31 июля 1815 года случилась первая железнодорожная катастрофа. Неподалеку от деревни Филадельфия в Англии публике демонстрировался «Механический путешественник» - один из самых первых паровозов. Собралась толпа зевак. Инженер Уильям Брунтон был недоволен скоростью своего детища: паровоз выдавал всего 4 км/ч и поэтому он добавил пара в котле. Оказалось, это была плохая идея.. Котел взорвался и летний день перестал быть томным. Погибло на месте от 10 до 15 человек. Давайте составим список 10 самых страшных известных нам железнодорожных катастроф XIX века по количеству жертв. Поехали!
10 место. Парижский пригород Сен-Манде 26 июля 1891 года. В 21 час народ возвращался в Париж с праздника, проходившего в Сен-Манде. Поезда шли переполненными, и очередной поезд Венсан — Париж, подошедший к вокзалу, не смог вместить всех желающих. Поезд задержался на вокзале, так как люди всё пытались втиснуться в вагоны. Он всё же тронулся, но толпа сопровождала его — народ не терял надежды влезть в вагоны хотя бы через окна, поэтому поезд двигался медленно. В это время на станцию въехал дополнительный поезд Венсан — Париж, тоже забитый под завязку, который должен был проехать Сен-Манде без остановки. При этом головной паровоз второго поезда был почему-то поставлен задом наперед и шёл задним ходом. Машинист каким-то образом не увидел отходящий от станции первый поезд и врезался в хвостовой вагон на большой скорости. Деревянные вагоны вспыхнули. В итоге погибло более 50 человек и было ранее более 100. Жертв могло бы быть еще больше, но именно в это время в Сен-Манде происходил банкет в честь парижских пожарных — они успели на вокзал в полном составе и спасли многих из пострадавших.
9 место. 8 мая 1842 года на окраине Мёдона случилась первая во Франции железнодорожная катастрофа.
Она унесла 55 жизней. В тот день из Версаля в Париж шел пассажирский поезд под двойной тягой: один паровоз тянул, а второй – в хвосте - подталкивал. Поезд был переполнен: люди возвращались после празднования в честь короля Луи-Филиппа I. Тогда во Франции было принято запирать вагоны с пассажирами на замки. Внезапно головной паровоз сошел с рельсов. Следующие за ним вагоны полезли друг на друга – толкач давил на вагоны с хвоста поезда. Наконец поезд остановился. Но деревянные свежеокрашенные вагоны быстро вспыхнули от котла опрокинувшегося паровоза. Пожарные и очевидцы ничем не смогли помочь запертым в вагонах пассажирам. На их глазах люди горели заживо.. Как показало расследование, к катастрофе привел усталостный слом оси.
На восьмом месте «Великое крушение поезда».
Июль 1856 года в северной Пенсильвании выдался исключительно жарким. По открытой год назад однопутной железнодорожной линии сновали грузовые и пассажирские поезда. 17 июля рано утром из Филадельфии должен был проследовать арендованный церковью святого Михаила прогулочный поезд, вывозящий детей воскресной школы на пикник. Поезд шел вне расписания. Паровоз с трудом тянул 12 вагонов, переполненных людьми и часто останавливался для восстановления давления пара. По разным оценкам, в поезде ехало от 1100 до 1500 человек. Отправившись в 5-10 (это так рано там вставал народ?!), Поезд должен был прибыть на станцию Уиссахикон в 6:00. Здесь его ждал встречный грузопассажирский состав. Но ожидание затягивалось. Для таких случаев был установлен 15 минутный интервал ожидания в соответствии с расписанием. В 6-15 грузопассажирский, никого не дождавшись, отправился. По какой-то причине машинист не стал связываться по телеграфу с соседней станцией, чтобы узнать, свободен ли участок. Возможно, вообще на станции никто не знал о идущем вне расписания прогулочном поезде. На подходе к станции Уиссахикон профиль пути шел на спуск и путь огибал холм в кривой. Грузопассажирский, на котором ехало 20 пассажиров, постоянно давал гудки, чтобы свести к минимуму риск столкновения. Машинист прогулочного поезда, стремясь наверстать время, на спуске максимально разогнался, что и создало условия для катастрофы. В 6-18 поезда столкнулись. Котлы взорвались и это было слышно за 8 километров от столкновения. Первые три вагона прогулочного поезда оказались полностью уничтожены, остальные сошли под откос. Вспыхнул огонь. Дети и взрослые горели заживо в обломках. Пламя пожара было видно за несколько километров. Живущие поблизости люди пытались помочь раненным, но при этом мешали прибывшей пожарной команде тушить пламя. Когда страшная весть достигла Филадельфии, люди учинили беспорядки, требуя срочно отправить дополнительный поезд к месту трагедии, пытались захватывать ручные дрезины.. Всего погибло 67 человек, десятки тяжело пострадали.
Седьмое место. 4 июля 1891 года произошла крупнейшая в истории Швейцарии железнодорожная катастрофа.
