Найти тему
БИЗНЕС Online

Тимур Нагуманов: «Мы живем в ситуации тотальной нехватки ресурсов»

Глава Альметьевска об отношениях с «Татнефтью», темпах ввода жилья и «ворохе проблем» с регоператором «Гринта». Часть 2-я

«Самая дорогостоящая проблема — дороги. Объем финансирования по госпрограммам не позволяет во всех населенных пунктах быстро построить дороги. Но первостепенная задача — обеспечить подъезд к населенному пункту и проезд по одной основной улице», — констатирует глава Альметьевска и Альметьевского района Тимур Нагуманов, ставший гостем интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online». Во второй части разговора он рассказал о трудностях с исполнением бюджета, объяснил, что мешает развитию общественного транспорта в городе и районе, а также удивился, что не все родители учеников в школе «Адымнар» хотят преподавания татарского языка.

   Тимур Нагуманов: «Общий бюджет Альметьевского района — 7 миллиардов рублей. Но дивиденды «Татнефти» — это ощутимая часть».   
Фото: Андрей Титов
Тимур Нагуманов: «Общий бюджет Альметьевского района — 7 миллиардов рублей. Но дивиденды «Татнефти» — это ощутимая часть». Фото: Андрей Титов

«Специфика работы в районе заключается в том, что постоянно что-то случается»

— Тимур Дмитриевич, сложились ли ваши отношения с руководством «Татнефти»?

— Однозначно, сложились. Не скажу, что какие-то супердружеские, но работаем совместно.

— И все же в Альметьевске кто главный — «Татнефть» или мэрия города?

— Мы все в единой команде раиса республики.

— Какая ситуация с бюджетом в Альметьевске в этом году?

— Пока ситуация стабильная, 9-месячный план по поступлению налогов более чем на 100 процентов исполнен. Годовой план планируем перевыполнить. Но есть определенные региональные ограничения, которые создают сложности. Например, сложности с расходованием бюджетных средств — долгий период раскассирования и прохождения процедур (казначейство, смета и прочее). К сожалению, это приводит к тому, что надо держать ситуацию на постоянном контроле. Например, мой заместитель по экономике 2 раза в неделю проводит заседание штаба и вручную разбирает все вопросы.

К некоторым вещам, которые весной планировали сделать, до сих пор не можем приступить, потому что есть сложные бюрократические процедуры. Змея сама себя за хвост кусает, получается. Например, еще в апреле запланировали более чем на 20 миллионов рублей обновить общественные пространства и малые архитектурные формы. Не получается. Больше контроля стало, требования повысились, с кадрами сложности. Очень тяжело найти хорошего сметчика, чтобы он подготовил такую смету, которая любую проверку пройдет. Приходится по 5 раз их переделывать. У тех, кто сметы принимает, тоже текучесть кадров.

— А какой сегодня бюджет у Альметьевского района?

— Общий бюджет Альметьевского района — 7 миллиардов рублей. Но дивиденды «Татнефти» — это ощутимая часть. В период пандемии республика нас поддержала, но и она сама испытывала в то время проблемы. Нам не дали загнуться, но бурно цвести было очень сложно. Трудности с бюджетом мы чувствовали еще некоторое время, а потом маховик начал раскручиваться. У нас появилось ощущение, что все хорошо, но началась СВО. Совершенно новое испытание, очень непростое.

У нас сегодня есть сложности в плане свободного расходования бюджета. Многие планы приходилось чуть-чуть откладывать, трансформировать, находить иные решения. Но специфика работы в районе заключается в том, что постоянно что-то случается. Ни секунды не бывает, чтобы все было спокойно. Муниципальная власть, де-юре даже не отвечая за многие вопросы, де-факто отвечает за все. Например, за здравоохранение отвечает республика, но при первой же проблеме вопросы задают главе и его команде. И это касается абсолютно всех тем и вопросов. Работать интересно — каждый день новые вызовы и задачи.

