Началось все с того, что у нас с учениками мини-группы 11 класса был устный зачет-опрос по 1-5 вопросам ЕГЭ.
Надо было отвечать теорию по чек-листам в конце рабочих тетрадей по каждой теме.
Одна ученица меня спросила, задаю ли я вопросы именно по тем ошибкам, которые она допустила в тестах.
Я ответила, что - нет.
Это типичные ошибки.
И поэтому я всем ребятам задавала +- одинаковые вопросы - спрашивала самые важные правила.
И самые каверзные, коварные вопросы.
Ведь за 12 лет подготовки учеников к ЕГЭ я отлично знаю, на чем большинство ребят спотыкаются при решении каждого из заданий ЕГЭ.
ЗАДАНИЕ 1
1) Количество внешних и валентных электронов у элементов B-подгрупп:
Количество электронов на внешнем электронном уровне у элементов В-подгрупп = 2 (и у Cr, Cu = 1), а не номеру группы.
А вот валентных = № группы.
Например,
Mn: 2 внешних е-, 7 валентных
Cr: 1 внешний е-, 6 валентных
2) Ошибки часто связаны с невнимательным прочтением задания и того, про какую часть электронной оболочки вопрос.
Путаница возникает с понятием "внешний", "предвнешний" уровни, "уровень" и "подуровень" и т.д.
Будьте предельно внимательны ❗
ЗАДАНИЕ 2
1) Сравнение атомных радиусов элементов:
Если элементы в одном периоде - слева направо радиус УМЕНЬШАЕТСЯ!
Если элементы в большом периоде (4-7) - период надо "вытягивать" - нижнюю строку периода ставить справа от
верхней.
А не просто смотреть, какой элемент ниже, а какой выше - это ошибка ❌
Об этом подробнее здесь и здесь
2) Сравнение электроотрицательности, окислительных и неметаллических свойств:
К F эти свойства увеличиваются, да
НО неверно просто смотреть, кто ближе к фтору ❌
Во-первых, опять "вытягиваем" большие
периоды. И определяем, элементы - металлы или н
еметаллы. У неметаллов ЭО, окислительные и неметаллические свойства сильнее, чем у металлов.
Например:
Mn и I - кто более электроотрицателен?
Mn ближе к F, но он - металл, а I (йод) - неметалл => I более ЭО.
Во-вторых, есть самые электроотрицательные элементы неметаллы:
❗️ F > O > Cl > N > Br > I
Они в любом случае более электроотрицательны, чем любые другие элементы.
Об этом подробнее смотрите здесь
Например:
кто более сильный окислитель - S или I?
S ближе к F, но I входит в шестерку самых сильных окислителей и ЭО, поэтому более сильные окислительные свойства у йода!
3) Сравнение кислотных и основных свойства высших оксидов и гидроксидов:
Опять-таки - не просто сравниваем по расположению элементов в таблице.
А составляем формулы, классифицируем и на основании классов сравниваем.
Например:
Ca, Cu, Cr в порядке усиления основных свойств высших оксидов
CaO - основный оксид, соответствует сильному основанию Ca(OH)2
СuO - основный оксид, но соответствует слабому основанию Cu(OH)2
CrO3 - вообще кислотный оксид
=> в порядке усиления основности высших оксидов Cr, Cu, Ca
4) Сравнение кислотный и основных свойств ЛВС (летучих водородных соединений):
Здесь "ориентиры" даже в таблице Менделеева другие.
Кислотные свойства ЛВС усиливаются к I (а не к F, как у оксидов и гидроксидов)!
А основные - к N.
И здесь тоже надо хорошо знать классификацию веществ:
NH3, PH3, AsH3 - основные, NH3 - самый основный.
H2S, H2Se, H2Te - слабые кислоты, H2Te ближе к I и самый кислотный.
HF - кислота средней силы (то есть уже кислотнее, чем ЛВС VIA гр.).
HCl, HBr, HI - сильные и HI - самая сильная.
ЗАДАНИЕ 3
1) Элементы, которые проявляют постоянные степени окисления в соединениях:
❗️ Me IA, IIA, IIIA групп, Ag, Zn, F
ВСЁ!
O и Н уже могут проявлять в соединениях РАЗНЫЕ степени окисления.
2) Высшая валентность элементов = № группы.
Но надо помнить про исключения:
❗️ У N = IV, O = II, Cu = II, F = I, Fe = VI (а не III!)
А у инертных газов вообще 0.
И высшая ст. ок. также = + № группы.
Но также помним про исключения:
❗️ O = +2, F = 0, Cu = +2, Fe = +6.
А вот у N = +5 (= № группы, в отличие от валентности)
У инертных газов также 0, так как никаких соединений они не образуют.
3) Низшая ст. ок.
У неметаллов = № группы - 8.
А НЕ - № группы!
То есть у N, P, As, например -3, а не -5!
Искл.: H (водород) = -1 и B (бор) = -3.
❗А у металлов низшая ст. ок. = 0!
4) Кислородсодержащие анионы ЭОx(y-) НЕ образуют:
• металлы + 1
• элементы +2, кроме Zn, Be, Sn, Pb
• O, F, H
• инертные газы
👉 Подробнее про решение заданий про общие формулы кислородсодержащих анионов смотрите здесь и здесь
ЗАДАНИЕ 4
Здесь надо хорошо знать конкретные перечни веществ, образующие те или иные типы связей.
Ошибки, как правило, связаны с невнимательным прочтением заданий.
Основные перечни:
1) Ионные связи содержат:
• соединения металлов с неметаллами
• все соли, в том числе NH4(+), PH4(+) и органические
2) Ковалентные неполярные связи содержат:
• все простые вещества неметаллы
И конкретные сложные вещества перечня
Самые основные из них:
• органические, где несколько атомов С в одной гибридизации связаны друг с другом
• пероксиды
• пирит FeS2, карбиды металлов +1, +2 и молекулы с несокращенными индексами (O2F2, N2H4...)
Подробнее про типы связей между атомами читайте здесь
3) Вещества, в которых есть связь, образованная по донорно-акцепторному механизму:
• соли аммония NH4(+), фосфония (PH4+), аминов
• комплексные соединения
• угарный газ СО
4) Вещества, образующие водородные связи между молекулами:
Неорг.:
• NH3, H2O, H2O2, HF
Орг.:
• спирты
• фенолы
• моно, дисахариды
• карбоновые кислоты
• первичные и вторичные амины
• аминокислоты
5) О том, как определять типы кристаллических решеток = строение веществ смотрите здесь
ЗАДАНИЕ 5
1) Незнание тривиальных названий
2) Незнание классификации оксидов и гидроксидов
Об этом подробнее здесь и здесь
❗️ Соединения бора - оксид (B2O3) и гидроксид (B(OH)3 = H3BO3) - в каком виде ни были бы записаны - КИСЛОТНЫЕ!!!
❗️ А соединения цинка (ZnO, Zn(OH)2 = H2ZnO2) - амфотерные.
И т.д.
Также ❗️ ВАЖНО:
амфотерные гидроксиды НИКОГДА НЕЛЬЗЯ выбирать как основания,
амфотерные гидроксиды - ОТДЕЛЬНЫЙ КЛАСС веществ.
3) Незнание того, что такое соли, какие вещества являются солями
И классификации солей
Также про 5 вопрос ЕГЭ читайте мой предыдущий пост "5 подводных камней 5 вопроса
ЕГЭ"
Успешной подготовки и удачи на экзамене 💖