Недалеко от Базеля, возле местечка Мёнхенштейн, рухнул мост через реку Бирс при проходе по нему пассажирского поезда, следовавшего из Базеля. Первоначально сообщалось о более, чем 120 погибших и 150 раненых. Официальная статистика 74 погибших и более 200 раненых. Причиной крушения были названы конструктивные недостатки моста. Между прочим, инженером, спроектировавшим этот мост, был Гюстав Эйфель, автор знаменитой башни в Париже. Виновниками посчитали строителей, которые не провели при постройке моста необходимых испытаний.
На шестом месте крушение в Чанки Крик. Это случилось 19 февраля 1863 года между Меридианом и Виксбургом, Миссисипи.
Данная линия славилась своим низким качеством, здесь почти ежедневно случались инциденты и сходы. Воинский эшелон доставлял подкрепление Конфедерации гарнизону Виксбурга. Из-за сильных дождей, прошедших накануне, частично размыло основание моста через реку Чанки. Местный начальник участка установил на пути предупреждающий знак и дал инструкции остановить входящий транспорт, но они не были выполнены. Все произошло ранним утром, около 6-00. Грузопассажирский эшелон тянул паровоз Геркулес. По неизвестным причинам эшелон шел с превышением скорости. И в темноте машинист не увидел знака остановки… Последствия были плачевными: 75 погибших из двух сотен солдат конфедератов.
Пятое место. Железнодорожная катастрофа, вызванная обрушением моста через Тэй, Шотландия.
Особенностью Шотландии стали глубоко вдающиеся в землю заливы рек – эстуарии (по нашему – «губа»: Обская губа и т.д.). На южном берегу одного из них расположился город Уормит, а на северном – Данди. Обходной путь занимает многие десятки километров. И в период расцвета железнодорожного строительства здесь задумали поставить мост. Для того времени это был почти шедевр инженерной мысли. Но многого все же не учли. Все закончилось 28 декабря 1879 года. В этот день погода быстро испортилась. Налетел ветер. К вечеру шторм усилился еще больше. Пассажирский поезд в Данди из паровоза, пяти пассажирских вагонов, в которых ехало 75 человек и тормозного вагона в 19-12 подошел к будке дежурного на южной оконечности моста, где он был встречен и отправлен на мост. Дежурный смотрел вслед поезду и увидел вспышку искр, после которой хвостовые огни поезда исчезли. В Данди поезд не прибыл. Очень скоро стало ясно, что мост обрушился в своей центральной части. Сразу же началась спасательная операция. Но спасать было уже некого: ураганный ветер и двухметровые волны не дали ни единого шанса пассажирам.. Погибли все, кто находился в поезде – 75 человек. Через три года было начато строительство нового моста.
На четвертом месте железнодорожная катастрофа в Иллинойсе, США. Лето 1887 года было жарким и сухим.
Если бы у них было МЧС – оно бы прислало СМС – «Чрезвычайная пожароопасность» Опасаясь, что искры от паровозов могут вызвать возгорание кустов, железнодорожная компания начала проводить контролируемые поджоги, чтобы предотвратить большие пожары. В день аварии бригады провели контролируемый поджог недалеко от места аварии — есть подозрение, что неспособность потушить его и привела к катастрофе. 10 августа специальный поезд перевозил отдыхающих, купивших билеты к Ниагарскому водопаду. И нужно сказать, все эти путешественники по большей части были людьми небедными. Два паровоза тянули шесть полностью загруженных деревянных пассажирских вагонов, шесть спальных вагонов и три багажных вагона. Поезд проследовал Чатсуорт без остановки. Прямая как стрела железнодорожная насыпь пересекала многочисленные сухие русла, над которыми были поставлены соответствующие им деревянные мосты. В 5 километрах к востоку от Чатсуорта как раз и находился поврежденный огнем обугленный мост. Подходя к сухому руслу, поезд ускорился вниз по склону до 64 км/ч. Первый паровоз успешно пересек ослабленный мост. А под вторым мост рухнул. Этот паровоз ударился в склон холма, и на него стали накатывать пассажирские вагоны. Получился большой завал из обломков дерева, погнутого металла и человеческих тел.. Эта катастрофа попала в национальные новости, включая почти половину первой полосы New York Times. Утром на земле, в стороне от места катастрофы, было найдено множество пустых бумажников и портмонэ, а у нескольких трупов с ног были стащены даже сапоги. Но грабители навсегда исчезли. Все эти факты позволяют дать вторую версию - банда злоумышленников решила поджечь мост перед проходом поезда, зная, что там будет чем поживиться.. Погибло 85 человек.
Третье место. 29 декабря 1876 г. Недалеко от города Аштабьюла на одноименной реке произошло обрушение моста под пассажирским поездом. По официальным, довольно скромным данным, погибло 92 человека.
