Найти тему
Сьеджин

Сидят, ничего не делают, а зарплату получают – кому так «везёт» в кино

Есть в кино такие профессии, на которые, если смотреть со стороны, берёт зависть или раздирает негодование. Действительно, эти люди либо в гаджетах залипают, либо спят или сушки с чаем поглощают безостановочно. А в конце проекта зарплату как и все получают. Но это всё только поверхностное впечатление. Не платят ни за что!

Режиссёр перед плейбеком – фото из личного архива автора ©
Режиссёр перед плейбеком – фото из личного архива автора ©

Одна из таких профессий плэйбекер. Ещё этих ребят называют логгерами или плэйбэк-слив. Зачем же они нужны и почему большую часть смены сидят и играют в телефоне?

Плэйбеком на площадке называют режиссёрский монитор, на который картинка идёт с камеры. Режиссёр смотрит вживую как снимаемое будет выглядеть на экране. А вот привезти на площадку монитор, он же плэёбэк, подключить и следить за его работой как раз и должен наш герой плэйбэкер. Но это ещё не все обязанности спокойных и тихих ребят.

Плэйбек сливает с карт памяти камеры все снятые материалы на огромный жёсткий диск. Если вы когда-нибудь сталкивались с цифровой съёмкой бытовой камерой или смартфоном, то заметили, что видеофайлы весят достаточно много. Но в бытовых камерах, а на телефонах тем более, видео записывается в файл уже в сжатом виде, как раз для экономии места. А вот профессиональные кинокамеры снимают и записывают всё в так называемом RAW или по-русски сыром формате. Без сжатия, да ещё и с разрешением в 8К. Вы такой файл на телефоне не посмотрите никогда! Даже, если под формат будет установлена программа, то места на вашем телефончике наберётся в лучшем случае на пару секунд, а думать над ним он будет полдня.

Одна секунда снятого в сыром формате без сжатия фильма в 8К разрешении с частотой 25 кадров в секунду это уже пять мегабайт. Час такого видео будет весить около 30 гигов. И вот наш специалист плэйбэкер обеспечивает слив и хранение отснятого материала. Потому что карты памяти в самих камерах тоже маленькие и в течении всей съёмочной смены их меняют по нескольку десятков раз. Сменили, слили материал, отформатировали, вставили на замену заполненной карты.

Рабочее место плэйбэкера – фото из личного архива автора ©
Рабочее место плэйбэкера – фото из личного архива автора ©

Понятно, что кто-то эти манипуляции должен производить. А большие объёмы информации сливаются не за секунду. Вот и сидит наш специалист, играет в телефоне, пока байты с карты на диск перемещаются. Со стороны как раз выглядит, что ничего не делает и зря свою зарплату получает.

А вот ещё расскажу реальный случай: На одном проекте плэйбэкер-новичок просто слил материал на специальный диск, как и положено. А на ночь, чтобы лишний раз на студию не заезжать, привёз домой. Дома положил диск на самое дальнее и так получилось, что самое высокой место. А диск приглянулся любопытному коту, который его на лапу и зуб попробовать решил и скинул на пол. В итоге диск повредился и всё, что снималось двенадцать часов встало в убыток.

Спецы потом над диском колдовали, вытянули из него почти всю информацию, но несколько важных дублей пришлось переснимать. А с ними и сцены полностью. А это дополнительная смена стоимостью триста тысяч рублей. И уже получилось не так, как хотел режиссёр. На той студии приняли за правило дублировать всё, что сливается, и ввели жёсткие правила – пока не привёз диск на студию, дома чтобы не появлялся! А кто будет отвечать за то, чтобы слив продолжался, когда вся группа уже на пути в дом родной? Приходится плэйбэкеру сидеть в одиночестве и сливать материал на диск. И переработкой это не считается. А зарабатывают ребята максимум семь тысяч рублей за смену.

Водитель штабного автобуса на съёмках фильма «Танцуй со мной» – Мосфильм, 2014 год – фото из личного архива автора ©
Водитель штабного автобуса на съёмках фильма «Танцуй со мной» – Мосфильм, 2014 год – фото из личного архива автора ©

Ну и ещё одни представители распространённой профессии, кто и спать всю смену может. Догадались?

Водители.

Водители всевозможных вáгенов. Их дело свой транспорт в исправности содержать, на площадку доставить, в караван втиснуть и можно до окончания смены давить на массу. Но вот уйти с площадки нельзя. Тоже был случай, когда произошла авария в доме, рядом с которым шла съёмка. Приехали городские службы и караван нужно было оперативно переставить. Вот прикиньте, если бы водителя на месте не было! Если кто-то из водителей отлучается, то обязательно оставляет ключи коллеге. Но уходят обычно в магазин и на несколько минут.

Но есть и водители такого транспорта, что заняты почти всю смену. Тот же туалет на колёсах. Водитель следит за водой в баках, за наличием гигиенических средств и чтобы дверью не хлопали. Или водители легковых машин – те всё время на подхвате: актёра привезти, увезти, режиссёру за пироженкой в супермаркет смотаться, за расходниками быстро съездить. Но чаще всё-таки людей возят. Вот им поспать почти не удаётся.

Зарплаты водителей входят в стоимость аренды вагончиков. В среднем от трёх до пяти тысяч за смену получают.