Считаю, удалось решить много проблем спальных микрорайонов Альметьевска, которые сегодня застраиваются. Например, микрорайон «Западные ворота» после нашего вмешательства стал комфортным для жизни и востребованным. В микрорайоне «Алсу» предстоит еще много работать, там накоплен большой багаж проблем, но многие вопросы мы уже решили. Удалось убедить руководство республики построить там школу «Адымнар». Сложности были, но объект мы построили и запустили.

— Какова доля «Татнефти» в бюджете города и района?

— Муниципальный бюджет в первую очередь формируется из НДФЛ. При этом порядка 60 процентов работающих заняты в нефтяной сфере — «Татнефть», малые нефтяные компании, нефтесервис и так далее. Для нас это и вызов, и подушка безопасности. Сколько бы ни говорили о возобновляемых источниках энергии, нефть и газ меньше потреблять не стали. Как говорят специалисты, от этих энергоносителей человечество не уйдет еще многие десятилетия.

   «Порядка 60 процентов работающих заняты в нефтяной сфере — «Татнефть», малые нефтяные компании, нефтесервис и так далее».   
Фото: «БИЗНЕС Online»
«Порядка 60 процентов работающих заняты в нефтяной сфере — «Татнефть», малые нефтяные компании, нефтесервис и так далее». Фото: «БИЗНЕС Online»

«План на этот год — ввести 125 тысяч квадратных метров жилья»

— Сколько жилья планируется построить? Ваш бывший заместитель Гирфанов говорил, что в черте города просматриваются уже 2,2 миллиона квадратных метров. Это реализация скольких лет, на каких территориях?

— План на этот год — ввести 125 тысяч квадратных метров жилья, без ИЖС. Где-то стройка уже идет, где-то на стадии завершения. У нас много сдерживающих факторов из-за специфики развития города. Но активно работаем, чтобы к выдаче разрешений было готово проработанных проектов еще минимум на 250 тысяч «квадратов».

— После того как часть полномочий муниципалитетов передали минстрою РТ, с выдачей строительных разрешений работа усложнилась?

— Был небольшой затык в начале года, сейчас работа налаживается. Вопросов до сих пор много по поводу переходных проектов, которые нами были начаты. Коллеги из минстроя говорят: «Вы их завершайте». А у нас уже нет полномочий.

— Говорили, что у бизнеса новое строительство тормозилось месяцами.

— Был сложный период, но сейчас такого нет. Поступали вопросы от бизнесменов, но как на это посмотреть. Человек выкупает, например, садовый участок в городской черте. Из разрешенных видов он находит, что там можно разместить медицинский центр. На участок 4–6 соток рисует эскиз, но мы видим, что это никакой не медцентр, а обычный шиномонтаж или магазин у дома. Он обращается в минстрой и пытается получить документы. К сожалению, очень много попыток «хакнуть» систему.

   «План на этот год — ввести 125 тысяч квадратных метров жилья, без ИЖ».   
Фото: almetyevsk.tatarstan.ru
«План на этот год — ввести 125 тысяч квадратных метров жилья, без ИЖ». Фото: almetyevsk.tatarstan.ru

— Как думаете, почему в «Татнефти» высказывают такое мнение, что они передают объекты городу, а город их содержит плохо. Почему так сложилось? Или, может быть, вы не согласны с ними?

— Я скорее не согласен с вашим вопросом, потому что это очень субъективное мнение — нравится или не нравится. Если конкретно кого-то что-то локально не устраивает, надо с этим локально разбираться. Местами нас самих не устраивает содержание некоторых объектов.

Потому что иногда бывает, что норматив на региональном уровне бюджетом рассчитан такой, который позволяет только полгода содержать объект, а не год. Конноспортивная школа у нас есть, где по нормативу кормов хватает на полгода. А ведь лошадки весь год хотят есть. На вторую половину года найти корма — каждый раз квест. А норматив такой. Или, например, чтобы содержать бассейн, систему вентиляции, освещения и отопления в одной из наших суперсовременных школ с привлечением официальных представителей компаний, нужно 50–60 миллионов рублей в год. А у нас ежегодно на инженерию всей системы образования выделяется 24 миллиона. Приходится где-то экономить коллегам. У нас самих много претензий к себе, к работе служб по вопросу содержания. Деньгами можно закрыть вопрос, но мы живем в ситуации тотальной нехватки ресурсов.

