Читая о Рихарде Вагнере, трудно понять, что же такого было в этом маленьком человеке с невыразительной внешностью, заставлявшее людей называть его "божеством", благоговеть перед его личностью, объявлять пророком от музыки, отдавать ему свой труд, деньги и душу.
Ответить коротко на этот вопрос нельзя. Но возможно, на какие-то догадки вас наведет легендарный хор пилигримов из 3 действия "Тангейзера".
Этот хор производит впечатление и сам по себе, но поскольку Вагнер - это не только музыка, но и большие идеи, лучше слушать его, зная контекст оперы.
Сначала о том, кто такой Тангейзер.
Тангейзер, он же Генрих
В либретто оперы (как всегда, Вагнер написал его сам) есть одна довольно странная вещь: при том, что опера называется "Тангейзер", и подразумевается, что это имя главного героя, никто в опере его так не называет. Все обращаются к нему - "Генрих".
Этот парадокс объясняется тем, что Вагнер объединил в одном персонаже две исторические личности: Тангейзера и Генриха фон Офтердингена. Их объединят то, что оба они были миннезингерами и имели скандальную репутацию.
Миннезингеры - это средневековые (12-13 век) немецкие рыцари, профессионально владевшие искусством стихосложения и музицирования. В своих песнях, написанных по особым правилам, они прославляли любовь к Прекрасной Даме, своему сюзерену и господу Богу.
Тангейзер жил в первой половине 13 века и некоторое время служил при дворе Фридриха II Австрийского. Тексты его песен, в основном, о любви, дошли до нас, благодаря средневековому иллюстрированному сборнику 1300-х годов под названием "Манессский кодекс". Там же приведён и портрет Тангейзера (абсолютно условный), где он запечатлён в облачении тевтонского рыцаря-крестоносца (шлем и щит изображены справа и слева).
Тангейзер прославился тем, что разбавил пафос высокой куртуазной поэзии лёгким, часто ироничным слогом и воспеванием вполне земных радостей любви. Ему приписывают также "Песнь покаяния" - стихотворение-молитву о даровании прощения за грехи.
Вероятно, на этом основании возникла легенда о том, что однажды Тангейзер изменил христианским ценностям и целый год провел в обществе богини любви Венеры, в чём потом долго каялся, пока Бог не простил его. Эту легенду, изложенную позднее в разных литературных вариациях, Вагнер использовал в качестве отправной точки сюжета своей оперы.
Генрих, он же Тангейзер
Что касается Генриха фон Офтердингена, то его сочинения не сохранились, однако он вошёл в немецкие легенды как инициатор большого скандала на конкурсе певцов-миннезингеров при дворе ландграфа Тюрингии Германа I в Вартбургском замке.
Кстати, экскурсия по этому величественному замку и натолкнула Вагнера на идею написать оперу о тех временах.
В немецкие предания этот конкурс вошёл как "битва миннезингеров", и состоялся он в 1207 году, ещё до рождения Тангейзера. На него съехались шесть самых известных миннезингеров, чтобы выяснить, кто же лучше прославит в песне ландграфа и его супругу (седьмой певец - маг Клингзор - прибыл из Венгрии верхом на гигантской гончей собаке позже).
На эту тему в "Манесском кодексе" тоже есть картинка, где вверху изображены члены жюри - Герман I и его супруга София, а внизу все семь участников.
Второй справа (заметьте, он выделяется всем своим обликом) - тот самый Генрих фон Офтердинген. Отличился он тем, что представ перед Германом I, внезапно стал петь хвалебную оду вовсе не ему, а другому правителю - Леопольду Австрийскому. За свою объективность он чуть было не поплатился жизнью тут же, на месте, от рук придворного палача и возмущённой публики.
Только заступничество великодушной супруги Германа I Софии спасло его от неминуемой гибели. На фреске Морица фон Швинда в Вартбурге, созданной уже в 19 веке, запечатлён этот момент.
Святая Елизавета и прекрасная Венера
В опере Генриха-Тангейзера спасает от расправы не супруга ландграфа, а его племянница Елизавета, влюблённая в Тангейзера (и в Генриха, соответственно).
