Найти в Дзене
Книжная Невежда

«Убыр» Наиля Измайлова — современная татарская сказка с элементами хоррора и фэнтези

Открывая эту книгу, сначала не совсем понимаешь, во что ты ввязался: "Убыр" начинается вполне буднично и даже уютно. Перед нами обычная семья, проживающая в Казани — Наиль, подросток с типичными школьными проблемами, его младшая сестра Диля и родители. Родители уезжают на поминки в деревню, возвращаются, и тут начинаются странные вещи. Причем очень странные. Сначала это некая тревога, которая как туман постепенно заполняет дом. А потом — бум! — реальность резко выворачивается наизнанку, и начинается настоящая чертовщина.

Коллаж автора канала
Коллаж автора канала

Мне понравилось, что Наиль Измайлов (кстати, настоящее имя автора — Шамиль Идиатуллин) плетет свою историю на основе татарского фольклора. Кто вообще сейчас пишет о татарских легендах? Мы привыкли к вампирам, оборотням и зомби, а тут нам предлагают погрузиться в совершенно новый мир, полный неизвестных чудовищ и духов.

В центре всего этого хаоса — Убыр. Он не просто монстр, это нечто большее. Это существо из татарских легенд, своего рода «вампир-проглот», который поглощает души, заполняя свою внутреннюю пустоту. Мне это показалось метафорой нашего современного общества — потребление без конца, вечная жажда заполнить то, что не может быть заполнено.

Наиль — не типичный герой. Он не супергерой, не какой-то «избранный», он обычный подросток, который просто пытается выжить в этом кошмаре. Сначала это просто страх — страх перед тем, что его родители больше не те, что-то с ними явно не так. Что делать, если любимые мама и папа вдруг стали незнакомцами, если не сказать - чудовищами? Как спасать свою сестру, если сам не понимаешь, от кого бежать? У этого подростка нет магических способностей, нет волшебной палочки или друзей с суперсилами. Только он сам, его хрупкая сестра и мир, который начинает трещать по швам.

История постепенно набирает обороты, погружая нас в мир, где современная жизнь переплетается с древними мифами. Казанские многоэтажки, интернет, смартфоны — все это рядом с древними духами, забытыми традициями и... неожиданно современными угрозами. Да, именно современными! Ведь в мире Наиля, кроме Убыра, есть еще гопники, маньяки, оборотни в погонах — реалистичные и одновременно метафорические враги. Все это как будто подчеркивает мысль, что зло может принимать разные формы, и оно ближе, чем нам кажется. В книге смешиваются ужасы как фольклорные, так и социальные, и от этого становится не по себе: ты читаешь про духов, а потом понимаешь, что куда страшнее может быть реальный человек.

Повторюсь, одна из самых сильных сторон книги — это татарский колорит. Татарские вставки, легенды, предания — все это создает уникальную атмосферу. Ты буквально чувствуешь себя погруженным в другую культуру, где каждая деталь — от шуточек героев до национальных блюд — добавляет объемности и остроты.

Но не все в «Убыре» так гладко. Если первая половина книги цепляет своей жуткой атмосферой, медленным, но верным нарастанием страха, то вторая часть внезапно превращается в боевик. Да, динамика меняется, фэнтези элементы выходят на передний план, и кажется, что ты уже читаешь совсем другую книгу. Кто-то называет это минусом, кто-то наоборот видит в этом плюсы. Лично для меня переход был слишком резким. Я ожидала больше мистики, а получила… не буду спойлерить.

Конечно, финальные главы читаются на одном дыхании, но мне показалось, что вторая часть потеряла ту самую жуткую, медленную напряженность, которая так цепляла вначале.

Отдельно стоит отметить и финал. Он показался мне скомканным и недоработанным. Вся эта история вела к чему-то большему, но на финишной прямой все вдруг как-то схлопнулось. К тому же, я знаю, что у книги есть продолжение, но, честно говоря, у меня не возникло желания его читать. Финал оставляет множество открытых вопросов, и хотя кому-то такой подход может показаться интригующим, мне чего-то не хватило для полноценного завершения истории.

Но несмотря на свои недостатки, «Убыр» все же оставил после себя яркие впечатления. Эта книга необычная, живая и очень современная. При этом она пропитана древними страхами и мифами. Автор вплетает татарский фольклор в наше время, создавая необычную смесь современности и древности. Она не идеальна, но она цепляет. Это история о взрослении, о том, как страхи могут сделать тебя сильнее. И хотя Наиль не супергерой, как во многих сказках, он все равно становится героем, потому что ему пришлось пройти через тьму и при этом удалось остаться собой.