В 2024 году исполняется 210 лет со дня рождения русского поэта золотого века Михаила Юрьевича Лермонтова. Как он успел сделать так много для русской литературы за столь короткую жизнь, каким в поэзии Лермонтова запечатлен Кавказ и почему «Герой нашего времени» — предтеча всех русских романов, рассказывает профессор Южного федерального университета.
На жизнь поэта
Михаил Юрьевич Лермонтов прожил неполных 27 лет и оставил о себе противоречивые воспоминания. Доктор филологических наук, профессор кафедры отечественной и зарубежной литературы Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ Анна Кузнецова рассказала, что кому-то поэт казался весельчаком и заводилой в разных шалостях, кому-то – очень замкнутым и скучным человеком.
«Действительно, лермонтовская личность очень сложна для создания какого-то целостного портрета, сведения о его характере весьма разноречивы. Одно здесь ясно – на Лермонтова всегда обращали внимание окружающие, и его присутствие особенным образом воздействовало на них», — рассказала Анна Кузнецова.
Поэт родился в ночь со 2 на 3 октября (15 октября по новому стилю) 1814 года. Мать его умерла в 1817 году от чахотки на 22-м году, отца мальчика – своего зятя – Елизавета Алексеевна Арсеньева, урождённая Столыпина, никогда не жаловала, а после смерти единственной дочери и вовсе запретила Юрию Лермонтову видеться с сыном, занималась воспитанием внука она сама. Лермонтов доставлял немало хлопот своим учителям: хоть и был очень умён, рос избалованным мальчиком — бабушка не жалела на его воспитание и образование ни сил, ни денежных средств. Когда Лермонтов поступил сперва в Московский университет, а затем в юнкерскую школу, бабушка и в Москве, и в Петербурге была рядом с любимым внуком. Елизавета Арсеньева была ценителем сочинений Лермонтова, и он всегда мог смело положиться на неё в своих литературных делах.
«Выступаем мы, бывало: эскадрон выстроен; подъезжает карета старая, из нее выглядывает старушка и крестит нас: «Лермонтов, Лермонтов! — бабушка». Все юнкера, его товарищи, знали ее, все ее уважали и любили. Во всех она принимала участие», — напишет в своих мемуарах сослуживец Лермонтова Александр Тиран.
В эти годы Михаил начинает появляться в светском обществе и мгновенно приобретает славу остроумного и язвительного человека. Знавший Лермонтова ещё по Московскому университету Виссарион Белинский недоумевал: «Сомневаться, что Лермонтов умён, было бы довольно странно; но я ни разу не слыхал от него ни одного дельного и умного слова. Он, кажется, нарочно щеголяет светской пустотой».
Догадка Белинского подтверждается после разговора с Лермонтовым один на один: «В словах его было столько истины, глубины и простоты! Я в первый раз видел настоящего Лермонтова, каким я всегда хотел его видеть! Сколько эстетического чутья в этом человеке! Какая нежная и тонкая поэтическая душа в нём! Мне, наконец удалось-таки его увидеть в настоящем свете».
Того же мнения было всё лермонтовское окружение: добрый и душевный человек по своей природе, Михаил, оказываясь на публике, немедленно начинал паясничать и вести себя в презрительной ко всем манере, чтобы скрыть свою застенчивость и недоверчивость.
Фрейлина русского императорского двора Александра Смирнова-Россет, пытаясь объяснить характер Лермонтова Александру Пушкину, записала для него следующий диалог между её братом Осипом и Лермонтовым:
— Ты семь раз вздохнул в продолжение двадцати минут. Право, ты напоминаешь пароход, отходящий в Кронштадт, можно подумать, что ты любишь графиню Эмилию на всех парах, — подшучивал Осип Россет.
— Ты нравишься женщинам, ты очень красивый мальчик, настоящий херувим, а я некрасив, неловок и вдобавок плохо танцую. Я понимаю, что на балах я поэтому много проигрываю. Когда я приглашаю дам, они строят мне кислые гримасы, — наивно отвечал Михаил Лермонтов.
— Не правда ли, Лермонтов самый глупый человек в Петербурге? Он поэт, будет знаменит и не понимает, что красавицы, по которым он теперь вздыхает, будут в восторге иметь возможность сказать когда-нибудь, что во времена их молодости, в счастливые дни их красоты и блеска, Лермонтов воспевал их.
— А может быть, они, эти дамы, не любят поэзии.
Пушкин на это письмо отвечал, что Лермонтов ещё очень молод и не отдаёт себе отчёта в своём таланте.
