Когда зрители впервые видят работы Парта Котекара, они восхищённо ахают и восклицают: «Невероятно! Как такое можно сделать?» И действительно, творения индуса по своей тонкости и изяществу сродни ювелирным украшениям, вот только художник создаёт свои рукотворные шедевры из... обычной бумаги.
После окончания школы Парт изучал анимацию, однако бросил институт, поскольку его перестала устраивать программа. Создание прославивших Котекара бумажных картин родилось из обычного хобби. Сначала он использовал для вырезания только чёрные листы, затем решил сменить их цвет на белый.
В 2013 году у него накопилось достаточно готовых работ, которые не стыдно было показать широкой публике. Парт представил 84 «вырезанки» в Центре искусств Канория в своём родном городе Ахмадабаде (штат Гуджарат). Эта выставка имела «вау-эффект» и стала поворотным моментом в его карьере.
О молодом художнике заговорили. Вскоре благодаря СМИ о нём узнали не только в Индии, но и за рубежом. Его работы экспонировались в ОАЭ и Новой Зеландии, были опубликованы во многих престижных изданиях.
Своему дальнейшему продвижению Котекар во многом обязан соцсетям. Когда он стал записывать процесс создания бумажных картин на камеру и выставлять фотографии и видео на своей страничке в Instagram (запрещён в России), его популярность начала расти.
Для работы Котекару требуются карандаш, коврик, специальный нож (такой ещё называют канцелярским скальпелем) и бумага плотностью 160 г/кв.м, которая немного тоньше той, что предназначена для чертёжных работ.
«Сначала я представляю себе образ, но никогда не уверен, что в итоге получится, — говорит признаётся Парт Котекар. — Меня мотивируют собственное любопытство и желание увидеть конечный результат. Я постоянно экспериментирую и стараюсь выходить за привычные рамки».
После того, как художник определяется с тем, что именно хочет изобразить, он набрасывает рисунок, отмечает части, которые нужно будет удалить. И потом начинает процесс создания очередного бумажного мини-шедевра.
Занятие это очень ответственное, для которого помимо всего прочего требуются отменная усидчивость (люди порывистые и энергичные попросту не смогут, не разгибаясь, долгими часами находиться за столом), аккуратность и твёрдая рука.
Цена ошибки в вырезании картин из бумаги слишком высока. Стоит лишь немного ослабить концентрацию, отвлечься, как нож обязательно повернёт не туда, и весь кропотливый труд пойдёт насмарку. Нет ни одного человека с таким хобби, как у Парта, который бы хоть раз не сокрушался из-за последствий собственной невнимательности и предательского «вжика», уничтожившего плод многочасовых усилий.
Поэтому Котекар старается не допускать ошибок, подбирает удобный для себя темп, позволяя отдыхать телу и, особенно, глазам, которые каждый раз приходится немилосердно напрягать. На одну работу у него уходит минимум неделя, после чего мастер отправляет её под стекло.
За одиннадцать лет, прошедшие с момента его первой персональной выставки, Парт создал несколько тематических циклов. По его словам, «бумага бросала вызов на каждом уровне исследований», побуждая его совершенствовать свои навыки и придумывать новые идеи.
Одна из серий была вдохновлена ломающими пространство оптическими иллюзиями Маурица Эшера. Котекар, чтобы придать глубину создаваемым работам, не убирал «лишние» части, а лишь надрезал бумагу, после чего нужным образом её сгибал. Аналогичным образом он действовал при создании объёмных бумажных панно.
Сегодня иллюстрации талантливого самоучки представлены на Behance (социальная медиа-платформа, принадлежащая компании Adobe), в Национальном историческом музее Лондона и других местах.
«Когда я вижу и чувствую в своих работах жизнь, меня охватывает удивительное, эмоциональное и захватывающее дух ощущение волшебства», — признаётся художник.
Не так давно Котекар решил поработать с металлом. После пары месяцев проб и ошибок он создал свою первую серию подвесок, вырезанных или, вернее будет сказать, выпиленных из серебра. Возможно, в будущем он изменит технику, но пока создаёт украшения точно так же, как если бы работал с привычным для себя листом бумаги.