Найти в Дзене
Вдоль по Питерской

Сумевший поверить алгебру гармонией. Вспоминая Юрия Морозова

На Сестрорецком городском кладбище, на месте, неофициально именуемом "Горой Героев", упокоен великий питерский футбольный тренер Юрий Андреевич Морозов - человек, которого все болельщики, вне зависимости от своего возраста, называли "Дед". Он умер ровно двадцать лет назад - 15 февраля 2005 года. А ещё у него был почётный титул "Отца всех наших побед" - и при этом ни одного трофея, по сути, команды, которые он тренировал, не завоевали. Ведь все российские чемпионства "Зенита" состоялись уже в "послеморозовскую" эпоху, а единственное "золото" чемпионата СССР "Зениту" досталось в 1984 году - тоже через год, после того, как из команды Морозов ушёл. И если мерять исключительно арифметически, то на счету Юрия Андреевича лишь "бронза", полученная питерцами в 1980 году и медали того же достоинства российского чемпионата 2001-го. Но, очевидно, если говорить о Юрии Морозове, то в этом случае действует уже не простая арифметика, а алгебра или даже высшая математика. И его вклад в развитие питерс

На Сестрорецком городском кладбище, на месте, неофициально именуемом "Горой Героев", упокоен великий питерский футбольный тренер Юрий Андреевич Морозов - человек, которого все болельщики, вне зависимости от своего возраста, называли "Дед". Он умер ровно двадцать лет назад - 15 февраля 2005 года.

Болельщики на "Петровском"
Болельщики на "Петровском"

А ещё у него был почётный титул "Отца всех наших побед" - и при этом ни одного трофея, по сути, команды, которые он тренировал, не завоевали. Ведь все российские чемпионства "Зенита" состоялись уже в "послеморозовскую" эпоху, а единственное "золото" чемпионата СССР "Зениту" досталось в 1984 году - тоже через год, после того, как из команды Морозов ушёл. И если мерять исключительно арифметически, то на счету Юрия Андреевича лишь "бронза", полученная питерцами в 1980 году и медали того же достоинства российского чемпионата 2001-го.

Юрий Морозов. Фото bobsoccer.ru
Юрий Морозов. Фото bobsoccer.ru

Но, очевидно, если говорить о Юрии Морозове, то в этом случае действует уже не простая арифметика, а алгебра или даже высшая математика. И его вклад в развитие питерского футбола и, по большому счёту, всего отечественного, надо измерять не количеством завоеванных трофеев или медалей, а подходить с другими мерками. И это прекрасно понимали болельщики уже тогда, в восьмидесятые годы прошлого столетия. И позже - в конце девяностых-начале двухтысячных. И для всех было очевидно, что победа "Зенита" в чемпионате СССР в 1984-м, а также взлёт питерской команды в нулевые - это, во многом, заслуга Юрия Морозова. Ведь именно он закладывал фундамент этих побед, он разглядел таланты воспитанников ленинградской футбольной школы "Смена" Валерия Брошина, Владимира Клементьева, Алексея Степанова, Бориса Чухлова и других молодых ленинградских футболистов. К слову, в том, "бронзовом" составе "Зенита" лишь несколько человек не были выпускниками футбольных школ Ленинграда. Сейчас такое представить просто невозможно.

Ленинградский "Зенит" - обладатель бронзовых медалей сезона 1980 года. Фото fc-zenit.ru
Ленинградский "Зенит" - обладатель бронзовых медалей сезона 1980 года. Фото fc-zenit.ru

А ещё Морозов был наставником молодого Павла Садырина, принявшего у своего учителя "Зенит", когда Юрий Андреевич по просьбе своего друга Валерия Лобановского в 1983 году возглавил киевское "Динамо". Садырин же не стал практически ничего менять, и это почти сразу дало свои плоды - уже через год команда с берегов Невы принимала поздравления с чемпионством.