«Безусловно, Лермонтов был самокритичен и очень строг в оценке собственного творчества. Это ясно из его отношения к собственным произведениям: ранние поэтические опыты, созданные до 1837 года, он вообще не считал нужным публиковать. Только несколько своих ранних стихотворений он выбрал для публикации в единственном прижизненном сборнике «Стихотворения М. Лермонтова». При этом для нас ценны и ранние его поэмы — для понимания вклада Лермонтова в разработку национальной проблематики в русле русского романтизма», — поделилась Анна Кузнецова.
Тот, кто мог заменить нам Пушкина
Пушкин не успел познакомиться с Лермонтовым лично, хотя они имели поразительное количество общих знакомых. Александр Сергеевич полагал, что, как и ему самому в молодости, Лермонтову помогла бы сконцентрироваться на литературе кратковременная изоляция, например ссылка в деревню. Он оказался прав: свои лучшие произведения Лермонтов напишет во время ссылки на Кавказ, где окажется уже после смерти Пушкина и из-за смерти Пушкина.
2 марта 1837 года Михаил Юрьевич был арестован за стихотворение «Смерть поэта», послужившее началом следствия по делу о «непозволительных стихах», за которым наблюдал сам император.
Первые 56 строк Лермонтов написал еще за день до смерти Александра Сергеевича, когда распространился слух о его кончине. Уже тогда, по свидетельству писателя Ивана Панаева, «стихи Лермонтова переписывались в десятках тысяч экземпляров, перечитывались и выучивались наизусть всеми». Даже наследник и будущий император Александр II одобрительно отозвался о стихотворении. Шеф корпуса жандармов и начальник III отделения Александр Бенкендорф, ознакомившись с ними, решил, что «самое лучшее на подобные легкомысленные выходки не обращать внимания, тогда слава их вскоре померкнет».
Когда же последовали заключительные 16 строк, начинавшиеся со слов «А вы, надменные потомки...», его мнение резко изменилось: «Вступление к этому сочинению дерзко, а конец — бесстыдное вольнодумство, более чем преступное». Император Николай I на этот доклад наложил резолюцию: «...старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он...».
Лермонтова ждала каторга, но бабушка добилась через влиятельных родственников более мягкого наказания – отправки в Нижегородский драгунский полк, участвующий в военных действиях на Кавказе. При этом положительный эффект от стихотворения «Смерть поэта» был несоизмерим с наказанием — поэтическая слава и негласный статус преемника Пушкина.
«Исследователи обычно говорят о гармоничности Пушкина, основанной у него на метафоричности творческого мышления, и дисгармоничности Лермонтова, опирающейся на контрастность романтического метода. Но все же такое утверждение довольно схематично. Отличия пушкинской и лермонтовской поэзии – это отличия, продиктованные не только личностными различиями поэтов, особенностями их гениальности, но и разными эпохами в развитии русской поэзии», — отметила Анна Кузнецова.
Она добавила, что Лермонтов ориентирован всегда на исповедальный монолог, это ощутимо в произведениях самых разных жанров. Его поэзия насыщена постоянной активностью, антитезами, эмоциональной напряженностью, зрительными впечатлениями. Все это постепенно превращается в интенсивность образности и смыслов.
«В целом Лермонтов в большей степени обращен к внутреннему миру своего лирического героя, но он к тому же еще и поэт мысли. И, конечно, необходимо всегда помнить о том, что Лермонтов совершенствует сами возможности русской поэзии, он развивает трехсложные размеры: амфибрахий, дактиль, анапест, – помимо двусложных ямба и хорея, которые были в большей степени популярны в пушкинскую пору. Лермонтов реконструирует тонический стих — такова поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», использует белый стих и даже пишет ритмизированной прозой», — объяснила Анна Кузнецова.
С Кавказа Лермонтов на два года возвращается в петербургский свет, активно печатается в журнале «Отечественные записки» . После участия в дуэли с сыном французского посла Эрнестом де Барантом он снова оказывается на Кавказе, сражается в битве на реке Валерик, заканчивает роман «Герой нашего времени» .
К 1840 году Лермонтов состоялся как личность и как писатель: он знает себе цену как поэт, но не гонится за славой, он много работает над совершенствованием своего стиля и стиха. В его записной книжке стихотворения, за которые ему уже не стыдно: «Утес», «Сон», «Пророк», «Листок» и «Выхожу один я на дорогу…», а в планах издание собственного журнала.
Но планам не суждено сбыться: по пути в новое расположение своего полка Лермонтов, как в юности, впадает в язвительное настроение и непрерывно подшучивает над отставным майором Николаем Мартыновым, что тот, находясь в отставке, продолжает носить военную форму, чтобы кичиться перед дамами.
