Найти тему
МОШЕЛОВКА.РФ

Охотно верю: как аферисты обманывают людей у них дома и за его пределами

Оглавление
Фото от gpointstudio на Freepik
Фото от gpointstudio на Freepik

Сегодня мошенники встречаются не только в сети и по телефону, лгунов достаточно и рядом с нами. Самыми незащищенными перед выдумками преступников остаются пожилые люди, пенсионеры. Им сложно успевать за стремительно меняющейся жизнью, совершенствующейся техникой, появлением гаджетов. Старики по-прежнему видят в людях только хорошее и доверяют незнакомцам как близким. При этом легенды злоумышленников настолько просты и убедительны, что количество обманутых людей моложе пенсионного возраста также растет.

Газ для вас

Визиты в квартиры и дома жильцов – часть работы специалистов коммунальных служб. Чаще всего приходится сталкиваться с газовиками, чья организация ежегодно перезаключает с населением договоры на обслуживание оборудования.

В действительности заработать на проверке учетных приборов, газовых плит стремятся даже обычные ремонтники, установщики котлов, которые не имеют отношения к коммунальным службам. Однако под этим благовидным предлогом могут заглянуть и псевдоконтролеры.

Доверчивые от природы люди нечасто просят предъявить удостоверения, тем более что у лжеработников таких «корочек» в достатке. Как только мошенники получают доступ, они сразу находят поводы, за что предъявить счет: средства для замены якобы пропускающего газ шланга, для неисправной системы сигнализации, для срочной чистки котла или «замены» очень дорогой детали.

Фото от freepik
Фото от freepik

Как распознать?

Реальные работники газовой службы обязаны заранее уведомить население о предстоящем визите с целью поверки. Жители дома либо получат письма, либо прочтут объявление на доме, в подъезде, доске объявлений.
Как правило, работники службы газа должны быть одеты в униформу и предоставить удостоверение с подписью и печатью организации, с которой заключен договор на обслуживание оборудования. Не лишним будет тут же проверить, является ли сотрудник с указанной фамилией работником компании, позвонив по номеру горячей линии.
В конце работы должны выдать соответствующий акт о проделанных манипуляциях. Наличие бланка можно запросить заранее.

Деньги в банке

Одним из вариантов сценария для жителей являются визиты «банковских работников». Обманщики убеждают перевести накопления, пенсию в другой банк или негосударственный фонд на более выгодных условиях. Преступники, усыпив бдительность доверчивых людей, могут выманить личную информацию для получения кредита или переоформления квартиры.

Как распознать?

Главный способ – усвоить урок: ни один банк не станет высылать специалистов домой к клиенту, даже если он пожилой или ограничен в перемещении. Для этого есть другие способы взаимодействия. Обычно представляют интересы маломобильных людей родственники или те, кому они давно доверяют, путем оформление целого ряда серьезных документов.
Единственный случай выезда сотрудника банка на дом – предварительно одобренная заявка самого клиента, с указанием места и времени встречи, но никак не внезапное появление на пороге.

Злоключения вместо обеспечения

Слабым местом для пенсионеров являются визиты работников органов социальной защиты населения. Под их видом к старикам проникают подозрительные персонажи и рассказывают душевные сюжеты, которые трогают сердца подопечных. Пожилые люди часто предлагают помощь в сложной жизненной ситуации, ставя под угрозу сбережения и пенсии.

Такие «работники» предлагают купить уникальный медицинский препарат, путевки в санаторий, рассказывают о якобы срочной замене старых купюр на новые. Кто-то из жертв может попрощаться с большой суммой наличных, кому-то «помогут»

перевести деньги с карты, вычислив конфиденциальные данные. Случается, когда визиты заканчиваются ограблением.

Как распознать?

Как правило, социальный работник сообщает заранее о своем визите. Ложные помощники стараются явиться как гром среди ясного неба, чтобы сбить с толку подопечного. Если человек уже знаком со своим куратором, он заранее предупрежден о его смене или временном отсутствии. Все сотрудники соцслужб имеют соответствующие удостоверения.
Настоящие работники таких организаций не станут напрашиваться на помощь, а лишь деликатно поинтересуются, что могут сделать полезного для престарелого человека.
Сотрудник соцслужб не в праве расспрашивать о семейном положении подопечного, есть ли дети или внуки, как часто его проведывают. Любая помощь выполняется ими бесплатно для населения.

Фонд на дому

Мошенники приходят к пожилому поколению под видом работников Социального фонда. Они заранее знают портрет своих жертв: в каких квартирах проживают, одиноки ли они, насколько доверчивы. Иногда собрать подобную информацию помогают сами старики, охотно общаясь с незнакомцами на улице.

По легенде обманщики убеждают в необходимости оформления прибавок к пенсии, многолетнего перерасчета на круглую сумму из-за неучтенного стажа работы или по причине очередной пенсионной реформы. Для этого выспрашивают полную информацию о банковской карте, якобы перевести доплату, о личном кабинете в банке или сразу дают на подпись кредитный договор под видом оформления необходимых документов.

Как распознать?

