Существует представление о том, что Бог Ветхого завета является гораздо более хтоническим и жестоким, чем его новозаветная версия. Представление это отчасти оправдано тем, что Саваоф — действующее лицо Ветхого завета, непосредственный актор, влияющим на события напрямую. Чего стоит кара, обрушившаяся на Содом и Гоморру, и Великий Потоп. Однако такие представления о Яхве одномерны, что становится ясно, когда мы обращаем внимание на ветхозаветные бунты и бунтовщиков.
Проблема бунта как следствия дерзости или отсутствия веры пронизывает как монотеистические, так и политеистические религии. Так, за нанесенное олимпийским богам оскорбление Тантал был обречен на вечные муки в Аиде; стоя по горло в воде, он видит плоды и питье, которые не может вкусить, и мучается от постоянного голода и жажды. Проклятье Тантала, кстати, даже не личное, а родовое. За ὕβρις Тантала поплатились его сыновья (помните про каннибальскую метафизику Атрея?) и весь род атридов, включая небезызвестного Агамемнона. Да, греческие боги умели в жестокость. В жестокость умели и боги шумеро-аккадского пантеона: например, Энлиль, который хотел потопить человечество из-за того, что жалкие людишки шумели.
Если люди в большинстве религий виноваты по факту своего существования, в случае бунта или неповиновения стоит ожидать от Бога тех же эффектов, какие мы ожидаем от применения ЯО (или, по меньшей мере, ТЯО).
Но — на удивление — их не случается, хотя непослушание в Ветхом завете мы видим на каждом шагу. Вот вам несколько примеров, чтобы не быть голословным:
1. упрек Моисею со стороны израильских старейшин, которые безуспешно пытались обратиться к фараону (Исх. 5:21);
2. неверие израильтян у Красного моря, обвинение Моисея в том, что он вывел их из Египта (Исх. 14:11);
3. ропот израильтян на отсутствие пищи (Исх. 16);
4. Масса и Мерива, чудо воды из скалы (Исх. 17);
5. Золотой Телец (Исх. 32).
Список этот можно продолжать дальше, говоря о случаях из Книги Чисел или Левита, но я этого делать не буду. Малодушие, ропот, непослушание, искушение; чем бы на это ответили Боги? Молчанием — в лучшем случае. Саваоф же дает своим сынам то, чего они хотят, — это становится причиной, по которой Andrew C. Tunyogi и некоторые другие библеисты видят Яхве благодатным богом. Т.е. считают, что о божественной благодати можно говорить уже в контексте Пятикнижия. Этот тезис, конечно, спорный, потому что Саваоф способен к отложенным наказаниям, а при определенных интерпретациях книги Иова можно говорить и о том, что Бог Ветхого завета может быть причиной страданий невинных.
Возвратимся же к бунтовщикам. Даже если не брать историю Сатаны, в Ветхом завете есть крайне неоднозначные моменты, связанные с бунтом, например — история Корея, Дафана и Авирона из 16 главы Книги Чисел. Неоднозначна она потому, что в ней смешиваются как бы два отдельных бунта: бунт левита Корея, который подходил пытался подойти к вопросу идеологически, то есть оспорить власть Моисея и Аарона с точки зрения права, и бунт Дафана и Авирона, идеологически пустой, идущий от зависти. Интересно то, что в Псалмах не упоминается Корей, но только Дафан и Авирон:
И разгневали Моисея в стане, Аарона, святого Господня:
отверзлась земля и и поглотила Дафана, и покрыла сборище Авирона,
и возгорелся огонь в сборище их, пламя попалило грешников. [Пс 105:16-18]
В 26 главе Книге Чисел, в свою очередь, говорится о том, что сыновья Кореевы пережили божью кару («и разверзла земля уста свои, и поглотила их и Корея; вместе с ними умерли и сообщники их, когда огонь пожрал двести пятьдесят человек, и стали они в знамение; но сыны Кореевы не умерли»). Был ли Корей в своём римском галахическом праве?
Александра Ильина (а.и.)