Принято считать, что «колыбелью цивилизации» Китая является долина реки Хуанхэ, где около 5000 г. до н. э. появились первые поселения. Китайцы были, в основном земледельцами, а их властители были, по существу, патриархами.
Легендарным прародителем всех китайцев считается Желтый император (黄帝 | Хуанди). При этом второй иероглиф (帝 | ди)может означать не только «император», но и «дух» или «божество». Ханьцы считают Желтого императора самым древним своим предком. Неясно, был ли Желтый император реальным человеком, который в процессе многочисленных пересказов его истории приобрел черты бога, или же он изначально был богом, которого потом очеловечили. Легенды приписывают ему изобретение множества вещей – от топора, лодок и весел, лука и стрел, деревянных домов и гончарного круга до календаря и письменности. Желтый император был также военачальником и сражался в битвах со своими противниками, среди которых, как говорят, были рогатые демоны и великаны.
Первые династии - Ся и Шан
Начало бронзового века в Китае зафиксировано археологами с середины II тысячелетия до н. э. Патриархальная система постепенно вытесняется, и развивается централизованное управление. Из небольших деревень и земледельческих общин выросло централизованное правительство; первой из них была доисторическая династия Ся.
Китайская традиционная историография полагает, что династия Ся правила Китаем в конце III и начале II тысячелетия до н. э. Династия Ся долгие годы считалась скорее мифом, чем фактом, пока раскопки в 1960-х и 1970-х гг. н. э. не обнаружили артефакты, которые убедительно доказывали ее существование. Бронзовые изделия и гробницы ясно указывают на эволюционный период развития между разрозненными деревнями каменного века и единой древнекитайской цивилизацией.
Династия Ся была основана легендарным Юем Великим, который неустанно трудился в течение 13 лет, чтобы контролировать разливы Желтой реки (Хуанхэ), которые регулярно уничтожали урожай земледельцев.
После того, как Юй справился с наводнениями, он покорил племена саньмяо и был назначен преемником правителя Шуня. Юй установил наследственную систему престолонаследия и, таким образом, утвердил династический принцип. Правящий класс и элита жили в городах, крестьянское население в сельской местности. Сын Юя, Ци, правил после него, и власть оставалась в руках семьи, пока последний недобродетельный правитель Ся, Цзе, не был свергнут Чэн Таном. Все последующая периодизация истории Китая связана с правлением в стране разных династий, последовательно сменявших одна другую.
Нескольких абзацев оказалось достаточно, чтобы описать историю Китая более чем за тысячелетие. Подумайте о медленном развитии и прогрессе Китая за это время. Патриархальная система постепенно вытесняется, и развивается централизованное управление. Уже в те древнейшие времена в Китае появилась письменность. Китайское письмо состоит из иероглифов - символов, или рисунков. Находки с древними записями позволяют более уверенно датировать разные периоды и события в последующие после Ся периоды.
Чэн Тан основал династию Шан (1600-1046 гг. до н. э.). Известно, что он был правителем или, по крайней мере, очень важной персоной в царстве Ся. Около 1600 г. до н. э. Чэн возглавил восстание против правителя Цзе и разбил его войска.
Считается, что к этому восстанию привела расточительность двора Ся, ложившееся тяжелым бременем на население. Тан снизил налоги, приостановил грандиозные строительные проекты, начатые Цзе (которые истощали ресурсы царства), и правил мудро и эффективно, что привело к расцвету искусства и культуры. При династии Шан развивалась письменность, бронзовая металлургия, архитектура и религия.
Династия Чжоу
Когда-то чжоусцы были одним из многих полукочевых племен в верховьях Хуанхэ. Они быстро перенимали шанские достижения, кроме того, использовали колесницы. Чжоусцы заимствовали их у других, живших западнее, народов. Однако, каков был характер их отношений и где это произошло - неясно. Около 1046 г. до н. э. царь У (годы правления 1046-1043 до н. э.) из провинции Чжоу восстал против царя, последнего из династии Шан и разбил его войска в битве, установив после победы династию Чжоу.
У восстал против правящей династии Шан после того, как царь Шан несправедливо убил его старшего брата. У чувствовал, что Шан больше не действует в интересах народа и поэтому утратила благословение Шанти - бога закона, порядка и справедливости. Это благословение называли Мандатом неба. А идея его утраты была использованы У и его семьей, чтобы узаконить восстание.
Таким образом, Мандат Неба определялся как благословение богов справедливому правителю и правлению по божественному соизволению. Когда правительство переставало служить воле богов, оно свергалось. Кроме того, было установлено, что в Китае может быть только один законный правитель и что его правление должно быть подкреплено его надлежащим поведением как управляющего землями, вверенными ему небесами. Правление могло передаваться от отца к сыну, но только если ребенок обладал необходимой добродетелью для правления. Справедливости ради надо сказать, что идея мандата впоследствии часто была инструментом манипуляций.