Павел Садырин. Фото pfc-cska.com
Павел Садырин. Фото pfc-cska.com

Интересно, что тренерская карьера Юрия Морозова начиналась не с работы в клубе, а со сборной. После того, как он закончил играть в футбол - а Морозов на профессиональном уровне (хотя тогда в СССР, конечно же, не было такой профессии "футболист") отыграл практически во всех командах Ленинграда - от "Буревестника" до того же "Зенита" - Юрий Андреевич поступил в аспирантуру Ленинградского научно-исследовательского института физической культуры и стал преподавать в институте имени Лесгафта. К слову, до того, ещё будучи игроком "Адмиралтейца" (в котором Морозов был капитаном и с которым дошёл до полуфинала Кубка СССР), он окончил Технологический институт, но от карьеры инженера отказался практически сразу после получения диплома. Футбол к тому времени стал всей его жизнью, и Морозов поступил на заочное отделение института физкультуры. А после его завершения стал аспирантом этого же института и через три года защитил кандидатскую диссертацию на тему "Предыгровая разминка как форма формирования готовности футболистов к игре". Наверное, его можно назвать пионером применения научного подхода к тренировочному процессу в футболе в нашей стране.

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта

Уже когда Морозов стал кандидатом педагогических наук, он вернулся в ставший для него родным "Зенит" - там как раз в это время создавалась научная бригада, которая должна была на основе исследований физических тренировочных нагрузок давать рекомендации тренерам. То, что сейчас нам кажется очевидным - научный подход к организации тренировок - в начале семидесятых только зарождалось. А в 1972 году, когда "Зенит", а вместе с ним и Юрий Морозов, были на предсезонных сборах в Самарканде, он познакомился с Константином Бесковым. Тогдашнему тренеру московского "Динамо" понравился подход Морозова к процессу тренировок, и впоследствии, когда в 1974-м Бесков был назначен главным тренером сборной СССР, он пригласил того в свой штаб. Так и получилась, что сначала Морозов стал тренировать сборную, а уже потом, в 1977 году, стал тренером клуба.

Этим клубом стало ленинградское "Динамо". Интересно, что тогда именно "Динамо" стало рассматриваться ленинградскими властями в качестве основной футбольной команды "города трёх революций". Причиной стал тот факт, что тогдашний "Зенит", как правило, болтался во второй половине турнирной таблицы, балансируя на грани вылета из высшего дивизиона: 14-е место из 16 в 1970-м, 13-е - в 1971-м, 7-е - в 1972-м, 11-е - в 1973-м, 7-е - в 1974-м, 14-е - в 1975-м... Вот в Смольном и решили, что пора что-то менять. И перемены должны были произойти радикальные - вместо "Зенита" всё внимание властей должно было сосредоточиться на "Динамо" - второй городской футбольной команде, которая сезоном ранее оформила прописку в первой всесоюзной лиге. В "Динамо" и был приглашён в качестве главного тренера Юрий Морозов. А ещё туда перешла чуть ли ни половина игроков "Зенита": Анатолий Зинченко, Георгий Хромченков, Владимир Гончаров, Алексей Стрепетов, Александр Николаев, Владимир Пронин. Интересно, что во многих энциклопедиях, включая ту же Википедию, написано, что Морозов возглавил "Динамо" анонимно и инкогнито. На самом деле, как вспоминал игрок "Динамо" Алексей Стрепетов, всё было несколько иначе:

Нам он был представлен как главный тренер, а возглавлявший ранее "Динамо" Анатолий Васильев стал начальником команды. Придя в команду, Юрий Андреевич поменял весь тренировочный процесс. По именам у нас была очень солидная компания. Вполне могли составить конкуренцию тогдашнему "Зениту", но в Смольном отдали приоритет "сине-бело-голубым".

Да, уже к окончанию первого круга в Смольном своё решение переиграли, "Зенит" снова стал главной командой Ленинграда, а "Динамо" заняло 13-е место, и уже следующий сезон завершило на предпоследнем месте и из первой лиги вылетело. Впрочем, к тому времени Морозов уже команду не тренировал - с 1978-го он стал главным тренером "Зенита". Это был его первый приход в команду - и именно тогда он влюбил в себя всех болельщиков Северной столицы. Морозову удалось сломить некий комплекс футбольной неполноценности - ведь у "Зенита" за всю его к тому времени полувековую историю был лишь один значимый успех - завоевание Кубка СССР в 1944-м году, ну, а о его месте в футбольной иерархии Советского Союза в первой половине семидесятых я уже говорил.