На самом деле неизвестно, была ли у ландграфа племянница. В её лице Вагнер изобразил ещё одну легендарную историческую личность - принцессу Елизавету Венгерскую (Тюрингскую).
По преданию, она родилась в Венгрии в тот же самый день, когда состоялась "битва миннезингеров" (7 июля 1207 года). Спустя 14 лет судьба тоже привела её в Вартбургский замок, поскольку она вышла замуж за сына того самого Германа I - Людвига IV.
Елизавета прославилась своими христианскими добродетелями, настолько выдающимися, что была причислена к лику святых в 1235 году, почти сразу же после смерти в 24 года.
Исторические Тангейзер, Генрих фон Офтердинген и Елизавета, естественно, никак не могли пересечься в одном месте, поскольку, как видим, они разошлись во времени и пространстве. Но фантазия Вагнера связала их всех в одном сюжете, и добавила к ним ещё одного персонажа - богиню любви Венеру.
Некогда вместе с другими языческими богами и божками (нимфами, фавнами, вакханками, амурами и сиренами) она бежала от света победившего христианства во мрак пещеры (грота) в горах, кстати, недалеко от Вартбурга, и устроила там свое тайное государство свободной любви.
Что есть любовь?
Мятежный дух Тангейзера не даёт ему покоя. Он то сбегает из Вартбурга в царство вечного блаженства Венеры (и проводит там целый год, не наблюдая времени), то возвращается обратно - в суровую реальность земного мира, "Хочу борьбы! Хочу врагов" - объясняет он свой уход Венере. Он благоговеет перед чистой как ангел Елизаветой, но и Венера вызывает у него искренний восторг. Совесть христианина открывает ему всю глубину его падения, но он грешит снова.
Многие увидят в этом что-то смутно знакомое. А уж Вагнер точно понимал его как никто, достаточно углубиться в его биографию.
Момент икс для Тангейзера наступает во втором действии, в сцене состязания миннезингеров в Вартбурге, которое Герман I любезно устраивает в честь его возвращения (пока ещё никто не знает, где именно он провёл это год). Принцессой этого праздника ландграф назначает любимую племянницу Елизавету, а задание для участников даёт такое: объяснить, что есть любовь.
Все певцы в этой оперной сцене - реально существовавшие миннезингеры, те самые, которые изображены на картинке выше 👆 В том числе, Вольфрам фон Эшенбах (самый знаменитый из миннезингеров), Вальтер фон дер Фогельвейде и Битерольф.
Если перевести этот диспут с высокого стиля миннезанга на прозу и сильно сократить, его основные моменты будут выглядеть примерно так.
Первым поёт свою песнь благородный Вольфрам фон Эшенбах , тайно влюблённый в Елизавету. Для него любовь - это поклонение и молитва сияющей чистым светом недосягаемой звезде.
Ему возражает Тангейзер:
"Звёзды далеко в небе, а мы живём на земле. С такой любовью, которую ты прославляешь, и род человеческий прервётся. Всё живое льнёт к живому, любовь зажигается страстью, имя ей - наслаждение!"
Дальше в спор вступает миннезингер Битерольф. Он крайне возмущён и явно переходит формальные рамки музыкально-философского диспута:
"Знай, богохульник и смутьян! Лишь высокая любовь закаляет отвагой сердце рыцаря. За чистоту и непорочность девы, за честь добродетельной жены отдам я последнюю каплю крови. А то, что ты называешь любовью - дешёвое удовольствие для мальчишек, достойное не подвига, а низких шуток".
Тангейзер дерзко отвечает ему:
"Да что ты, жалкий глупец, можешь знать о настоящем наслаждении!"
Он берёт свою арфу и исполняет вдохновенный гимн Венере, прославляя её сладостное очарование.
"Лишь тот познал любовь, кто был в твоих объятьях, о прекрасная богиня!"
- поёт он, повергая в шок всех присутствующих рыцарей и дам с крестами на груди. В заключение он советует всем отправиться в Венерин грот, чтобы лично убедиться в правоте его слов.
Дамы, осеняя себя крестным знамением, в панике убегают от этого демона-искусителя, а рыцари набрасываются на оскорбителя и богохульника с мечами.
