Интернет и Роскомнадзор – близнецы-братья
Как сообщило 12 октября издание Forbes, на федеральном портале проектов нормативных актовпоявился проект приказа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) «О внесении изменений в Положение о Центре мониторинга и управления сетью связи общего пользования». Это положение о Центре мониторинга было утверждено приказом от 31 июля 2019 г. № 225. В это положение и вносятся существенные изменения, которые вызвали споры в общественной среде.
Главное изменение, которое вносится в положение, – это возможность федерального ведомства по решению Генеральной прокуратуры замедлять любой сайт. Причём это замедление ведомство будет делать в закрытом режиме (непублично), не обращаясь в судебные органы.
За последние несколько десятков лет Интернет стал важным инструментом для обеспечения свободы слова, предоставляя платформу для обмена мнениями, информации и идей. Поэтому неудивительно, что сообщение о наделении Роскомнадзора новыми функциями по надзору и контролю в отношении такой платформы для выражения мнений и подачи информации, вызвало многочисленные негативные оценки и дискуссии.
Исходя из текста документа ведомство получает право управлять сетью Интернет через Технические средства противостояния угрозам (ТСПУ) или с помощью «передачи обязательных к выполнению указаний» операторам связи, владельцам точек обмена трафиком или владельцам технологических сетей.
Следует обратить внимание, что проект приказа появился не на пустом месте. В июле текущего кода депутатами Государственной Думы был принят Федеральный закон (утверждён 8 августа):
«О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В этом федеральном законе и были изложены поправки в Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ "О связи", которые послужили юридическим обоснованием для разработки проекта приказа. То есть ведомство, просто приводит свои нормативные акты в соответствии с действующим законодательством. Но и собирает все шишки от несогласных граждан и организаций.
Я предполагаю, что причиной принятия таких изменений послужили события с замедлением работы YouTube, которые продолжаются более 2 месяцев. Компания CDN Video оценила итоги замедления работы видеоплатформы и пришла к выводу, что к концу сентября трафик YouTube упал на 50%. Большинство пользователей перешли в VK Video, «Яндекс», RuTube, «Иви» и Okko.
Фактически с внесёнными поправками в федеральный закон и при принятии приказа Роскомнадзор получил юридические основания влиять на работу всех субъектов Интернета в стране.
Алексей Амелькин, Президент Ассоциации операторов связи «Макател», считает, что новый приказ лишь формализует практику, которая уже применяется. Механизмы замедления уже применялись и ранее. А технические средства противостояния угрозам уже установлены у всех операторов после 2019 года.
Двойственный инструмент для свободы слова
«Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека» (Михаил Бакунин). Не все пользователи сети следуют этому правилу, это печальная реальность. К сожалению, многие пользователи называют Интернет «большой помойкой». Количество ложной и вредной информации в сети предостаточно. Это одна сторона медали - нечистоплотность некоторых пользователей сети.
Вторая сторона медали тоже вытекает из аксиомы – нет ни одной страны, где государство как аппарат подавления не защищало бы правящие элиты в стране, будь то диктатура, тоталитарный режим или так называемые «демократичные» страны, где «свобода слова» в качестве некой иконы.
Яркий пример – знаменитая одиссея главы ресурса WikiLeaks Джулиана Ассанжа, о которой многие знают. В апреле 2010 года опубликовал ресурс видеозапись, как американские солдаты с вертолёта расстреливают мирных жителей. Тринадцать лет мытарств по миру, так как в США он стал «опасным врагом государства». Или увольнение легендарного ведущего Fox News Такера Карлсона после его позиции по украинскому кризису.
Другой пример – арест Павла Дурова в Париже. Как говорится, «арест пошёл на пользу», «Телеграм» начал закрывать комментарии к некоторым публичным постам в телеграм-каналах, сообщают администраторы новостных пабликов. Также изменилась политика выдачи властям данных пользователей, что и требовалось «для свободы слова». И мессенджер блокирует поисковые запросы, в которых «проблематичные» ключевые слова или фразы.