В эпоху Чжоу процветала культура,была кодифицирована письменность , металлургия железа становилась все более сложной. Величайшие и самые известные китайские философы и поэты: Конфуций, Мэн-цзы, Мо Ди, Лао-цзы, Дао Цзянь и военный стратег Сунь-цзы (если он существовал на самом деле), все они родом из периода Чжоу в Китае и времени Ста школ.
Именно при династии Чжоу появилось хорошо организованное китайское государство. Династия Чжоу правила в период с 1046-256 до н.э. Принято делить этот период на две части: 1046-771 гг. до н. э. знаменуют период Западного Чжоу, а 771-256 гг. до н. э. знаменуют период Восточного Чжоу.
Следует отметить, что эти периоды и династии не начинались и не заканчивались так аккуратно, как это представляется в исторических книгах, и династия Чжоу разделяла многие качества с Шан (включая язык и религию). Хотя историки считают необходимым, ради ясности, разбивать события на периоды, династия Чжоу просуществовала в течение следующих периодов, известных как Период Вёсен и Осеней и Период Сражающихся царств.
Период Весен и Осеней и Сражающиеся царства
В течение периода Вёсен и Осеней (ок. 772-476 гг. до н. э). и названного так по летописям «Вёсен и осеней», официальной хронике государства того времени.
Правительство Чжоу стало децентрализованным в связи с переездом в новую столицу в Лоян, что ознаменовало конец периода «Западного Чжоу» и начало «Восточного Чжоу». Это период, наиболее выдающихся достижений в философии, поэзии и искусстве, а также подъема конфуцианской, даосской и моистской мысли.
В то же время, различные государства откалывались от центрального правления Лояна и провозглашали себя суверенными. Это затем привело к так называемому периоду Сражающихся царств (ок. 481-221 гг. до н. э.), в котором семь государств боролись друг с другом за контроль над территориями.
Царства Чу, Хань, Ци, Цинь, Вэй, Янь и Чжао - все они считали себя суверенными, но ни одно из них не было настолько сильным, чтобы претендовать на Мандат Неба, все еще удерживаемый Чжоу. Все семь государств использовали одну и ту же тактику и соблюдали одни и те же военные технологии, и поэтому ни одно из них не могло получить преимущества над другими.
Государственный деятель царства Цинь по имени Шан Ян(ум. 338 г. до н. э.), один из основоположников легизма, переосмыслил понимание войны, сосредоточившись на победе любой ценой. План Шан Яна был нацелен прежде всего на централизацию управления, рост производства зерна и увеличение военной мощи государства, провозглашённые «Единым». Все остальные занятия, отвлекающие народ от этого — развлечения, торговля, изучение наук, музыка и т.п., — были объявлены «паразитами», способствующими ослаблению, а то и гибели государства, и фактически подлежали преследованию. Шан выступал за тотальную войну и советовал уничтожать силы противника любыми доступными средствами. Между 262 и 260 годами до н. э. государство Цинь одержало верх над Чжао, в конце концов победив их в битве при Чанпине.
Тем не менее, Цинь не использовали эту тактику в дальнейшем вплоть до возвышения правителя Цинь Ин Чжэна. Используя указания Шан Яна и имея в своем распоряжении мощную армию, вооруженную железным оружием и передвигающуюся на колесницах, Ин Чжэн в 221 г. до н. э. вышел из конфликта Сражающихся царств победителем, подчинив и объединив под своей властью остальные шесть государств и провозгласив себя Ши Хуанди — «первым императором» Китая.
Династия Цинь
Таким образом, Ши Хуанди основал династию Цинь (221-206 гг. до н.э.), положив начало периоду, известному как Имперская эра в Китае (221 г. до н. э. - 1912 г. н. э.), когда страной правили династии. Он приказал разрушить стены укреплений, разделявших различные государства, и поручил построить великую стену вдоль северной границы своего царства. Хотя сегодня от первоначальной стены Ши Хуанди мало что осталось – она стала основой для возведения Великой китайской стены.
Стена протянулась более чем на 5000 километров по холмам и равнинам, от границ Кореи на востоке до пустыни Ордос на западе. Это было колоссальное сооружение, хотя в значительной части части оно включало в себя участки более ранних стен, построенных отдельными китайскими царствами для защиты своих северных границ в четвертом и третьем веках.
Ши Хуанди также укрепил инфраструктуру империи посредством строительства дорог, что способствовало росту торговли. Пять магистральных дорог вели из императорской столицы в Сяньяне, каждая из которых была обеспечена полицейскими силами и почтовыми станциями. Большинство этих дорог были построены из утрамбованной земли и имели ширину 15 метров. Самая длинная шла на юго-запад более чем на 7500 километров до пограничного региона Юньнань. Местность была настолько обрывистой, что некоторые участки дороги приходилось строить на вертикальных скалах на выступающих деревянных галереях.