Дуэль состоялась 27 июля 1841 года у подножия горы Машук вблизи Пятигорска. По свидетельствам очевидцев, Лермонтов демонстративно выстрелил в воздух, однако Мартынов был слишком обижен, чтобы проявить такое же великодушие, и поэт был убит выстрелом в грудь навылет.
Когда император России Николай I узнал о смертельной дуэли, он первым делом выпалил: «Туда ему и дорога». А потом произнес, совершенно другим голосом: «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».
От ученических поэм до венценосного романа
Единственным прижизненным сборником Лермонтова стали «Стихотворения М. Лермонтова» , опубликованные в 1840 году тиражом 1000 экземпляров. В сборник вошли две поэмы автора — «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» и «Мцыри», а также 26 стихотворений.
«Лермонтов создает философско-медитативную, гражданско-патриотическую, пейзажную лирику, однако пейзажи в его стихотворениях – это не просто картины, передающие состояние природы в определенный сезон, но это отправная точка для построения глубоких философских обобщений. Ценность его творчества также в том, что он создал исчерпывающий портрет своего поколения. Читать лермонтовские произведения можно в любом порядке, но для верного понимания эволюции поэта надо начинать, разумеется, с ранней лирики 1828 – 1836 годов», — рекомендует Анна Кузнецова.
Основная часть поэм Лермонтова приходятся на юношеский период, их сам поэт считал слабыми, и мы должны принимать его мнение во внимание, потому что ранние лермонтовские поэмы действительно по большей части ученические. В них Лермонтов только пробует свое перо, использует наиболее удачные строки и целые фрагменты без изменения в нескольких произведениях: это так называемые самоповторения. Среди наиболее удачных обычно называют поэмы, посвященные русскому средневековью: «Последний сын вольности» (1831), «Литвинка» (1832), «Боярин Орша» (1835 – 1836), а также кавказские поэмы: «Измаил-бей» (1832), «Хаджи Абрек» (1833), «Аул Бастунджи» (1833 – 1834).
«Центральной идеей в восприятии Лермонтовым Кавказа является идея личной и национальной свободы, верности своему слову, ценности дружбы. Это еще и воспевание беспрецедентной смелости, отваги, мужества. Причем зачастую Лермонтов подчеркивает следование этим идеалам в отношении к представителям горских народов, а не к русской армии. На Кавказе творчество Лермонтова очень любят за его цельность и верность долгу», — поделилась Анна Кузнецова.
Михаил Лермонтов продолжает традицию философско-медитативной поэзии, заложенную в русской литературе Евгением Баратынским и Петром Вяземским. И понять саму сущность лермонтовской поэзии, ее ценность для поколений читателей можно только через восприятие самого поэта как поэта мысли.
«Лермонтов – поэт глубоко русский, потому что он из всех русских поэтов первой половины XIX века единственный смог передать противоречивость русского национального характера, сложное отношение человека мыслящего, представителя дворянской интеллигенции к Родине, с одной стороны, и к государству, власти, с другой», — подчеркнула Анна Кузнецова.
В русской литературе у Лермонтова не было прямых наследников. Его творчество было широко популяризировано только в последние десятилетия XIX века, а научные подходы к изучению лермонтовского наследия начинают развиваться только в середине ХХ века. Наиболее значительным изданием поэта стали «Сочинения М. Ю. Лермонтова» под редакцией П.А. Висковатого, выпущенные к 50-летию со дня смерти Лермонтова в 1891 году. С этого издания популяризация лермонтовского творчества все более возрастает, а представители русского Серебряного века мистифицируют личность Лермонтова, объявляя его своим предтечей.
В ХХ веке наиболее значительную роль в популяризации Лермонтова сыграл советский писатель и телеведущий Ираклий Андроников, не только занимавшийся серьезными научными изысканиями, становившийся редактором и автором вступительных статей к собраниям сочинений Лермонтова, но и выступавший с устными рассказами на радио и телевидении, в концертах.
Главный абьюзер русской литературы
Роман «Герой нашего времени» – первый социально-психологический роман в русской литературе, в котором автору удалось показать сложное сочетание разноречивых черт в человеке. Усилия Лермонтова были направлены на то, чтобы читатель не знал, как именно надо относиться к Печорину: симпатизировать ему, недоумевать по поводу его реакций на что-либо или странных поступков, сострадать герою или порицать его.
«И, разумеется, можно любить роман, но весьма холодно относиться к главному герою. А Лермонтов и не настаивал на любви читателя к Печорину, когда указывал на порочность натуры своего героя и писал: «Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины». У каждого читателя свой Печорин, и можно его любить и не любить, но понять мотивацию его поступков – это то, для чего вообще Лермонтов создает свой роман», — отметила Анна Кузнецова.
