Найти тему

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ в 1-5 вопросах ЕГЭ 🤯

Оглавление

Началось все с того, что у нас с учениками мини-группы 11 класса был устный зачет-опрос по 1-5 вопросам ЕГЭ.

Надо было отвечать теорию по чек-листам в конце рабочих тетрадей по каждой теме.

Одна ученица меня спросила, задаю ли я вопросы именно по тем ошибкам, которые она допустила в тестах. 
Я ответила, что - нет.

Это типичные ошибки.

И поэтому я всем ребятам задавала +- одинаковые вопросы - спрашивала самые важные правила. 
И самые каверзные, коварные вопросы. 
Ведь за 
12 лет подготовки учеников к ЕГЭ я отлично знаю, на чем большинство ребят спотыкаются при решении каждого из заданий ЕГЭ.

ЗАДАНИЕ 1

1) Количество внешних и валентных электронов у элементов B-подгрупп:

Количество электронов на внешнем электронном уровне у элементов В-подгрупп = 2 (и у Cr, Cu = 1), а не номеру группы.

А вот валентных = № группы.

Например, 
Mnвнешних е-, валентных 
Crвнешний е-, валентных

2) Ошибки часто связаны с невнимательным прочтением задания и того, про какую часть электронной оболочки вопрос.

Путаница возникает с понятием "внешний", "предвнешний" уровни, "уровень" и "подуровень" и т.д.

Будьте предельно внимательны ❗

ЗАДАНИЕ 2

1) Сравнение атомных радиусов элементов:

Если элементы в одном периоде - слева направо радиус УМЕНЬШАЕТСЯ!

Если элементы в большом периоде (4-7)период надо "вытягивать" - нижнюю строку периода ставить справа от
 верхней.
А не просто смотреть, какой элемент ниже, а какой выше - это ошибка ❌

Об этом подробнее здесь и здесь

2) Сравнение электроотрицательности, окислительных и неметаллических свойств:

К F эти свойства увеличиваются, да 
НО неверно просто смотреть, кто ближе к фтору ❌

Во-первых, опять "вытягиваем" большие
 периоды. И определяем, э
лементы - металлы или н
еметаллы. У неметаллов ЭО, окислительные и неметаллические свойства сильнее, чем у металлов.

Например: 
Mn и - кто более электроотрицателен
Mn ближе к F, но он - металл, а I (йод) - неметалл => I более ЭО.

Во-вторых, есть самые электроотрицательные элементы неметаллы:

❗️ F > O > Cl > N > Br > I

Они в любом случае более электроотрицательны, чем любые другие элементы.

Об этом подробнее смотрите здесь

Например: 
кто 
более сильный окислительS или I
S ближе к F, но 
I входит в шестерку самых сильных окислителей и ЭО, поэтому более сильные окислительные свойства у йода!

3) Сравнение кислотных и основных свойства высших оксидов и гидроксидов:

Опять-таки - не просто сравниваем по расположению элементов в таблице. 
А 
составляем формулыклассифицируем и на основании классов сравниваем.

Например: 
Ca, Cu, Cr в порядке усиления основных свойств высших оксидов
CaO - основный
оксид, соответствует сильному основанию Ca(OH)2 
СuO - основный оксид, но соответствует слабому основанию Cu(OH)2 
CrO3 - вообще кислотный оксид 
=> в порядке 
усиления основности высших оксидов Cr, Cu, Ca

4) Сравнение кислотный и основных свойств ЛВС (летучих водородных соединений):

Здесь "ориентиры" даже в таблице Менделеева другие.

Кислотные свойства ЛВС усиливаются к I (а не к F, как у оксидов и гидроксидов)! 
А 
основные - к N.

И здесь тоже надо хорошо знать классификацию веществ: 
NH3, PH3, AsH3 - основные, NH3 - самый основный. 
H2S, H2Se, H2Te - слабые кислоты, H2Te ближе к I и самый кислотный. 
HF - кислота средней силы (то есть уже кислотнее, чем ЛВС VIA гр.). 
HCl, HBr, HI - сильные и HI - самая сильная.

