Андрей Ловков, коммерческий директор аналитической компании ID-Marketing, рассказал ещё об одном особо востребованном сегменте — самосвалах с шарнирно-сочленённой рамой. Опираясь на таможенные данные за 2023 год, специалист отметил, что это единственный сегмент, где встречался только параллельный импорт. Ни одна китайская компания в прошлом году не поставила в Россию машины собственного производства. «На рынке появились как минимум два отечественных производителя этой техники — КАМАЗ и «Тонар», но потребность в таких машинах сохраняется. Падение импортных поставок по данному сегменту составило порядка 63%», — добавил аналитик. То, что дефицит импортных сочленённых самосвалов (а также жёсткорамных карьерных самосвалов грузоподъёмностью свыше 100 тонн) сохраняется, ранее в этом году подтверждал представитель компании «Русбизнесавто». Тем не менее по состоянию на осень 2024 на рынке уже появилось несколько предложений от представителей китайского и корейского машиностроения. Всё это позволяет надеяться, что в обозримом будущем ситуация начнёт выправляться. Бульдозеры По данным директора ООО «Рентал Тех» Олега Малаховского, несмотря на масштабное расширение ассортимента китайских брендов, по некоторым позициям сохраняется дефицит. В частности, наблюдается большая проблема с бульдозерами. Почти полностью отсутствуют модели с 6-позиционным планировочным отвалом. В целом, по данным ID-Marketing, в 2023 г. наблюдалось заметное снижение поставок гусеничных бульдозеров — на 16%. Асфальтоукладчики По мнению коммерческого директора ID-Marketing, уязвимым для замещения оказался рынок асфальтоукладчиков, который сокращался на протяжении последних 3 лет. Дробильно-сортировочное оборудование Руководитель отдела клиентского обслуживания «Армет Рус» Иван Чиков обратил внимание на дефицит качественного дробильно-сортировочного оборудования. Поставщиков ДСО сейчас много, более двух десятков. Однако надёжную продукцию предлагают единицы. Горно-шахтное оборудование Директор по развитию «ТПО «Кронштадт» Роман Сердцов отметил, что существует проблема с решениями «под землёй». По его словам, есть производители и в России, и в Беларуси, и в Китае, но нет пакетного решения, которое позволяет заказчику в режиме «одного окна» получать качественный сервис с понятным сроком ходимости, приемлемой стоимостью. А по информации Антона Акимова, представителя компании «Инстройтехком», в России сейчас эксплуатируется только порядка 1 000 единиц вспомогательного горно-шахтного оборудования, так что этот сегмент пока совершенно не насыщен. Навесное оборудование Сергей Шишкин, директор по продажам спецтехники в компании «Профессионал», рассказал, что имеется повышенный спрос на навесное оборудование. Рынок спецтехники перестроился под китайских производителей, но навесное оборудование китайского производства больше ориентировано на стандартные условия работы. При этом в России оно используется и в карьерах, и на скальных грунтах, и при низких температурах, испытывая значительно большие нагрузки, чем, например, в Китае, где климат другой. Соответственно процент поломок в российских условиях выше. «Поэтому мы сейчас ощущаем повышенный спрос на наше навесное оборудование именно для китайских экскаваторов», — поделился собеседник. Автор: Ольга Савицкая
Башенные краны, асфальтоукладчики, ДСО: какой техники не хватает в России
3 минуты
4 прочтения
14 октября