Полезно прочитать и авторское предисловие к роману: в нем Лермонтов разъясняет неразвитому тогда в литературном отношении русскому читателю саму природу образа Печорина. Лермонтов пишет: «История души человеческой... едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа», и в образе Печорина он раскрывает многомерность личности, сложность человеческой природы, необъяснимость и немотивированность поступков, воздействие природных задатков, которые оказываются не всегда положительными для жизни и судьбы личности.
Лермонтову удается показать сам процесс развития общественного и личностного сознания, придав этому уникальную форму – пять повестей, объединенных образом Печорина, но лишенные хронологической последовательности, как бы перемешанные, как карты в колоде, сохраняют художественную целостность за счет концентрированной философичности и насыщенной авантюрности, выраженного новеллистического начала с неожиданными сюжетными коллизиями.
«В плане сложности и многомерности разработки всех образов романа в русской литературе Лермонтова никто не смог превзойти. Никто не смог повторить сложную композицию, направленную не только на то, чтобы показать с разных точек зрения главного героя, но и на то, чтобы воплотить идейно-тематическую сферу: человек и судьба, человек и его предназначение, цель и смысл человеческой жизни, ее возможности и действительность, свобода воли и необходимость. В романе «Герой нашего времени» можно увидеть и истоки «диалектики души» – творческого метода Льва Толстого, и полифоничность «Великого пятикнижия» Фёдора Достоевского», — рассказала Анна Кузнецова.
Память о Лермонтове
Вокруг имени Лермонтова всегда много было домыслов и слухов, вплоть до рассуждений о провидческом даре поэта, о его мистическом гении. Понятно, что так называемые предсказания ранней смерти в произведениях Лермонтова – это скорее дань литературной моде, нежели некие откровения. Но интуиция у Лермонтова была, конечно, развита, как и у любого творческого человека, и тем более интуитивное познание мира свойственно гениям, каким он, безусловно, и был.
Наиболее авторитетным источником о его жизни, научно доказательным и исторически достоверным, является Лермонтовская энциклопедия, подготовленная коллективом видных ученых-лермонтоведов (И.Л. Андроников, В.Г. Базанов, А.С. Бушмин, В.Э. Вацуро, В.В. Жданов, М.Б. Храпченко, главным редактором стал В.А. Мануйлов) и изданная в 1981 году издательством «Советская энциклопедия». Выходу Лермонтовской энциклопедии предшествовал сборник «М.Ю. Лермонтов Исследования и материалы», изданный в Ленинградском отделении издательства «Наука» в 1979-м году. В нем представлены изыскания, направленные на раскрытие многих проблем, связанных с изучением биографии Лермонтова, которую пришлось собирать буквально по крупицам, ведь прежде, чем вышла из печати в 1884-м году знаменитая монография П.А. Висковатого «М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество», прошло более сорока лет после смерти Лермонтова, и часть свидетельств или документов, рукописей поэта были утеряны либо находились в частных коллекциях.
«В целом отечественное лермонтоведение очень внимательно к разным подробностям, что создало плодотворную научную традицию», — подытожила Анна Кузнецова.
Анна Владимировна также привела свои любимые цитаты и выдержки из творчества Михаила Лермонтова:
«Человек, который непременно хочет чего-нибудь, принуждает судьбу сдаться» (Из драмы «Странный человек» (1831));
«Поверь мне – счастье только там,
Где любят нас, где верят нам» (Из поэмы «Хаджи Абрек» (1833));
«Есть сила благодатная
В созвучье слов живых» (Из стихотворения «Молитва» (1839));
«На мысли, дышащие силой,
Kак жемчуг, нижутся слова»
(Из поэтической декларации зрелого периода лермонтовского творчества – стихотворения «Журналист, читатель и писатель» (1840)).
И, конечно, из романа «Герой нашего времени» – начало повести «Княжна Мери»:
«Вчера я приехал в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука: во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в пять часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике. Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками. Вид с трех сторон у меня чудесный. На запад пятиглавый Бешту синеет, как "последняя туча рассеянной бури"; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона; на восток смотреть веселее: внизу передо мною пестреет чистенький, новенький городок, шумят целебные ключи, шумит разноязычная толпа, – а там, дальше, амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльборусом... Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине - чего бы, кажется, больше? - зачем тут страсти, желания, сожаления?».
К юбилею Михаила Лермонтова Институт филологии, журналистики и межкультурных коммуникаций ЮФУ и Издательский дом «МедиаЮг» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив запустили проект «Поэт поколений».
До конца года в рамках проекта выйдут 20 подкастов, 5 видеоподкастов и цикл статей о Лермонтове. Также на улице Лермонтовской в Ростове-на-Дону уже появились граффити с поэтом.
Автор текста: Алексей Романенко