ЗАДАНИЕ 3

1) Элементы, которые проявляют постоянные степени окисления в соединениях:

❗️ Me IA, IIA, IIIA групп, Ag, Zn, F 
ВСЁ! 
O и Н уже могут проявлять в соединениях РАЗНЫЕ степени окисления.

2) Высшая валентность элементов = № группы. 
Но надо помнить про исключения: 
❗️ У N = IV, O = II, Cu = II, F = I, Fe = VI (а не III!) 
А у инертных газов вообще 0.

И высшая ст. ок. также = + № группы. 
Но также помним про исключения: 
❗️ O = +2, F = 0, Cu = +2, Fe = +6. 
А вот у N = +5 (= № группы, в отличие от валентности) 
У 
инертных газов также 0, так как никаких соединений они не образуют.

3) Низшая ст. ок. 
У неметаллов = № группы - 8. 
А НЕ - № группы! 
То есть у N, P, As, например -3, а не -5! 
Искл.: H (водород) = -1 и B (бор) = -3.

А у металлов низшая ст. ок. = 0!

4) Кислородсодержащие анионы ЭОx(y-) НЕ образуют: 
• металлы + 1
• элементы +2, кроме Zn, Be, Sn, Pb 
• O, F, H 
• инертные газы

👉 Подробнее про решение заданий про общие формулы кислородсодержащих анионов смотрите здесь и здесь

ЗАДАНИЕ 4

Здесь надо хорошо знать конкретные перечни веществ, образующие те или иные типы связей. 
Ошибки, как правило, связаны с невнимательным прочтением заданий.

Основные перечни:

1) Ионные связи содержат: 
• соединения металлов с неметаллами 
• все соли, в том числе NH4(+), PH4(+) и органические

2) Ковалентные неполярные связи содержат: 
• все простые вещества неметаллы

И конкретные сложные вещества перечня

Добавьте описание
Добавьте описание

Самые основные из них: 
• органические, где несколько атомов С в одной гибридизации связаны друг с другом 
• пероксиды 
• пирит FeS2, карбиды металлов +1, +2 и молекулы с несокращенными индексами (O2F2, N2H4...)

Подробнее про типы связей между атомами читайте здесь

3) Вещества, в которых есть связь, образованная по донорно-акцепторному механизму:

• соли аммония NH4(+), фосфония (PH4+), аминов 
• комплексные соединения 
• угарный газ СО

Добавьте описание
Добавьте описание

4) Вещества, образующие водородные связи между молекулами:

Неорг.: 
• NH3, H2O, H2O2, HF

Орг.:
• спирты 
• фенолы 
• моно, дисахариды 
• карбоновые кислоты 
• первичные и вторичные амины 
• аминокислоты

5) О том, как определять типы кристаллических решетокстроение веществ смотрите здесь

ЗАДАНИЕ 5

1) Незнание тривиальных названий

2) Незнание классификации оксидов и гидроксидов 
Об этом подробнее здесь и здесь

❗️ Соединения бора - оксид (B2O3) и гидроксид (B(OH)3 = H3BO3) - в каком виде ни были бы записаны - КИСЛОТНЫЕ!!! 
❗️ А соединения цинка (ZnO, Zn(OH)2 = H2ZnO2) - амфотерные. 
И т.д.

Также ❗️ ВАЖНО: 
амфотерные гидроксиды НИКОГДА НЕЛЬЗЯ выбирать как основания, 
амфотерные гидроксиды - ОТДЕЛЬНЫЙ КЛАСС веществ.

3) Незнание того, что такое соли, какие вещества являются солями 
И классификации 
солей

Также про 5 вопрос ЕГЭ читайте мой предыдущий пост "5 подводных камней 5 вопроса
ЕГЭ"

Успешной подготовки и удачи на экзамене 💖