Мост через реку Аштабьюла был построен изначально деревянным. В 1863 году железнодорожная кампания решила заменить его на стальной. Но проектировщик моста Амаса Стоун допустил ряд ошибок при его проектировании, что и окончилось катастрофой, которую потом назвали «ужас Аштабьюлы». Поезд № 5 Южной железной дороги Лейк-Шор и Мичиган, известный как Pacific Express, выехал из Буффало, Нью-Йорк, в 14:00 29 декабря 1876 года с отставанием от графика на 1 час и 8 минут. На его пути бушевала снежная буря. Сугробы были такими, что вскоре добавили второй паровоз, чтобы хоть как-то двигаться дальше. В 19-30 он достиг Аштабьюлы. Видимость практически отсутствовала. По мосту он шел со скоростью около 20 км/ч. Когда головной паровоз подошел к западной оконечности главного пролета, машинист услышал треск и ощутил, как паровоз начинает проваливаться вниз. Он сразу дал полную тягу. В это же время второй паровоз и остальные вагоны, разорвав поезд, полетели в реку. Машинист уцелевшего паровоза остановил его в 90 метрах от места катастрофы и стал давать гудки и бить в колокол. Рядом, буквально в километре была станция Аштабьюла и первая помощь подоспела со стороны железнодорожников. Внизу в хаосе обломков возник сильный пожар: деревянные вагоны и разбитые масляные фонари сделали свое дело. Многие из тех, кто не умер при падении, утонули в реке или задохнулись в дыму пожара. Ночью и утром на месте катастрофы появились грабители, и только выставленное мэром оцепление возымело действие. По официальным данным, погибло 92 человека из 160 ехавших в поезде. Все это случилось, как показало расследование, из-за неправильно спроектированного моста. Такая конструкция должна была обрушиться рано или поздно.
На втором месте - самая эпичная железнодорожная катастрофа на разводном мосту.
В 1-20 ночи 29 июня 1864 года пассажирский поезд из Квебека в Монреаль населенностью от 354 до 475 пассажиров подходил к мосту Белэль. Мост был разведен для пропуска парохода и пяти барж. За милю до моста светофор горел красным. Конечно, это был не современный электрический автоматический светофор. Но, блин, как можно было не заметить красную лампу ночью? Однако ни машинист, ни помощник, ни проводник поезда утверждали, что не видели никакого сигнала. Поезд скорости не снизил и продолжил движение. В 1-20 паровоз и 11 пассажирских вагонов сорвались с моста и упали на проходившую под мостом баржу, утопив ее. Глубина реки в этом месте составляла около 3 метров, которых хватило, чтобы те, кто выжил при падении, утонул в воде.. Машинист выжил и в суде оправдывался тем, что работает недавно, с маршрутом не знаком, и поэтому сигнал не заметил.. В этой катастрофе погибло 99 человек и более сотни пострадало.
И на первом месте - Тилигульская железнодорожная катастрофа — крушение грузо-пассажирского поезда на границе между Подольской и Херсонской губерниями, на 186-й версте Одесской железной дороги, где пути, пересекая долину реки Тилигул, были проложены по насыпи высотой до 12 саженей.
Сейчас вблизи этого места находится остановочный пункт электропоездов Борщёвка. 24 декабря 1875 г. грузо-пассажирский поезд следовал в Одессу. Пассажирами поезда были по большей части новобранцы 14 пехотной дивизии. Была сильная метель Поезд прибыл в Балту, и после отправлен в Б+ирзулу не по расписанию, а по телеграфному соглашению. Связавшись с Б+ирзулой, и убедившись, что путь свободен, поезд отправили дальше. Но как раз в это время на насыпи производился срочный ремонт пути – нужно было заменить лопнувший рельс. Начальникам ближайших станций о ремонте доложено не было, как и не было поставлено никаких предупреждающих знаков. Перед насыпью со стороны Балты путь идет на спуск и проходит в глубокой выемке, которая частично ограничивает видимость вперед. И тут нужно понимать, как тормозили поезда в то время. Тормозить можно было паровозом, тендером и вручную механическими вагонными тормозами. В те годы в вагонах, где были тормоза находились кондуктора-тормозильщики. На спуске перед насыпью машинист затормозил тендер, но, видя что ход не убавляется, дал свисток тормозить кондукторам, которых вместо положенных шести было четверо. В это время на насыпи укладывались последние пять рельсов. Когда рабочие услышали свисток машиниста, дорожный мастер с флагом в руке бросился навстречу поезду, всё ещё невидимого с насыпи; машинист тоже заметил один из флагов, дал задний ход и начал давать свистки крайней опасности. Все кондукторы выскочили из вагонов, начали тормозить, но не успели уменьшить ход поезда. Рабочие перебежали на другой путь. Локомотив сошёл с рельсов, пошел влево к обрыву насыпи, и полетел вместе с 11-ю вагонами новобранцев, двумя вагонами с пассажирами 3-го класса и платформой с пшеницей и кукурузой, принадлежавших частным лицам. Вслед за одиннадцатью вагонами полетело 5000 пудов хлеба. Всё это свалилось в груду и загорелось от лежащего внизу тендера, наполненного каменным углём. Число погибших составило 140 из более чем 400 ехавших в поезде.
Этот список не учитывает катастрофы на железных дорогах Индии, Китая, Южной Африки – там к концу девятнадцатого века наверняка уже были железнодорожные линии. И скорее всего, были и катастрофы. Их не могло не быть. Но никаких упоминаний о таких событиях в доступных мне источниках я не нашел.