Найти в Дзене
АиФ – Уфа

Фан с тальянкой не пел под фанеру

На этой неделе республика прощалась со своим народным артистом Фаном Валиахметовым . С ним из нашей жизни уходит целая эпоха - такого масштаба был этот человек. Родился в Башкирии, прославился, когда уехал жить и работать в Татарию. Мы брали у него интервью несколько лет назад, когда он уже вернулся на родину в Шаранский район, на заслуженный отдых. Предлагаем сегодня эту публикацию - она на удивление до сих пор актуальна.

Отксеренное творчество

- Фан Гависович, сейчас на башкирской и татарской эстраде появилось множество молодых певцов. Стоит радоваться тому факту, что национальная культура так привлекает молодежь?

- Хорошо, конечно, что поют на родном языке, вот только выходит на сцену сегодня абы кто, с песнями-однодневками. Поют и врачи, и зоотехники. Но они ведь не знают азов искусства.

- Раньше было по-другому?

- Раньше были строгие худсоветы. Нет хороших вокальных данных - не пройдёшь. Сейчас на компьютере голос запишут, обработают – и давай петь «под фанеру». А народ-то не понимает, что ему толкают купюру, прошедшую через ксерокс. Попроси популярного молодого артиста спеть вживую – обидится и уедет домой.

Где родился, там не пригодился?

- Вы много лет проработали в Башгосфилармонии, пели на башкирском языке, но всё бросили и уехали жить в Татарстан. Почему?

- В 1988 году я впервые в Уфе смог спеть на татарском языке. Перед этим Михаил Горбачёв на пленуме сказал, что надо бороться с проявлениями национализма. Отношение к поющим на разных языках как будто изменилось в лучшую сторону. В филармонии создали труппы, поющие на марийском и даже грузинском. Появилась и татарская бригада под моим руководством. Мы за первые пять дней выступлений собрали более 5 000 зрителей. Ажиотаж был такой, что желающие попасть на концерт разбивали стекла здания филармонии. Мы успешно гастролировали, но вскоре начальство стало требовать, чтобы вернулись к башкирскому репертуару. А я уже почувствовал вкус пения на родном языке. Уволился и три года ездил с труппой самостоятельно - кассовые сборы позволяли. Но не дали спокойного житья, стали жёстко требовать, чтобы вернулся в филармонию. Я бросил всё и в 95-м уехал в Набережные Челны.

- Каково теперь отношение к татароязычным певцам в РБ?

- Мало что изменилось. И ведь не говорят «не пой», просто не пропускают никуда. Несёшь на радио - берут, но не ставят. Говорят: «Абзый, ты бы нам на башкирском языке что-нибудь принёс». Но с приходом нового руководителя республики хотя бы документы на представление меня к званию народного артиста РБ наконец-то вынули из-под сукна и подписали. Раньше, сколько ни направляли ходатайства, они все чудесным образом терялись в закоулках чиновничьих коридоров. В соседнем Татарстане «народного» дали на 4 года раньше, чем на родине.

- Как вы считаете, чтобы сохранить нацию, нужно заставлять учить родные языки?

- Нельзя заставить корову лаять, а собаку мычать. Чтобы петь на башкирском языке, надо родиться башкиром. Присущий башкирскому творчеству жанр озон-кой (протяжная песня. – Ред.) отличается широтой распева, свободой –
то взлетает высоко, то падает. Это высокое искусство - исполнять такие песни. В Башкирии всего 5-6 человек, которые могут осилить. Да и чтобы слушать озон-кой, подготовка нужна. А татарские песни более лёгкие.

Украли – и прославили

- Вас сложно представить без тальянки…

- Если вдруг появляюсь без неё, мне так и говорят: «Ты медаль свою забыл прицепить». Настолько мы с ней слились - со стороны кажется, что не с пятью кило на руках я песни запеваю, а с нагрудным знаком.

- В Башкирии популярен курай, а есть ли будущее у тальянки – народного инструмента Татарстана?

- Татарам надо в этом плане брать пример у башкир. Они свой союз кураистов создали. А искусство игры на тальянке, к сожалению, вымирает. Я уйду – и никого не останется. Как-то позвал меня Минтимер Шарипович (экс-президент РТ Шаймиев –
Ред.) и сказал, чтобы в Челнах я организовал обучение одарённых детей. Сколько ни пытался созвать ребят, но так и не собралась группа. Уходят из жизни и умельцы, которые знают технологию изготовления тальянки. Их остались единицы.

- Случай, когда на сабантуе у вас увели инструмент, называли не иначе как пиар-акцией…

- Да, 20 лет назад случилось, а до сих пор про него вспоминают. Оставил гармонь на стуле около сцены, а сам забежал в юрту за курткой. Выхожу – нет! Искали всем миром. В газетах печатали снимки моей тальянки, по ТВ передавали «основные приметы». Нашли! Оказалось, один из мальчишек - участник состязаний по борьбе курэш – завернул в спортивный свитер и унес. А поэт Роберт Миннуллин написал потом стих: «Урлаганнар – зурлаганнар», то есть «Украли – и прославили».

- У вас богатая на афоризмы речь. Откуда это?

- От мамы. Её меткие выражения легко запоминались. А была она обычной деревенской женщиной, без образования, работала комбайнёром. Но даже сидя за рулем огромной махины и выполняя тяжеленную работу, успевала делать тонкие наблюдения. Например, что колос, наполненный зерном, от тяжести пригибается к земле, а самый заметный, горделиво возвышающийся над остальными, – пустой. И она часто повторяла: «Не возгордись, не будь, как пустой колос». Жаль, что фольклор уходит. Потому что исчезают деревни, как и моя родная Хафизовка в Шаранском районе. Был же период, когда активно осушали болота – тогда ушли родники, обмелели реки. Исчезнут деревеньки, кладезь народных песен и сочного языка, – «обмелеет» нация. Надо строить дороги, звать инвесторов на заброшенные поля, настойчиво звать молодежь домой.

300 песен и куча друзей

- Вы давно назад вышли на пенсию, но ряды ваших поклонниц не редеют.

- Не жалуюсь пока... Пишут, в интернете ищут. Я не умею с компьютером обращаться, и друг за меня мою страницу создал в этих… «соцсетях.

- Как супруга относится к постоянному вниманию дам к вам?

- Очень отрицательно (смеётся). До сих пор, как соберусь в Казань по делам, ревностно выспрашивает, зачем и почему. Если серьёзно, памятник можно ей поставить за терпение и понимание.

- Вы больше 40 лет отслужили на сцене, спели 300 разных песен, имеете звание народного. Можно рассчитывать на достойную жизнь на пенсии?

- Что такое «достойная жизнь на пенсии», я узнал, когда побывал в Австралии, куда летал выступать на сабантуе татарской диаспоры. На материке «наших» 2600. Для своих детей они открыли школы с обучением на татарском языке. А пожилые имеют возможность жить на проценты от пенсионных накоплений. На старости они посвящают себя отдыху, путешествиям. А мне даже за «народного» к пенсии доплачивают скромную сумму.