Пилигримы
Он был бы тут же убит, но его закрывает своим телом Елизавета.
Сердце её разбито, она поняла, где и как он провёл этот год, для неё всё кончено, но она молит рыцарей дать Тангейзеру шанс на спасение его души.
Потрясённый её великодушием Тангейзер осознаёт всю свою вину перед ней и Богом и отправляется вместе с пилигримами в Рим, чтобы просить отпущения грехов у папы.
Он понимает, что грехи его огромны, и по пути в Рим истязает себя всеми возможными способами. Он не спит, не ест и пьёт, нарочно подставляет себя палящим лучам солнца, идёт босой по самым острым камням и даже закрывает глаза, чтобы не радовать взор цветущими лугами Италии (об этом мы узнаём из его рассказа в конце оперы).
Через несколько месяцев паломники возвращаются на родину. Их грехи отпущены, совесть чиста, а душа исполнена счастья и благодарности. "Аллилуйя во веки веков!" - славят они всепрощающую любовь Бога.
Это и есть тот самый знаменитый хор пилигримов.
Сила в правде
Вагнер называл "Тангейзера" своей худшей оперой и переделывал его несколько раз. Но его самокритика не касалась хора пилигримов. Он знал, что написал шедевр и сделал его мелодию главной мыслью всей оперы, чем-то вроде опоры всей музыкальной конструкции.
Эта музыка звучит и в начале оперы (в оркестровой увертюре), и в конце.
Кстати, знаменита грандиозная увертюра к "Тангейзеру", основанная на теме хора пилигримов, многих людей привела в лагерь горячих поклонников немецкого гения.
Собственно, именно этот хор и даёт ответ на вопрос о сущности любви. Причём его музыка говорит об этом яснее, чем слова.
Вот примерный перевод текста:
О родина моя, тебя я вижу вновь и радостно приветствую прекрасный край! Теперь могу я отложить свой верный посох и отдохнуть. Закончен трудный путь.
Моим молитвам покаянным внял Господь и дал мне, грешнику, своё благословенье. Ему от преданного сердца пою я эту песнь!
Тому, кто кается, даровано спасенье, ему откроются врата блаженного покоя! Ему ни смерти нет, ни ада!
Аллилуйя! Аллилуйя! Во веки веков!
Хор маленький - всего три минуты звучания, и устроен он по элементарной схеме: постепенное нарастание, кульминация и затем угасание: процессия пилигримов постепенно появляется на сцене, проходит по ней и уходит. Но здесь важно, КАК это сделано.
Конечно, музыка этого хора - озарение гения. Она проста и даже аскетична - просто тихий хорал (он начинается с четырёхзвучного мотива креста) в звучании мужских голосов. Но в нём есть такая мощная внутренняя сила убеждения, что мы интуитивно понимаем - красота этой музыки есть красота истины, когда все смыслы выстраиваются в стройную гармонию и не требуют доказательств.
Ровно в середине Вагнер - певец великого и мастер грандиозного - создаёт короткий, но совершенно великолепный звуковой эффект духовного экстаза любви и веры, перед которым меркнут все блаженства царства Венеры.
Если есть проблемы с Ютубом, можно послушать 👉здесь .
P.S. А что же Тангейзер?
Среди пилигримов, вернувшихся из Рима, Елизавета не увидела Тангейзера и поняла, что он не получил прощения. Действительно, грехи Тангейзера так поразили папу римского, что он с гневом и отвращением сказал ему следующее:
"Как этот посох в моей руке никогда больше не покроется листьями, так никогда не спасёшься ты от жаркого пламени ада!»
Обозлённого, измученного и потерявшего всякую веру Тангейзера вновь спасает любовь Елизаветы. Она просит деву Марию забрать её на небо, чтобы там просить Господа простить любимого.
Тангейзер умирает у её гроба, так и не узнав о чуде, случившемся в Риме: посох в руках изумлённого папы расцвёл зелёными листьями.
Ещё об одном популярнейшем шедевре Рихарда Вагнера - "Полёте валькирий" - здесь 👇
История о Козиме - второй жене Вагнера, которая создала его миф, здесь 👇
Вся подборка по Вагнеру здесь 👇