   «За пять лет построили две новые школы».   
Фото: almetyevsk.tatarstan.ru
«За пять лет построили две новые школы». Фото: almetyevsk.tatarstan.ru

«Сегодня у нас большая задача развития ссузов»

— Про образование. Вы сами упомянули, что возникали трудности, пусть и затем преодоленные, со школой «Адымнар». Сложности были со строительством или наполнением школы кадрами и содержанием?

— Стройка сложно шла. Наполнять, двигать дальше любое учебное заведение — это всегда большой вопрос, но он растянут в длительной перспективе. За пять лет построили две новые школы, а также благодаря поддержке компании «Татнефть» масштабно реконструировали лицей имени Тагирова. Найти кадры сегодня сложно, но можно, и мы все новые школы укомплектовали. Но невозможно за короткое время понять, насколько эта команда способна что-то хорошее сделать.

— Сколько детей учится в школе «Адымнар»?

— Проектная мощность школы — 1 224 места, сегодня учатся порядка 1,2 тысячи детей. И мы понимаем, что по факту в ней будет учиться больше, чем предусмотрено проектом. У нас есть еще одна такая школа — 25-я, в ней учатся под 2 тысячи детей.

— Полилингвальность в «Адымнаре» соблюдается?

— Там преподают три языка — русский, татарский и английский. Часть предметов полностью идет на татарском.

   «Проектная мощность школы «Адымнар» — 1 224 места, сегодня учатся порядка 1,2 тысячи детей».   
Фото: tatarstan.ru
«Проектная мощность школы «Адымнар» — 1 224 места, сегодня учатся порядка 1,2 тысячи детей». Фото: tatarstan.ru

— Все изучают татарский язык или только определенные группы?

— Есть группы, которые не очень хотят изучать татарский язык, но полилингвальный статус школы обязывает. Парадокс, конечно, когда родители хотят попасть в новую полилингвальную школу, а татарский изучать не хотят и начинают отстаивать свои требования.

— Наверное, значительная часть выпускников школ уезжают из Альметьевска учиться в столицы, как это происходит и в других небольших городах?

— Во-первых, половина учащихся после 9-го класса идет в средние специальные учебные заведения. И так по всей стране. Ребята поступают либо в местные ссузы, либо на близлежащих территориях. И сегодня у нас большая задача развития ссузов. Катастрофически не хватает рабочей силы именно со средним образованием.

— А куда поступают выпускники 11-х классов?

— Высокие баллы ЕГЭ позволяют ребятам выбирать вуз в больших городах, и так по всей стране. Но и в альметьевскую Высшую школу нефти приезжают учиться с других территорий. Кроме того, многие, отучившись где-то, возвращаются в родной город через какое-то время — не у всех складывается жизнь в мегаполисе. И мы видим этот тренд на возвращение.

   «Самая дорогостоящая проблема — дороги».   
Фото: almetyevsk.tatarstan.ru
«Самая дорогостоящая проблема — дороги». Фото: almetyevsk.tatarstan.ru

«Работаем с регоператором ООО «Гринта» — все очень непросто»

— «Очень много вкладывается в Альметьевск, а когда будет развитие пригорода и района? Пляж и парки в центре — это классно, но банально дороги и мусорки бы в села». (Саламат) Сколько населенных пунктов в районе, вы часто там бываете?

