Найти тему
Лукинский I Art

Искусство тишины Вильгельма Хаммерсхёя

Некоторые художники рисуют, чтобы добавить крика, другие чтобы добавить тишины. Вильгельм Хаммерсхёй был одним из последних, его искусство - это полутемные интерьеры простого бытия и скромности. Его картины - полная противоположность инсте и селфи. Вместо того, чтобы сказать: "Посмотри на меня", картины Хаммерсхёя говорят о людях, которым не нужно внимание к себе.

Почему мы должны хотеть задержаться взглядом на его пустом диване или залитом лунным светом окне? Его картины отвечают нам, что многое и важное в жизни происходит в самые уединенные моменты. Что в тишине красота, когда в ней никого нет.

Взгляд художника

Вильгельм Хаммерсхёй родился в Копенгагене, Дания, в 1864 году. Обучался в Датской королевской академии изящных искусств, брал уроки у лучших художников. Многие из картин были написаны в его доме в Копенгагене, где в качестве модели выступала жена Ида, на которой он женился в 1891 году.

Интерьер с молодой женщиной со спины (1904)
Интерьер с молодой женщиной со спины (1904)

На этих картинах мы мало что видим, кроме пустых пространств скандинавской усадьбы. Ощущение одновременно задумчивое и возвышающее. Если лучи света проникают в комнаты, то они делают это через ограниченный проем оконного стекла. Тени падают в зависимости от расположения дверного проема или предмета мебели. Это картины, где наслаждаются тем, что замечают малейшее изменение света и тени.

Лунный свет, Страндгаде, 30
Лунный свет, Страндгаде, 30

Спиной

Одной из важных традиций североевропейского искусства является изображение фигуры сзади, обычно смотрящей на простирающийся вдаль пейзаж. Хаммерсхёй применил тот же метод, но вместо того, чтобы стоять перед яркой благоухающей жизнью, его фигуры повернуты к пустой стене.

На картине выше "Интерьер с молодой женщиной с о спины", изображена Ида с серебряным подносом в руках, остановившаяся перед буфетом. Она ничего не выражает, пока мы не замечаем ее плавный наклон вправо, уравновешенный диагональным осколком серебра с подноса.

Формальный дизайн элементарен: последовательность вложенных прямоугольников, горизонтальных и вертикальных линий, нарушенных органичной позой фигуры. Свет падает на ее шею, кожа и тени выделяются на бледном фоне.

-3

Обнаженная шея Иды часто появляется в виде небольшого А-образного участка света. И хотя в воздухе явно витает меланхолия, для Хаммерсхёя одиночество является чем-то питательным. Его картины прославляют молчание и терпение, способность быть одному.

Картина "Интерьер с Идой в белом кресле", написанная в 1900 году (ниже), является одним из самых совершенных образов Хаммерсхёя. Ида носит черное платье, так что белые ножки кресла излучают контрастную яркость. Ряд дверных проемов ведет наш взгляд сквозь слои обрамленных пространств, отступая к далекому окну.

Интерьер с Идой в белом кресле (1900). Холст, масло.
Интерьер с Идой в белом кресле (1900). Холст, масло.

Художник собственного стиля

Творчество Хаммерсхёя расходилось с его временем. В отличие от модернистской моды 20 века, его цвета почти всегда приглушены, а стиль - ярко репрезентативный. В живописи термин "репрезентативное искусство" относится к изображениям, которые чётко распознаются - человеческая фигура, банан, дерево и так далее.

Дерево не обязательно должно быть зелёным, но должно чётко быть узнаваемым как дерево. В отличие от этого, нерепрезентативное искусство (абстракционизм) не имеет идентичности, и дерево должен найти зритель.

Интерьер с мольбертом (1912)
Интерьер с мольбертом (1912)

Несмотря на бедный диапазон палитры, Хаммерсхёй использовал цвета удивительно тонко. Исследуя оттенки лилового, бледно-желтого и серого, он создал красивые и утонченные вибрации тональной гармонии. Нигде это не демонстрируется лучше, чем в интерьере с мольбертом, написанном в 1912 году.

Здесь множество источников света пересекает пространство комнаты серией динамичных призм, которые становятся более яркими, благодаря формальным и прямолинейным линиям архитектуры. Это картина, которая трепещет от сдержанных экспериментов с тоном, контрастом и модуляцией.

Творчество Хаммерсхёя - это умение видеть и ценить то, что другие склонны упускать.