Найти в Дзене
Дважды аутизм

Расскажите, пожалуйста, дети не убегают в общественных местах, осознают опасность?

Сейчас не убегают. 

Тиму восемь лет. Эле пять
Диагноз аутизм

Но так было не всегда. Они убегали. Причем, по разным причинам. Эля считала это забавным. Она не ведала страха. Не осознавала опасность и возможность потеряться. 

За руку она не ходила. И это очень усложняло походы по магазинам вместе с ней. Она неслась вдоль прилавков. Мы неслись за ней, в страхе ее потерять. 

Муж уже подыскивал в интернете браслет, по которому можно отслеживать локацию ребенка, да произошел случай, который встряхнул Элю и привел ее в более-менее нормальное состояние. 

Мы были в Икеи. Эля, как обычно, вырвалась и стартанула в сторону полок. Она залезла на стеллаж, легла там и спряталась за товаром. 

Муж следовал за ней. Но Эля не видела папу. Вероятно, она ожидала, что сейчас мы ее, как обычно, вытащим из полки. А, возможно, она и ничего не ожидала. Просто делала и все. 

Но в этот раз муж не подошел к ней. Он стоял в сторонке и наблюдал, что Эля будет делать дальше. Эля не шевелилась. Так она пролежала минут 10-15, не издавая ни одного звука. 

Муж, наконец-то, подошел и вытащил ее со стеллажа, взял на руки. 

Эля вцепилась в папу и начала горько плакать. 

После этого, кажется, у нее произошло понимание, что можно потеряться и с ней стало значительно легче. Потихоньку мы совсем изжили ее привычку убегать. 

С Тимом было все иначе. Он не убегал. Но и не следовал за нами. Не ходил за руку. Ему вообще было не интересно, куда мы идем. И где он находится. Он был занят своими мыслями. 

Потеряться Тим тоже не боялся. Людей он не стеснялся. О мнении окружающих не беспокоился. Делал то, что ему было удобно на данный момент. 

С Тимом была другая проблема. Он мог испугаться громкого звука и шарахнуться от его источника. Невозможно было даже предположить, где Тим окажется в этот момент. В момент страха. 

Поэтому, мы никогда не оставляли Тима без присмотра и около дороги не выпускали его руку из своей. 

Сейчас я бы могла сказать, что он ведет себя адекватно. Мы не держим его за руку. Не следим за ним. Он отслеживает наше движение и идет за нами. На дороге и парковке смотрит по сторонам. В магазине не отстает. В бассейне предупреждает, если ему нужно выйти. 

Но, весной этого года произошел случай, после которого я поняла, что полагаться на Тима адекватность нельзя на 100%. И бдительность терять нельзя. Случиться может всякое. И какая реакция произойдет у Тима, предугадать невозможно. 

В марте мы ездили в музей. Я хотела сводить его в планетарий. 

Была уверенна, что ему будет интересно. Тим же сопротивлялся, не желая туда идти. 

Закончилось все срывом. Тим убежал наверх (мы были в подвальном помещении). Я от него совершенно не ожидала такого поведения и до последнего была уверенна, что сейчас он оглянется и остановится, увидев, что я не следую за ним. 

А Тим в тот раз не оглянулся. Он бежал дальше не останавливаясь. 

Когда я поняла всю серьезность ситуации, я бросилась за ним. Поднялась на первый этаж. Передо мной был выход на оживленную улицу. Тима я нигде не видела. 

Очень скоро я его нашла. Он был в здании. На улицу не вышел. 

Но в тот момент, натерпевшись страха, я поняла, что полагаться на адекватность Тима нельзя. 

Более того, я не уверенна на 100%, что это пройдет с возрастом. Насколько бы Тим ни стал самостоятельным, никто не может гарантировать, что какая-то сложная ситуация, не может лишить его возможности здраво мыслить. Когда случится срыв и эмоции завладеют телом. 

Хотя, однозначно, с возрастом раздражителей становится все меньше и меньше. Это первое. 

А второе, Тим начал понимать и избегать раздражающие факторы. 

Например, он без срыва может сказать на физкультуре, что устал и попросить выйти из класса. 

Сейчас он может уйти в другую комнату, когда его раздражает Эля. 

Раньше он лез на этот раздражитель. Крича и требуя, чтобы «это» прекратилось. Или же, просто не понимал и находился в раздражающей его обстановке слишком долго. В результате чего случался срыв. 

На данный момент, у Тима не бывает срывов. Конечно, мы не исключаем их возникновения снова. Например, скоро нам предстоит перелет на самолете, смена климата и обстановки. И в этом случае мы снова не можем полагаться на адекватность Тима. 

Но, я уверенна, что такие ситуации необходимо создавать в жизни аутистов. Иначе, постоянно находясь в комфортных условиях, они никогда не научатся приспосабливаться к этому миру. 

Конечно, Тим никогда не перестанет быть аутистом. Но он запросто может научиться жить жизнью, максимально приближенной к самостоятельной. 

Поэтому, наша задача сейчас, как можно больше вливать его в это общество. И создавать жизненные трудности, которые Тим будет учиться преодолевать.