Первые два года у нового главного тренера ушли на формирование команды. При этом Морозов был абсолютно уверен в силе футболистов, прошедших подготовку в ленинградских спортивных школах. Юрий Желудков, Владимир Долгополов, Юрий Герасимов, Сергей Веденеев - их всех разглядел Юрий Морозов, пригласил в "Зенит", где они и другие выше мной названные молодые ленинградские игроки составили костяк команды на многие годы. А уже на третий год руководства командой Морозовым "Зенит" добился первого успеха, завоевав "бронзу" чемпионата СССР. Впервые в своей истории поднявшись на пьедестал.

А о тренировках, которые проводил Морозов, ходили легенды. Дмитрий Баранник, пришедший в "Зенит" в 1981 году, через много лет вспоминал:

Тренировочный процесс был такой, что до сих пор не понимаю, как я мог его выдержать. Ты вставал в семь утра. Никакого завтрака. У тебя мерили давление, брали ещё какие-то тесты. Тут же – часовая тренировка на пляже или в парке. И какая тренировка – "от ножа"! Двадцать минут разминки, а затем полчаса беговых или прыжковых упражнений на песке. Или камни здоровенные друг другу кидаешь – и попробуй не поймай. Вприсядку даже плясали – как только тренеры ни изгалялись. Но та прыгучесть и сила, которые тогда были во мне заложены, сыграли свою роль. Уже когда я приехал играть в Норвегию, все тесты показали, что в 30-летнем возрасте я готов намного лучше, чем молодые местные игроки.
Дмитрий Баранник. Фото vk.com
Дмитрий Баранник. Фото vk.com

Через четыре года - в 1984-м - "Зенит" смог стать и чемпионом страны. Но привёл команду к этому успеху уже ученик Морозова Павел Садырин. Морозов к тому времени транзитом через киевское "Динамо" оказался в ЦСКА. В "Динамо" он оказался, когда Спорткомитет СССР запретил Валерию Лобановскому совмещать тренерскую работу в Киеве и сборной СССР, и тот выбрал сборную, попросив Морозова принять "Динамо". В первый свой приход Морозов тренировал "Зенит" пять лет - до конца сезона 1982 года. А уже в начале 1983-го Морозов, как я выше писал, по просьбе Валерия Лобановского принял киевское "Динамо". Морозов познакомился с Лобановским ещё в 1974 году, когда они оба проходили стажировку перед чемпионатом мира на базе голландской сборной. Так случилось, что жили они в одной комнате, много спорили на футбольные темы и очень сдружились.

Но в Киеве у Морозова не задалось. Команда заняла лишь седьмое место в чемпионате, и когда не выполнившего задачу в сборной Лобановского оттуда уволили - наша команда не смогла выйти в финальную стадию чемпионата Европы - и Валерий Васильевич вновь возглавил родное "Динамо", Морозов, возможно даже вздохнул с облегчением. К слову, на следующий сезон киевляне были в итоговой таблице лишь десятыми. Ну, а Юрий Андреевич отправился в Москву - вытаскивать из увязшего в болоте ЦСКА.

За полтора года - с середины 1982-го по конец 1983-го у красно-синих было три главных тренера. Морозов стал четвёртым. Начал он с кардинальных перемен в составе - из команды было отчислено тринадцать игроков. Но это не особо помогло - ЦСКА занял последнее место и впервые в своей истории вылетел в первую лигу. Особенно обидно было, наверное, Морозову видеть в это время, что в Ленинграде "его" "Зенит" празднует чемпионство. Впрочем, руки Морозов не опустил и уже через два сезона вернул армейцев в элиту советского футбола. Но, наверное, это даже и не главное. Он и в ЦСКА показал то, что показывал в "Зените" - раскрыл множество талантов. Именно при нём в основе команды появились Вальдас Иванаускас, Валерий Шмаров, Владимир Татарчук, Дмитрий Кузнецов, Сергей Колотовкин, Игорь Корнеев.

