1. Состояние ума: Вера и желание.
Медитативный ум пребывает в созерцательном состоянии, которое является мирным. Сила ума накапливается. Ум становится стабилизированным и не подвержен воздействию омрачений и соблазнов. Медитирующий испытывает намерение продолжать медитацию, поскольку получает от неё радость. Он ощущает желание и надежду в своём уме, так как доволен чувствительным состоянием своего сознания.
2. Спокойствие: Относительные и существенные условия.
Даже если медитативное состояние ума находится на низком уровне, оно всё равно считается важным. Сила ума может накапливаться. Если медитирующий достигает существенного медитативного состояния, он будет удовлетворён. Это состояние приведёт его к дальнейшему достижению созерцательного состояния (Джхана), знания и мудрости (Нана). Достижение медитативного ума имеет значение, так как каждый шаг ценен для медитирующего. Это становится устойчивой основой для его ума.
3. Удовлетворение: Комфорт и счастье.
Комфорт и счастье, постоянно получаемые от медитации, являются факторами, которые побуждают медитирующего продолжать свои усилия. Такой комфорт и счастье выходят за пределы обычных состояний. Поддерживаемый смелостью, медитирующий последовательно достигает Джханы. Он будет полностью удовлетворён своими действиями.
4. Воля: Решимость.
В медитативном состоянии ума возникает множество феноменов. Они обычно усиливают решимость встретиться с новыми явлениями. Эти переживания укрепляют непрерывную волю. Таким образом, Джнана будет проявляться снова и снова, пока медитирующий не достигнет Нана. И снова, Нана будет проявляться многократно, пока медитирующий не разовьёт постоянную волю к достижению как Джаны, так и Наны. Это происходит потому, что и Джхана, и Нана ведут к различным достижениям. Таким образом, воля становится основой решимости медитирующего.
5. Недоразумение: Заблуждение.
Этот пункт представлен как предупреждение для каждого медитирующего. Даже если он уже достиг и Джаны, и Наны, он может заблуждаться. Первое достижение может быть подлинным, однако последующие могут оказаться лишь предположениями. Если медитирующий неправильно понимает эти явления, его Джхана и Нана могут ухудшиться.