Найти тему
Заметки Макотки

Valheim: Погружение в викингскую сагу или испытание терпения?

Valheim — сурвайвал викингской тематики, разработанный шведской студией Iron Gate и выпущенный в раннем доступе в феврале 2021 года. События игры разворачиваются в процедурно сгенерированном мире, вдохновлённом скандинавской мифологией. Игроки берут на себя роль павших воинов, отправленных в загробный мир, чтобы доказать свою силу и сразиться с древними существами. Особенностью игры стало сочетание выживания, крафта и элементов RPG. Проект сразу привлёк внимание благодаря большому открытому миру и кооперативному режиму, который поддерживает до 10 игроков.

На момент запуска игра стала сенсацией — за первый месяц было продано более 5 миллионов копий. Такой успех оказался неожиданным, особенно для проекта от небольшой команды, состоящей всего из пяти человек. Я же поиграла в эту игру в рамках моего "бесконечного марафона" и сейчас расскажу о ней поподробнее.

Родные луга
Родные луга

Стартовые ожидания и первый опыт

Когда я впервые включила Valheim, мои ожидания были довольно низкими. Я уже пробовала играть в неё раньше с друзьями, но что-то не зацепило: графика выглядела слишком примитивной, управление казалось топорным, а сам факт, что игра в раннем доступе, отпугивал. Однако, несмотря на мои предубеждения, мне всё же захотелось дать игре второй шанс, тем более, что она выпала мне первой в моем марафоне и повернуть назад уже нельзя.

Первая сессия в Valheim оказалась медленной и скучной. Меня встретила привычная механика выживалок: собери дерево, камень, шкуры. Ворон Хугин — местная обучалка, объяснял, как использовать эти материалы, но конкретных целей не давал. Единственной задачей было бесконечное накопление ресурсов, ради того, чтобы комфортно себя чувствовать на локациях и на первых порах это было утомительно. Боевая система также не произвела впечатления: врагов приходилось просто закликивать мышкой, при этом топорное управление никак не добавляло удовольствия от процесса.

Магазинчик в черном лесу
Магазинчик в черном лесу

Геймплей: Круговорот ресурсов

Чем дольше я играла в Valheim, тем отчётливее проявлялась основная геймплейная механика: постоянная прогрессия через сбор ресурсов. На каждом этапе требовалось добыть достаточное количество одного материала, чтобы продвинуться к следующему — процесс, хорошо знакомый тем, кто играл в другие выживалки, вроде Minecraft или Terraria. Однако в Valheim этот цикл не скрывают и не маскируют, что делает гринд очень заметным и иногда даже удушающим. Начиная с дерева и меди, затем железо, серебро, черное железо и далее и далее и... — игра постепенно вовлекает в бесконечные поиски всё более редких и труднодоступных ресурсов.

При этом одна из особенностей игры — разнообразие способов добычи ресурсов в разных биомах. В Чёрном Лесу руда просто лежит на поверхности в рудах, в болотах нужно искать данжи, а в горах приходится копать серебро, используя магическую дужку для его поиска. Это разнообразие добавляет немного интереса, и мне даже понравился этот аспект.

Однако основная проблема кроется в запрете на перенос руды и металлов через порталы. И если на ранних этапах, когда я добывала олово и медь, это было терпимо, то необходимость тратить целый час реального времени на перевозку железа с болот на базу превратилась в настоящую пытку. Учитывая, что железо необходимо для дальнейшего прогресса, подобные ограничения выглядят как искусственное растягивание геймплея.

Боссы: От закликивания до челленджа

Valheim славится своими боссами, которых всего семь, и каждый из них обитает в своём биоме. За 42 часа игры я успела убить пятерых из них: Эйктюра, Древнего, Массу Костей, Матерь и Яглута. Первые два босса оказались довольно простыми. Эйктюр — типичный начальный враг, которого можно закликать без особой подготовки. А вот Древний требовал немного больше тактики. Правда, даже его удалось «обмануть»: я обнаружила, что, если отойти на определённое расстояние, он перестаёт двигаться и тупит, стреляя только одной дальнобойной атакой. Расстрелять его из лука оказалось проще простого. В этом плане игра иногда даёт ощущение, что она недостаточно продумана.

С Массой Костей ситуация была интереснее. На первое сражение я пошла с луком и железными стрелами, не зная, что у неё резист к колющему урону. После пары смертей пришлось вернуться и фармить железо для создания булавы, которая моментально уничтожила все костяшки босса. Этот момент показал, что игра вынуждает адаптироваться, особенно учитывая, что каждый биом диктует свои правила по выбору оружия и тактики.