А по окончании сезона 1987 года Морозова из ЦСКА уволили - ведь команда вновь оказалась в первой лиге. Но нет худа без добра - вновь возглавивший в 1986 году сборную СССР Валерий Лобановский пригласил Морозова в качестве своего помощника. Сборная отобралась на чемпионат Европы-1988, где заняла второе место, уступив в финале сборной Голландии. А Морозову было присвоено звание заслуженного тренера СССР.

Франц Беккенбауэр, Валерий Лобановский и Юрий Морозов на чемпионате Европы-1988. Фото sports.ru
Франц Беккенбауэр, Валерий Лобановский и Юрий Морозов на чемпионате Европы-1988. Фото sports.ru

Ну, а после провала советской сборной на мировом чемпионате 1990 года, где наша команда не смогла выйти из группы, тренерский штаб был расформирован, и Морозов уехал работать в Ирак - он стал главным тренером сборной этой страны. Правда, через несколько месяцев там началась война, и он вынужден был возвратиться на родину. Тогда и состоялся его второй приход в "Зенит".

А "Зенит" ещё по окончании сезона 1989-го года - всего через пять лет после своего чемпионства - оказался в первой лиге, где тоже влачил довольно жалкое существование. Наверное, именно в то время стала популярной частушка:

Был когда-то наш "Зенит" повсеместно знаменит,
а теперь игра в "Зените" не игра, а извините.

Сезон 1990-го он закончил на 18-м месте из 20. Клубу не оказывалась поддержка ни властями города, ни шефами, каковыми тогда официально являлось Ленинградское оптико-механическое объединение (ЛОМО). Правда, в конце лета 1990 года был создан клуб, первым президентом которого был избран известный футбольный комментатор Владислав Гусев. В число учредителей вошла Ассоциация промышленных предприятий Ленинграда. Предполагалась, что около сорока крупнейших предприятий города будут отчислять "Зениту" финансовые средства, А также выдавать из своих фондов определенное количество квартир. Но заставить это сделать в те времена уже было нельзя - советы трудовых коллективов просто накладывали вето на решения директоров.

Владислав Гусев. Фото sport24.ru
Владислав Гусев. Фото sport24.ru

Из команды при первой же возможности уходили футболисты. И когда Морозов принял клуб, в штатном расписании числилось лишь семь футболистов. Но он сразу же публично заявил о цели на сезон - выход в высшую лигу. И... в итоговой таблице сезона 1991 года "Зенит" расположился на восемнадцатой строчке. Что означало вылет уже из первой лиги во вторую.

Алексей Большаков, Владимир Путин и Анатолий Собчак на матче "Зенита". Фото m.fotostrana.ru
Алексей Большаков, Владимир Путин и Анатолий Собчак на матче "Зенита". Фото m.fotostrana.ru

Впрочем, на следующий год "Зенит" всё же играл в высшей лиге. Правда, это был уже не чемпионат СССР, а чемпионат России - обрётшие независимость бывшие союзные республики с 1992 года стали проводить свои чемпионаты. В высшую российскую лигу в сезоне-1992 вошло 20 команд - все игравшие в высшей и первой союзных лигах и даже три клуба из второй. Но чудом оказавшийся в элитном российском дивизионе клуб с берегов Невы в том же 1992 году его покинул. Но Морозов к этому уже не был причастен - перед самым началом сезона он подал в отставку:

Оказавшись перед стеной непонимания, я сделал всё, чтобы привлечь внимание к нуждам футболистов и тренеров. Мне надоело в одиночку биться об эту стенку головой, я пошёл ва-банк и проиграл. Но никак не пойму, кто же всё-таки выиграл.