Ши Хуанди также расширил границы своей империи, построил Большой канал на юге, перераспределил земли и изначально был справедливым и честным правителем.
Однако впоследствии его правление ужесточилось. Заявив о Мандате Небес, он подавил все философии, кроме легизма, и, прислушавшись к совету своего главного советника Ли Сю, приказал уничтожить любые исторические или философские книги, которые не были связаны с легизмом, историей государства Цинь, родословной Императора. Император был уверен, что идеи, содержавшиеся в книгах, представляют угрозу для его плана о новом общественном порядке – создания «универсального китайского государства».
Ученые, которые пытались спасти книги, столкнулись со многими трудностями. Многие были обнаружены и отправлены на работу на Великую стену, четыреста шестьдесят человек были казнены. Тем не менее, некоторые запомнили полные труды Конфуция и передавали их в устном виде по памяти.
Этот эпизод, известный как «Сожжение книг и погребение книжников», наряду с подавлением Ши Хуанди общих свобод, сделал его непопулярным. Поклонение предкам прошлого и загробный мир стали интересовать императора больше, чем царство живых. Похоже, у него развилась одержимость смертью, он стал все более параноидальным в отношении своей личной безопасности и стремился к бессмертию.
Его желание обеспечить себе загробную жизнь, соизмеримую с его нынешней, привело к тому, что он приказал построить дворец для своей гробницы и создать армию из более чем 8000 терракотовых воинов, созданных для службы ему в вечности. Эта армия, похороненная вместе с ним, также включала колесницы, кавалерию, главнокомандующего и различных птиц и животных. Говорят, что он умер в 210 г. до н. э. во время поисков эликсира бессмертия, и Ли Сы, надеясь получить контроль над правительством, держал его смерть в тайне, пока не смог изменить свое завещание и не назначил наследником более сговорчивого сына Хухая.
Однако этот план оказался несостоятельным, поскольку молодой принц показал себя весьма непоследовательным и жестоким, казнив многих чиновников и спровоцировав широкомасштабное восстание в стране. Вскоре после смерти Ши Хуанди династия Цинь рухнула из-за интриг и некомпетентности таких людей, как Хухай, Ли Сы. На смену Цинь пришла династия Хань (202 г. до н. э. - 220 г. н. э.) которая началась с восшествия на престол выходца из зажиточной крестьянской семьи Лю Бана.
Империя Хань
Правление династии Хань было периодом мира и процветания. В это время Китай был Мировой державой с развитым литературным творчеством, искусством, культурой и технологиями. В этот период достигаются многочисленные успехи в разных отраслях жизни народа. Внешняя торговля достигла своего расцвета благодаря открытию Шелкового пути. Дипломатические отношения и торговля были установлены с древним Римом, Индией и с рядом других странах.
В этот период было изобретено книгопечатание, но оно почти не применялось на протяжении тысячи лет. Вторым фактом, достойным упоминания, было введение системы экзаменов для занятия официальных должностей.
Первая империя Древнего Китая — Цинь просуществовала всего полтора десятка лет, но она заложила прочную социально-экономическую основу империи Хань. Новая империя стала одной из сильнейших держав древнего мира. Ее более чем четырехвековое существование было важным этапом в развитии всей Восточной Азии, совпадая с эпохами подъема и крушения рабовладельческого способа производства. Для национальной истории Китая это был важный этап консолидации древнекитайской народности. Чжаньго-Цинь-Ханьская эпоха для исторического развития Китая и всей Восточной Азии имеет то же значение, что и грекоримский мир для Европы. Древнекитайская цивилизация заложила основы культурной традиции, которая прослеживается далее на протяжении многовековой истории Китая вплоть до Нового и Новейшего времени.
Краткая хронология Древнего Китая
2637 до н. э. Мифическое начало правления Хуан-ди (Желтого императора).
XXVII–XXI века до н. э. Мифический период, называемый Временем пяти императоров.
XXI-XVII века до н. э. Правление династии Ся.
XVI-XI века до н. э. Правление династии Шан.
XIV-XI века до н. э. Возникновение китайской письменности
1026-771 до н. э. Период Западного Чжоу.
771-256 до н. э. Период Восточного Чжоу, который начался с переноса столицы Чжоу на восток.
722-481 до н. э. Период Вёсен и Осеней (Чуньцю).
551-479 до н. э. Годы жизни Конфуция.
480-221 до н. э. Период Сражающихся царств (Чжаньго).
230-221 до н. э. Завоевание Цинь сопредельных царств Хань, Чжао, Вэй, Чу, Янь и Ци. Создание первой империи.
221-206 до н. э. Правление династии Цинь.
213-212 до н. э. Сожжение книг и погребение книжников.
202 до н. э. Основание династии Хань Лю Баном.
202 до н. э. — 220 н. э. Правление династии Хань.