Социальный фонд России работает исключительно через клиентскую службу. Там, в индивидуальной кабинке, можно задать интересующие вопросы, получить консультацию, оформить документы.
Любые контакты, инициированные фондом, проводятся по почте через уведомления или извещения, в приложении «Госуслуги» или на сайте ПФР. На дом специалисты никогда не приезжают. Задать вопросы также можно по телефону горячей линии.

Покупка чуда

Казалось бы, уже в прошлом годы, когда мошенники ходили по домам и предлагали людям приобрести устройства облегчить быт, улучшить здоровье, вернуть молодость. Но нет – поменялись не времена, а целевая аудитория. Поколения, которые отлично справляются с освоением информации в сети, критично оценивают ее, остаются защищенным от таких горе-продавцов. А население постарше по-прежнему подвержено опасности.

Доверчивые люди надеются на лучшее, предпочитают верить людям, поэтому с легкостью соглашаются приобрести обманку, да еще за немалые деньги. Магазины на диване пестрят недостоверной информацией о чудо-гаджетах – полдела уже сделано, и мошенники лишь пожинают плоды.

В ходу стабилизаторы давления, избавители от боли в шее и спине, молодильные маски, стимуляторы выработки гормонов, массажеры, очистители воды и фильтры. Часто к ним прилагаются инструкции, псевдосертификаты качества. Попавшиеся на крючок, сетуют, что в момент покупки находятся словно под гипнозом.

Как распознать?

Нужно твердо запомнить, что никакие аппараты, лекарства, стоящие бытовые приборы не станут разносить по домам. Лучше придерживаться правила не пускать незнакомых людей в квартиру. Не исключено, что такие торговцы в действительности обладают даром убеждения, знают специальные приемы, поэтому все нежданные гости пусть остаются за закрытой дверью.

А как еще?

Порой мошенники не уступают профессиональным актерам и показывают чудеса выдумки, разыгрывая слезливые сцены первым встречным на улице. В связи с обстановкой часто можно увидеть обманутых «беженцев», «беспризорников», у которых отобрали последнее, выгнали, не кормят, не одевают. Часто аферисты привлекают в свои шоу животных.

Сопереживание вызывают истории неустроенных якобы погорельцев, жителей затопленных территорий, которые по понятным причинам предпочитают помощь только деньгами.

Вспомните, как по улицам ходили подростки и предлагали дешевые товары от имени выдуманных фондов, деньги с продажи которых по легенде предназначались на лечение тяжело больных детей.

На трассах недалеко от заправок часто могут встретиться попрошайки денег на бензин, которые будут обещать вернуть средства, как только доберутся до города. Те, кто еще лично не сталкивался с такой схемой обмана, конечно, будут рады выручить водителей.

Мошенники пользуются фальшивыми -кодами, которые размещают в кафе для перехода в меню на сайте или для оплаты чаевых. Подменив их, преступники ведут либо на фишинговый сайт для кражи конфиденциальной информации, либо для перевода денег не сотрудникам заведения, а себе в карман. Размещают их и в объявлениях в лифтах под предлогом смены ключей от домофона, на остановках для «консультации» о социальных выплатах населению, на столбах, в транспорте, на асфальте.

Фото от freepik
Фото от freepik

Правила безопасности

Не нужно пугаться и прятаться от внешнего мира. Достаточно составить свод правил, которые помогут избавиться от непрошеных визитеров и подстерегающих вне дома опасностей.

  1. Прежде, чем поверить сотруднику важных ведомств, стоит попросить его оставить свой телефон и фамилию под дверью, перезвонить в организацию и уточнить, действительно ли у них трудится такой специалист.
  2. Стоит запомнить, что работники банков, госорганов не приходят домой. Общение с ними проходит исключительно в личных кабинетах на сайте или непосредственно в учреждениях.
  3. Никогда нельзя приобретать медицинскую технику или товары с рук. Их продажа таким способом преследуется по закону.
  4. Нельзя доверять незваным представителям больниц и поликлиник, даже если ситуация, по их словам, не терпит отлагательств. Спросите контактный номер, чтобы родственники или соцработник уточнили подробности.
  5. Никому не сообщайте конфиденциальные данные о банковском счете, номере карты, код, логин и пароль личного кабинета.
  6. В любом нестандартном случае тут же звоните близким, друзьям, социальному работнику или в полицию, чтобы сообщить о происходящем.
  7. Не переходите по QR-кодам в местах оплаты: рядом с банкоматами, магазинами, кассами – если они предлагают альтернативные способы покупки, привлекая скидками и бонусами, а также в объявлениях на столбах и в подъездах.

В правительстве рассматривают очередную меру защиты пожилых и других социально уязвимых людей от мошенников. Этой осенью планируют принять законопроект, по которому определенные категории граждан смогут привлекать доверенное лицо для подтверждения денежных переводов.

С помощью механизма «второй руки» злоумышленники не смогут добраться до сбережений пенсионеров методами социальной инженерии, уверены авторы инициативы. Новый закон, по плану, начнет действовать уже в следующем году.

Если вы или ваши близкие сталкивались с мошенниками в реальной жизни, расскажите об этом в комментариях. Не будет лишним напомнить читателям и близким, чем может обернуться беседа с незнакомцами.