Третий и последний приход Юрия Морозова в "Зенит" в качестве тренера состоялся в 2000 году. Причём сначала он стал вторым тренером - помощником своего бывшего ученика Анатолия Давыдова. Но уже через несколько месяцев произошла своеобразная рокировка, и Морозов снова стал главным. Именно он решил резко омолодить состав, пригласив в команду никому не известных юношей Александра Кержакова, Максима Астафьева, Андрея Аршавина, Вячеслава Малафеева.

Полузащитник питерского "Зенита" в 1999-2002 годах Борис Горовой вспоминал:

Юрий Андреевич прививал нам привычку побеждать. Мы стремились выигрывать в каждом матче. В 2001 году мы долго боролись за чемпионство и на второе место могли рассчитывать, если бы "Спартак" в последнем туре на последних секундах не проиграл "Локомотиву" – 1:2. Но, главное, Юрий Андреевич развивал футболистов, что сегодня совершенно не делает "Зенит". Повторюсь, ни один клуб мира, а тем более такой, как "Зенит", не должен существовать без местных звёзд.
Борис Горовой. Фото mirtesen.ru
Борис Горовой. Фото mirtesen.ru

Да, ставка на одарённую молодёжь сработала почти сразу. Хотя поначалу в того же Кержакова никто, кроме Морозова, не верил. Нынешний обладатель рекордного количества забитых за "Зенит" голов, почти весь первый круг не мог распечатать ворота соперников. Но тренер продолжал доверять восемнадцатилетнему форварду.

Александр Кержаков  и Андрей Аршавин. Фото sports.ru
Александр Кержаков и Андрей Аршавин. Фото sports.ru

И "Зенит" в 2001 году повторил свой первый успех двадцатилетней давности, вновь завоевав "бронзу" чемпионата страны. И, казалось бы, ничего не помешает развить этот успех. Но весной следующего года Юрий Андреевич тяжело заболел, попал в больницу с сердечным приступом и летом 2002-го ушёл по состоянию здоровья с поста главного тренера "Зенита".

Телекомментатор Геннадий Орлов так оценил вклад Юрия Морозова в развитие отечественного футбола:

Морозов предвидел многое в футболе даже не на годы, а на десятилетия вперёд. Помню, в 80-м году была в "Зените" пара нападающих – Клементьев и Герасимов. Он всё время говорил им: "При потере мяча вы должны, как бультерьеры, бросаться на защитников, чтобы выгрызть обратно этот мяч". И научил их! А ведь это – принцип футбола XXI века.
Юрий Морозов. Фото fc-zenit.ru
Юрий Морозов. Фото fc-zenit.ru

Юрий Андреевич Морозов умер на семьдесят первом году жизни после тяжелой и продолжительной болезни 15 февраля 2005 года. Девятнадцатого февраля на стадионе "Петровский" прошла гражданская панихида. Кстати, здесь же, на фасаде у входа на 1-й сектор стадиона 13 мая 2005 года - в день 75-летия великого тренера - на средства, собранные футбольными болельщиками, была открыта мемориальная доска в память Юрия Морозова.

Табличка на стадионе "Петровский"
Табличка на стадионе "Петровский"

Выдающийся тренер был похоронен на Сестрорецком кладбище рядом со своими родителями.

Могила Юрия Морозова
Могила Юрия Морозова

Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.

А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.

Кстати, так как надо шагать в ногу с прогрессом (и не совсем понятно, что дальше будет с Дзеном), я завёл свой Телеграм-канал. Пока буду в нём дублировать материалы Дзена, но в дальнейшем планирую постепенно переходить на Телеграм. Так что, если не хотите меня потерять, подписывайтесь в Телеграме, пройдя по этой ссылке - Телеграм-канал "Вдоль по Питерской".

Так же хочу попросить своих подписчиков подписаться и на мой канал в Ютубе. Правда, он называется не так, как остальные мои аккаунты в соцсетях - Chester Field. Но всё равно - подписывайтесь. Для этого вам надо всего лишь кликнуть по названию канала, перейти на него и там подписаться. Всё просто.

Ну, а если кто-то желает выразить благодарность автору и поддержать канал материально, то вы можете перевести небольшую сумму на карту 2204 2401 3299 0229, Озон-банк.