— Часто, конечно же. У нас 36 сельских поселений, всего 98 населенных пунктов. Самая дорогостоящая проблема — дороги. Объем финансирования по госпрограммам не позволяет во всех населенных пунктах быстро построить дороги. Но первостепенная задача — обеспечить подъезд к населенному пункту и проезд по одной основной улице. Основные проблемы возникают с содержанием дорог, потому что у поселения, как правило, нет денег на это, налоговая база у них не формируется в таком объеме. Мы стараемся, изыскиваем возможности на реконструкцию дорожного полотна. Но большинство республиканских программ рассчитано на населенные пункты от 100 жителей, а если пять жителей проживают, то ни одна программа на них не распространяется. Там, может быть, надо построить подъездной путь на 6–7 километров, а это будет стоить больше 100 миллионов рублей. Опять упирается в деньги.

— Со сбором мусора как обстоят дела?

— Работаем с регоператором ООО «Гринта» — все очень непросто. Не скажу, что они категорично не настроены на конструктивный диалог, но есть принципиальные вопросы, которые пока не разруливаются. Традиционно отсылка идет на несовершенство законодательства, но из-за несовершенства законодательства почему-то крайним всегда остается муниципалитет с жителями. Потому что люди видят проблему, начинают задавать вопросы нам, мы ее решить не можем, а для регоператора это либо не его полномочия, либо не его объемы, либо не его контракты. Целый ворох проблем, и пока не видим перспектив их решения.

   «Работаем с регоператором ООО «Гринта» — все очень непросто».   
Фото: «БИЗНЕС Online»
«Работаем с регоператором ООО «Гринта» — все очень непросто». Фото: «БИЗНЕС Online»

— «Когда будет закрыт и рекультивирован переполненный полигон бытовых отходов/свалка в Альметьевском районе?» (Шамиль)

— Полигон в аренде, продолжает функционировать. Есть перспективный план его развития, но здесь опять вопрос к регоператору — как он видит дальнейшие тренды. Если действующий или будущий арендатор готов инвестировать и развивать его, земельный участок под это дело имеется. Но, по последнему плану регоператора, они хотят централизовать это в другом районе и построить один большой полигон.

   «Экология — тема актуальная для Альметьевска, потому что люди традиционно чувствуют некое присутствие техногенной нагрузки».   
Фото: /almetyevsk.tatarstan.ru
«Экология — тема актуальная для Альметьевска, потому что люди традиционно чувствуют некое присутствие техногенной нагрузки». Фото: /almetyevsk.tatarstan.ru

— «По данным федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в 2023 году Альметьевск попал в топ-30 городов страны с 10-кратным превышением загрязненных веществ в воздухе. Какова ситуация с экологией сегодня? Кто самый злостный загрязнитель воздуха?» (Тамара Ф.)

— Мы разбирались с этой историей, проверяли, уточняли, какая-то разовая история где-то «выстрелила». Постоянный мониторинг ведется министерством экологии РТ, «Татнефтью» самостоятельно, мы свои датчики поставили по некоторым видам загрязнений, но не видим критических отклонений. Экология — тема актуальная для Альметьевска, потому что люди традиционно чувствуют некое присутствие техногенной нагрузки. И у многих есть субъективное мнение, что у нас экологическая ситуация не самая хорошая. Но замеры такое не подтверждают.

И потом, часто проблемы для экологии создают сами люди. Например, в теплые сентябрьские дни город окутывался по вечерам запахом гари и смогом — листву сжигают. Отвратительный запах, головокружение вызывает. То же самое с загрязнением воды. В городском озере вода часто соответствует нормативам, но, когда слишком жаркая погода либо обильные дожди, начинается превышение определенных показателей, связанных с продуктами жизнедеятельности человека. Жители частных домов выгребные яма делают не по СанПиН, без дна. Многие думают: «А что такого? Это же натурально». Ничего подобного!