Матерь в горах, хотя и была простой в плане механики, доставила немало хлопот из-за ломающихся гор и невозможности быстро маневрировать, когда застреваешь в текстурах. Её воздушные атаки, к счастью, легко обходятся, но сам процесс сражения затянулся из-за долгих и бессмысленных попыток выбраться из-за разрушенной арены. На этом этапе я уже начала чувствовать, что игра немного затянулась.

Болота, я не забуду вас никогда...
Болота, я не забуду вас никогда...

Графика и звук

Графика Valheim часто вызывает споры. Она намеренно выполнена в низкополигональном стиле, который может показаться архаичным. В начале это действительно отпугивает: текстуры выглядят устаревшими, а общая визуальная эстетика не дотягивает до современных стандартов. Но со временем я привыкла и начала находить в ней нечто особенное. Этот минимализм позволяет сконцентрироваться на игре, а атмосфера различных биомов передана достаточно убедительно — будь то дождливые болота или снежные горы.

Звуковое сопровождение играет важную роль в создании атмосферы. Музыка здесь ненавязчивая и в основном служит фоновым дополнением, но иногда в нужный момент она подчёркивает эпичность битв с боссами или добавляет ощущения уюта, когда сидишь у костра.

-5

Отношение к игре на рынке и среди игроков

Рынок встретил Valheim крайне положительно. Она буквально ворвалась в топы продаж на Steam и стала феноменом, который обсуждали повсеместно. Игроков привлекла не только возможность выживать и крафтить в мире, полном тайн, но и возможность заниматься строительством, исследовать разнообразные биомы и сражаться с эпическими боссами.

Рецензии на игру в основном положительные. Основной акцент делался на увлекательную кооперативную механику и глубину проработки мира, несмотря на "сырость" проекта, находящегося в раннем доступе. Однако не все были в восторге от игры: часть игроков жаловалась на монотонность геймплея и чрезмерный гринд, что я, как человек, прошедший 42 часа игры, тоже заметила.

-6


Сравнение с другими играми жанра

Valheim принадлежит к жанру выживалок, и поэтому неизбежно сравнивается с такими играми, как Minecraft и The Forest. Каждая из этих игр предлагает собственное видение на выживание в открытом мире.

С одной стороны, Valheim унаследовала многие элементы Minecraft — процедурно генерируемые миры, строительство и сбор ресурсов. Однако в Minecraft исследование и крафт могут ощущаться более динамично, особенно за счёт бесконечных возможностей модификаций и творческого процесса. Valheim же больше фокусируется на историческом антураже и выживании в суровых условиях.

С другой стороны, в The Forest присутствуют более сложные системы взаимодействия с окружением и врагами, например, психологические аспекты страха и выживания в лесу. Valheim кажется более "лайтовой" по сравнению с этой игрой. В ней меньше стрессовых ситуаций и более расслабляющая атмосфера, что делает её менее напряжённой, но и, возможно, менее захватывающей на долгой дистанции.

Главное отличие Valheim — это её особенный стиль выживания, смешанный с элементами исследования, где каждый новый биом бросает игроку уникальный вызов. Тем не менее, если сравнивать её с более зрелыми проектами, она всё ещё ощущается менее проработанной, особенно в плане механик боя и взаимодействия с окружением.

The Forest
The Forest

Влияние на индустрию

Valheim оказала заметное влияние на жанр выживалок и индустрию в целом, несмотря на то, что она всё ещё находится в раннем доступе. Вышедшая в начале 2021 года, игра сразу привлекла миллионы игроков благодаря своей открытой песочнице, глубокой системе крафта и динамическому кооперативу. Успех Valheim подтвердил, что даже игры с простенькой графикой могут покорять аудиторию, если у них есть душа и увлекательный геймплей. Более того, игра вдохновила множество других разработчиков обратить внимание на динамику выживания в открытом мире.

Итог: стоит ли играть?

Пройдя 42 часа в Valheim и убив пять из семи боссов, я решила, что на этом моё путешествие закончено. Игра меня, безусловно, увлекла на определённый промежуток времени, особенно своей атмосферой и прогрессией, но к концу я начала уставать от бесконечного гринда. Ощущение, что я трачу больше времени на перевозку ресурсов, чем на реальный прогресс, дало о себе знать. Некоторые механики, вроде запрета на перенос руды через порталы или необходимости менять оружие в зависимости от врагов, слишком сильно растягивают геймплей, а желания и ресурсов на строительство все новых и новых баз — просто не было. Но, несмотря на это, Valheim — это впечатляющий пример того, как даже простая на первый взгляд игра может предложить глубокий и увлекательный опыт.

Всем, кто готов терпеть гринд и искать эпические приключения в открытом мире, я бы с уверенностью посоветовала бы попробовать игру. Но если, как и мне, вам больше по душе динамичные игры с чёткими целями и меньшим количеством рутины, Valheim может показаться немного затянутым.

Бесокнечный марафон
Таблица игр с марафона