Найти тему
TacticMedia

Михаил Тимин. Покрышкинский полк: начало пути

55-й истребительный полк, встретивший начало Великой Отечественной на южном участке фронта, к концу войны станет одной из самых титулованных частей ВВС Красной Армии. Он получит гвардейское звание и почетные наименования, с 587 воздушными победами войдёт по этому показателю в тройку самых результативных полков, а в списке его асов, возглавляемом А.И. Покрышкиным и Г.А. Речкаловым, будет почти два десятка одних только Героев Советского Союза. Но начало этого славного пути выдалось очень трудным. Как сложился первый день войны для Покрышкинского полка?

«На южном участке фронта за несколько дней до войны командование Одесского военного округа проверяло боевую готовность своих войск и авиации. Авиационные части были перебазированы на полевые аэродромы, на которых самолеты были рассредоточены и замаскированы. Лётный состав находился в повышенной боевой готовности. Штаб ВВС военного округа… был переведен из Одессы в Тирасполь. Эти мероприятия позволили успешно отразить воздушное нападение. Противник вывел из строя шесть наших самолетов, а сам потерял 30…»

Подобные утверждения растиражированы в многочисленных публикациях о начале Великой Отечественной войны и со временем стали хрестоматийными. Так ли это было на самом деле?

Накануне «Барбароссы»

Главную ударную силу люфтваффе на южном участке фронта составляли соединения 4-го авиакорпуса V воздушного флота – истребительная эскадра JG 77 (116 Bf 109E и Bf 109F, из них 61 исправный) и бомбардировочная эскадра KG 27 (87 He 111P и He 111H, из них 73 исправных). Немецкие экипажи имели проверенную в боях, надежную технику, располагали специализированными боеприпасами SD-2 и SD-50 для атак самолетов на аэродромах, ранее приобрели великолепную лётную и тактическую подготовку, а также серьезный боевой опыт.

Вставший на нос при вынужденной посадке Bf 109E позволяет рассмотреть четыре подфюзеляжных пилона, на каждый из которых подвешивалось по 24 двухкилограммовые бомбы-мины SD-2 — крайне эффективное оружие против живой силы и небронированной техники вне укрытий
Вставший на нос при вынужденной посадке Bf 109E позволяет рассмотреть четыре подфюзеляжных пилона, на каждый из которых подвешивалось по 24 двухкилограммовые бомбы-мины SD-2 — крайне эффективное оружие против живой силы и небронированной техники вне укрытий

Кроме того, для командования V воздушного флота были огромным подспорьем союзники, Королевские ВВС Румынии. Использование румынских авиачастей на второстепенных направлениях позволяло сковать советские ВВС в Бессарабии и высвободить части люфтваффе для действий на направлении главного удара.

Задачи на первую фазу вторжения перед немецкими лётчиками были поставлены серьезные. Они должны были уничтожить советскую истребительную и штурмовую авиацию на огромном пространстве между Станиславом (Ивано-Франковск), Проскуровом, Винницей, Дубоссарами и Васлуем (город в 55 км южнее Ясс). В связи с этим, действовать предполагалось на трёх направлениях: основными силами против ВВС КОВО на Черновицком и Каменец-Подольском, и небольшими силами (одна истребительная группа и одна бомбардировочная эскадрилья) – против ВВС ОдВО в направлении на Бельцы. Румынские ВВС нацеливались на Кишинёв и Одессу.

He 111 из KG 27 несли более тяжелое вооружение — такое, как эти подвешиваемые под «Хейнкель» 250-кг бомбы
He 111 из KG 27 несли более тяжелое вооружение — такое, как эти подвешиваемые под «Хейнкель» 250-кг бомбы

С советской стороны противостоять асам люфтваффе в районе Бельцев предстояло 55-му истребительному авиаполку 20-й смешанной авиадивизии ВВС Одесского военного округа. Согласно данным об учебно-боевой подготовке за 1940 год, 55-й ИАП выглядел крепким середнячком, налетав к 15 октября 3830 часов (9586 посадок). Также было проведено 535 стрельб по конусу (результативных — 264), 490 одиночных учебных воздушных боев. Однако запрет полётов на самолетах И-16 с моторами М-63, последующее перевооружение всего полка на И-153 «Чайка» и переброска в Бельцы негативно отразились на боеспособности. В итоговом годовом отчете ВВС ОдВО отмечалось:

«…55-й истребительный полк: боеспособность полка только на 25% – одной эскадрильей может выполнить боевые задачи в средних метеоусловиях…»

Ситуацию усугубило то, что осенью 1940-го и весной 1941 года полтора десятка опытных командиров полка (комэски, их заместители, командиры звеньев) убыли во вновь формируемые части, а на их должности были выдвинуты наиболее подготовленные рядовые летчики – в их числе, к примеру, был будущий самый титулованный ас полка и Трижды Герой Советского Союза старший лейтенант А.И. Покрышкин.

К началу января 1941 года после ряда перевооружений полк оказался полностью укомплектованным бипланами И-153 вместо прежней смеси И-16, И-153 и И-15бис – правда, лётчики двух эскадрилий из четырёх на «Чайках» ещё не летали.

Этот И-153 — единственный самолет 55-го ИАП, чей внешний вид можно считать полностью установленным на 1941 год. На самолете летал и потерпел в марте 1941 года аварию пилот 3-й эскадрильи младший лейтенант Григорий Андреевич Речкалов (художник Игорь Злобин)
Этот И-153 — единственный самолет 55-го ИАП, чей внешний вид можно считать полностью установленным на 1941 год. На самолете летал и потерпел в марте 1941 года аварию пилот 3-й эскадрильи младший лейтенант Григорий Андреевич Речкалов (художник Игорь Злобин)

Подтянуть учебно-боевую подготовку удалось только в апреле. В этом месяце достиг пиковых показателей налёт (630 часов, из них 487 – на И-153), была проведена 131 стрельба по конусу (результативных 104) и 123 учебных воздушных боя. С завода в этом месяце поступили в ящиках 40 новеньких МиГ-3, а для переучивания лётчиков, ранее летавших только на истребителях-бипланах, прибыли восемь И-16 тип 24 из соседнего 146-го ИАП, а также три стареньких И-16 тип 5 из ремонта. Лётчики приступили к отработке взлета и посадки...

Читать полностью >>>