   «Основная проблема в сфере общественного транспорта — отсутствие кадров».   
Фото: «БИЗНЕС Online»
«Основная проблема в сфере общественного транспорта — отсутствие кадров». Фото: «БИЗНЕС Online»

«Основная проблема в сфере общественного транспорта — отсутствие кадров»

— «В городе ведется работа по решению проблемы с общественным транспортом. Однако остро стоит вопрос с транспортом после 19:00. Можно ли использовать лучшие практики, запуская, например, 1-й автобус по маршруту в 20:00 и 21:00? Или в один из рейсов 7-го маршрута после 19:00 раз в час включать заезд в Урсалу? И почему нет дорог в микрорайон Урсал, улицы Лесную?» (Алексей)

— Основная проблема в сфере общественного транспорта — отсутствие кадров. Раньше был период, когда не имелось современного подвижного состава, а сегодня не хватает водителей на существующие современные автобусы и троллейбусы. Вывести их в рейс не всегда можем именно по этой причине. У нас еще много вахтовых перевозок, когда утром собирают людей по городу и везут в пригород на работу, по району. Им тоже нужны кадры. У нас прямо битва между работодателями за людей.

С 15 августа на маршруте 2Б во вторую смену функционирует автобус, который с 20:00 из конечной точки микрорайона выезжает на последний круг, в 21:10 последний завоз в Урсалу.

— «Ведется ли в Альметьевске борьба с автомобилистами, ездящими с демонстративно громко включенной аудиоаппаратурой или переделанной выхлопной системой?» (Шамиль)

— Отделом ГИБДД МВД России ведется постоянная работа по выявлению транспортных средств, нарушающих правила дорожного движения, в части превышения допустимых показателей шума. С начала 2024 года составлен 41 материал. Работа в данном направлении продолжается.

   «Отделом ГИБДД МВД России ведется постоянная работа по выявлению транспортных средств, нарушающих правила дорожного движения».   
Фото: «БИЗНЕС Online»
«Отделом ГИБДД МВД России ведется постоянная работа по выявлению транспортных средств, нарушающих правила дорожного движения». Фото: «БИЗНЕС Online»

— «В течение 10 лет на столбе освещения в круглосуточном режиме горит фонарь для освещения придомовой территории по адресу Бульвар Мухаммадьяра, 35. На многочисленные обращения в контролирующие органы никакие меры не принимают!» (Анюта)

— Специалисты МУП «Светсервис» выехали по данному адресу и установили, что светильник незаконно подключен к сети. Кстати, коллеги сообщают, что ранее обращений по этому адресу не было зафиксировано. Специалисты МУП «Светсервис» всегда оперативно реагируют на подобные случаи.

— «Сколько в медицинских учреждениях Альметьевск аппаратов МРТ, в каком состоянии каждый из них на сегодня? Жители каких районов, городов и населенных пунктов РТ направляются в Альметьевск для прохождения МРТ? Есть ли норматив количества человек на один аппарат МРТ в день/смену?» (Шамиль)

— В Альметьевске всего три аппарата МРТ, два из которых находится в государственных учреждениях, а один является коммерческим. Все три аппарата в рабочем состоянии. На них проходят исследование жители и соседних районов.

   «Команда сложилась с первых дней. Постоянно происходят ротации, изменения».   
Фото: almetyevsk.tatarstan.ru
«Команда сложилась с первых дней. Постоянно происходят ротации, изменения». Фото: almetyevsk.tatarstan.ru

«Команда сложилась с первых дней»

— Можно ли сказать, что за пять лет у вас сложилась команда?

— Она сложилась с первых дней. Постоянно происходят ротации, изменения. Это абсолютно нормальный процесс. Преемственность мы стараемся выдерживать.

— Должность главного архитектора вакантна? (Предыдущий главный архитектор Антон Севастьянов получил условный срок по обвинению во взяткеприм. ред.)

— Вакантна. Суперсложно найти специалиста с архитектурным образованием, готового работать на зарплату муниципального служащего, нести колоссальную ответственность и быть при этом компетентным. У толкового архитектора с заработком проблем нет, он супервостребован. А бестолкового нам не надо. Выходим из ситуации тем, что привлекаем консультантов, в том числе сам во многие архитектурные вопросы погружаюсь.

Читайте также: Тимур Нагуманов: «Да, Альметьевск не стал Дубаем, но опять же с чем сравнивать?»

Татьяна Завалишина, Нурия Фатхуллина, Регина Шафиева

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц