Сейчас мир просто повергнут в шок. Как все и предполагали, сиквел «Джокера», одного из самых уникальных, нетипичных и своеобразных фильмов по комиксам, вызвал массовую истерию. Вот только проблема заключается в том, что истерию со знаком «минус». Кино с треском проваливается в прокате (бюджет в 200 млн. $ против 166 млн. мировых сборов - это уже кассовая катастрофа), низчайшие рейтинги, не доходящие даже до шестерки, и всеобщее негодование. Во многом винят именно Тодда Филлипса, создателя оригинала. В свое время его кино не только удостоилось «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале, но и заработало миллиард долларов в копилку Warner Bros.
Обычно студия соблюдает статус-кво, вмешиваясь в процесс создания фильма и имея значительное влияние при разработке любых громких релизов, но после ошеломительного успеха первой части Ворнеры полностью доверились видению Филлипса. Даже тестовых показов не было: настолько все были уверены в будущем и как-будто само собой разумеющемся триумфе второго «Жокея». Но как обычно бывает в жизни, что-то пошло не так. Справедливо ли все обливают грязью фильм, или же на него стоит взглянуть под иным углом - давайте разбираться.
Сразу стоит отметить тот факт, что жанровая составляющая у сиквела резко изменилась в неожиданное русло - а именно, в мюзикл. Тодд Филлипс специально хотел поменять общую концепцию продолжения, подав все как грезы и мечты главных героев. Учитывая, что это люди с крайне нестабильной психикой, происходящее на экране в виде пестрых и агрессивных музыкальных номеров выглядит крайне органично и раскрывает мысли что Артура Флека / Джокера, что Харлин Квинзель / Харли Квинн. Причем, если с чудесным вокалом Леди Гаги все понятно, то Хоакин Феникс приятно удивляет резкостью и глубиной тембра своего голоса. Как музыкальное произведение фильм точно удался.
С картинкой и кинематографичностью у ленты тоже все в порядке. Оригинал уходил в сторону серого, темно-зеленого и бледно-желтого (такая комбинация цветов в кино или литературе зачастую ассоциируется с замкнутостью, увяданием и поникшим состоянием - взять то же «Преступление и наказание» Достоевского). Сиквел же пестрит красками, некоторыми сценами отдаленно напоминая культовый «Ла-Ла-Ленд» Дэмьена Шазелла, хотя про трагический расклад событий кино тоже не забывает. Все-таки тут, как я уже сказал, жизнерадостные пляски происходят исключительно в головах действующих лиц. Стоит похвалить и отличный актерский дуэт Феникса с Гагой, хоть беспрецедентно нового, ранее не виданного перформанса вы здесь и не увидите.
И все же: дифирамбы дифирамбами, но хвалить фильм слишком долго не хочется, так как лично в моих глазах он четко разделяется не только на положительные, но и на отрицательные аспекты. По сути, продолжение картине 2019 года совершенно не было нужно: «Безумие на двоих» выглядит дорогостоящим, визуально привлекательным и аудио-обволакивающим, однако необязательным филлером. Язык не повернется сказать, что сиквел делался лишь для сбора очередного миллиарда (какая ирония), однако в сравнении с оригиналом он сюжетно во многом проигрывает. Первая часть хронометража смотрится интересно, а вот дальше идут проблемы с буксующими действиями персонажей и бесконечными копаниями в поисках драматургии, что была раньше.
Предшественник демонстрировал эту драму более изысканно, непринужденно и как-то по инерции. Его потомок же порой сталкивает Артура Флека лбом с какими-то странными, вычурными и безвкусными конфликтами. Идея подробного юридического разбирательства над Джокером хороша, однако лишь на ней 138 минут фильма не смогут выехать. К тому же, та самая заветная химия двух арлекинов вообще не производит должного впечатления, хотя, казалось бы, - они должны быть чуть ли не родственными душами. Самым подавляющим можно, пожалуй, считать именно финал, который кажется уж слишком беззубым, непозволительно чопорным и обесценивающим весь трагизм Артура. По окончании остаешься наедине лишь с чувством недоумения и зияющей пустотой внутри: и все? На такой несклепестой ноте закончится эта горькая история? Такое ощущение, будто заключительные сцены вписали в сценарий на коленках в самый последний момент.
Вот и получается, что «Безумие на двоих» - это сплошное противоречие. Он не обделен шекспировской роковой трагедией, но скуден на фоне оригинала; музыка и актеры отличные, однако общая вовлеченность под конец теряется. Фильм не бездарен и заслуживает шанса - в целом, его не нужно воспринимать как несмешную шутку, которую никто не понял. Тем не менее, стоит занизить свои ожидания, ведь до такого прорывного эксперимента, что увидел свет 5 лет назад, «Безумию на двоих» как до луны. От меня клоунские 7 из 10 🎭